Skip to content
Top Menu
05.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Политика

В динамике пике

14.06.202414.06.2024 - 1 комментарий
19
Поделились

За январь–апрель 2024 г. в России построили рекордно малое число гражданских самолетов – всего две машины (обе тяжелее 2 тонн). За тот же период 2023 г. сделали шесть самолетов (включая три единицы тяжелее 2 тонн), следует из данных Росстата. Всего в 2023 г. построили 16 самолетов, что было в 2,5 раза меньше, чем в 2022 г., когда их сделали 40 единиц.

В правительстве обещали до 2030 г. поставить 1036 самолетов, в том числе 270 МС-21, 142 SSJ-New, 70 Ил-114, 12 Ил-96-300, 70 Ту-214, 140 ТВРС-44 «Ладога», 178 L-410, 154 «Байкала». На это решили выделить 771 млрд руб. В частности в 2023 г. должны были поставить 25 самолетов (включая 20 L-410), а в 2024 г. – 69 единиц (включая 20 L-410, 20 SSJ-New и др.).

Но текущие темпы производства пока позволяют надеяться на изготовление в этом году едва ли 11 самолетов, в шесть раз меньше запланированного. Такой объем производства может оказаться самым низким за 2021 год. Меньше гражданских самолетов сделали только в 2002 г. – всего 10 единиц, что было историческим минимумом.

Отчасти срыв госпрограммы объясняется санкциями. Так, в 2022 г. пришлось отказаться от производства чешских L-410. Компания Let Kunovice после разрушения СССР была в кризисе. На выручку пришел УГМК олигарха Искандера Махмудова, который в 2008 г. купил сначала 51%, а в 2013 г. – оставшиеся 49% акций. В 2018 г. на Уральском заводе гражданской авиации начали сборку локализованных L-410 по лицензии чехов. Но сегодня авиакомпании отказываются от L-410, для которых нет запчастей.

А ведь у России был свой L-410 – советский Бе-32. Его выпуск прекратили в 1970 г. в пользу чехословаков. В 1994 г. его доработали до версии Бе-32К под канадские двигатели Pratt & Whitney, показали на «МАКС-95» и договорились о производстве в Румынии, но помешал кризис. В 2010 г. была еще одна попытка реанимации. Самолет доработали до версии Бе-32МК под омские двигатели ТВД-10Б, но вновь отказались от производства в пользу чехов.

Сейчас в программе авиастроения L-410 заменили на похожие ЛМС-192 «Освей» – самолеты российско-белорусского производства. Опытный образец построят до начала 2027 г., сообщал Денис Мантуров. Близкие характеристики у «Байкала» и «Ладоги», их тоже только готовят к серийному выпуску.

И эти, и остальные отечественные самолеты, не говоря уже о средствах производства для них, тоже оказались зависимы от импорта. Срочно потребовалось налаживать локальное производство комплектующих, из-за чего сдвинулись все сроки запуска в серию. В том же SSJ-100 было до 70% импортных деталей, а в новом SSJ-100-New их, как пообещали, «практически не останется». Власти рассчитывали заменить 97% иностранных комплектующих, хотя и одна импортная деталь может стать источником проблем. В итоге старт запуска в серию сместили с 2024 на 2026 г.

Политика обслуживания чиновниками РФ западных корпораций в ущерб развитию отечественной авиации закончилась закономерным провалом.

В мае 2024 г. правительство скорректировало программу развития авиапрома до 2030 г. и по другим самолетам. Общий заказ уменьшили до 994 самолетов. На 2024 г. заложили поставку лишь одного экземпляра Ту-214.

В ОАК и Минпромторге сдвиг объяснили необходимостью возрождать с нуля и в одиночку множества компетенций в беспрецедентные по мировым меркам сроки.

Но опыт такой есть. Если в 1939 г. в СССР построили шесть гражданских самолетов третьего класса Ли-2, то в 1941 г. – 237 ед.

В 1993 г. в России сделали 118 самолетов, или в 4,6 раза больше, чем в 2023 г. Авиапромкатастрофа последовала в 1990-е за приватизацией и разрушением системы общегосударственного планирования.

А вот Boeing, Airbus или китайцы, что строят по 400–800 самолетов в год, свою систему планирования не переставали совершенствовать. В РФ ее элементы пытаются наладить внутри отдельных предприятий и отраслей. Например, в 2017 г. ОАК сообщала о внедрении нового ПО от компании «Райтстеп» по планированию и мониторингу, созданного по разработкам немецкой SCM Solutions.

Но все это носит несистемный и узкоприкладной характер и на фоне господства интересов сырьевой олигархии пока не позволяет рассчитывать на большой успех.

Примечания: 1) Представлены данные по производству гражданских самолетов 1–4 классов (включая легкие самолеты) в РСФСР/РФ; 2) 1997 г. и позже – данные Росстата, 1990–1996 гг. – данные реестра Russianplanes.net, в котором значительно недоучтены легкие самолеты (реальное производство в начале 1990-х было на несколько десятков самолетов больше); 3) 2024 г. – оценка по динамике на 4 месяца; 4) 2024–2030 гг. – прогнозы по госпрограмме развития авиаотрасли в редакции от 06.2022 и от 05.2024.

Источники: Росстат, Russianplanes.net

ИА «РАВЕНСТВО»

Другие материалы номера

  • Школа уходит под землю
  • Что не так у нас с правами человека?
  • Флаги готовы реять, а Зеленский устраивает истерики
  • У подвига — достойное имя
  • Тонущая столица
  • Столицу ждет комфортная погода
  • ПМЭФ-24 – подарки олигархам
  • Нехватка лекарств от онкологии
  • Неделимая безопасность
  • Наши удары усиливаются
  • На Ямале самолет совершил жесткую посадку
  • Коротко
  • Вход – платный
  • Великих стран и народов не бывает без великих идей!
  • В Шебекино из-за обстрела рухнул подъезд
  • В Марий Эл три человека погибли в ДТП с автобусом
  • Бури не вышло, но пошумели сильно

Похожие новости

Заявления региональных организаций КПРФ

03.12.202503.12.2025

Создать условия для достойной жизни!

01.12.2025

Победный подход возрождает народ

28.11.202528.11.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Столицу ждет комфортная погода
Следующая новость ПМЭФ-24 – подарки олигархам

Свежий номер

  • 135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    04.12.2025

Календарь публикаций

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
« Май   Июл »

Архив номеров

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
« Май   Июл »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • Пушкинец к записи Сыны земли Русской
  • yurij к записи Поклонимся подвигу Сталина и советских воинов
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю

Слово партнёрам

  • Как организовать квартирный переезд без стресса: пошаговый план для спокойного переезда

  • Автоломбард или банк: что выгоднее для заемщика и как сделать правильный выбор

  • Аренда выделенного сервера: особенности и нюансы выбора

  • Эко-отопление частного дома: сравнительный обзор

  • Одноразовая посуда: как выбрать и на что обратить внимание

Праздники

Декабрь 2025

Пятница, 5 декабря

Весь день
День добровольца (волонтера) в России

Ежегодно 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтёра), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.Учреждению праздника предшествовала длительная история развития волонтёрского движения в России, а выбор да

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3623/
Повторяется ежегодно
День начала контрнаступления советских войск под Москвой

День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

https://www.calend.ru/holidays/0/0/630/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль