Автор и ведущий американской газеты сообщают:
Русские, как боги, на машинах багги
NYT: российские войска достигают успехов за счет использования мобильной техники
Российские войска применяют новую тактику для штурма траншей ВСУ, пишет NYT. Они используют мотоциклы и машины-багги для быстрого пересечения открытого пространства – зачастую под шквалом огня противника – и, десантируясь, захватывают позиции противника.
Сначала над горизонтом появилось облачко пыли. Спустя несколько секунд в поле зрения возникли несколько мотоциклов с российскими солдатами, которые зигзагами ехали по полю, поднимая за собой настоящую бурю. Это была шумная и очень рискованная попытка атаковать украинскую траншею.
«Они двигались быстро, они рассредоточились, и они уклонялись от огня», – рассказал лейтенант Михаил Губицкий, описывая российскую атаку на мотоциклах, свидетелем которой он стал. Этой весной таких штурмов на линии фронта было много. Они стали новой безумной составляющей и без того жестоких и хаотичных боевых действий.
По словам солдат и командиров, сегодня на некоторых участках фронта половину всех атак российские солдаты проводят на мотоциклах, квадроциклах и багги. Они пытаются на скорости преодолевать открытые пространства, где тяжелая бронированная техника становится легкой мишенью для украинских войск.
Эти необычные транспортные средства появляются на фронте так часто, что перед некоторыми украинскими траншеями образовались целые свалки металлолома из брошенных и подбитых машин – это подтверждают многочисленные видеокадры с разведывательных беспилотников.
Такая тактика стала очередным российским новшеством, попыткой приспособиться к новым условиям на поле боя, каждая пядь которого тщательно минируется и находится под постоянным наблюдением. Российские войска ведут боевые действия, добиваясь незначительных тактических успехов и зачастую продвигаясь вперед всего на несколько сотен метров.
Самое значительное продвижение русских с начала наступательных действий в этом регионе составляет 25 километров.
«Мы ведем бои за каждый метр», – рассказывает командир артиллерийского подразделения из состава 80-й десантно-штурмовой бригады капитан Ярослав. На этой неделе он осуществлял пуски ракет по российским позициям на линии фронта. Капитан назвал только свое имя из соображений безопасности.
Тем не менее российская армия продолжает наступать. Постепенно она продвигается все дальше. Сейчас российские военные приблизились к стратегически важным путям снабжения и населенным пунктам Донбасса.
После занятия города Бахмут в мае 2023 года русские за год с лишним продвинулись на запад менее чем на пять километров. Сейчас они застряли у канала перед городом Часов Яр.
Они создали угрозу выхода во фланг украинских войск. Кроме того, русские приближаются к важнейшему украинскому пути снабжения, шоссе Покровск – Константиновка.
Угроза для этого пути снабжения повышает значимость боев на данном участке фронта. Если русские овладеют дорогой или даже создадут для нее угрозу, необходимый для воюющей в Донбассе украинской армии поток продовольствия, оружия и боеприпасов замедлится. В понедельник русские едва не разрушили двумя ракетами важный мост на этом шоссе. Мост после удара остался цел, но погибших и раненых, по сообщениям региональных властей, было немало.
Кроме того, российское наступление создает угрозу двум украинским населенным пунктам: Торецку и Нью-Йорку. Второй – это просто маленькая точка в украинской степи, получившая свое название в XIX веке. Если эти населенные пункты падут, Россия сможет продолжить наступление в направлении последних из удерживаемых Украиной крупных городов Донбасса: Константиновки, Дружковки, Краматорска и Славянска.
В этом месяце власти активизировали эвакуацию гражданского населения из Торецка и Нью-Йорка, вывозя немногих оставшихся там жителей микроавтобусами под мощными обстрелами.
Эвакуацию проводят поспешно. У жителей есть всего несколько минут на то, чтобы погрузить в автобус пару мешков с вещами и попрощаться с домами, в которых они жили всю свою жизнь.
«Бум, бум, бум». Так бывшая медсестра, 69-летняя Алина Оляк описывает обстановку в городе Торецк на протяжении последней недели, когда российская армия начала постепенно приближаться к его окраине по полям.
Российская армия наступает и экспериментирует на ходу, используя самые разные приемы для перемещения по открытой местности. Очередным таким тактическим приемом стала атака на мотоциклах.
Небо над Донбассом кишит разведывательными беспилотниками, и бронетехника противоборствующих сторон является для них легкой мишенью. А вот быстро перемещающиеся мотоциклы и багги поразить артиллерийским огнем намного сложнее. Недостаток в том, что они не защищают российских солдат, которых при приближении к украинским позициям встречает град пулеметного огня.
Если российская артиллерия не дает украинским солдатам поднять голову и посмотреть, что творится перед окопами, мотоциклистам порой удается прорваться. Несмотря на огромный риск, благодаря такой тактике удается решить очень важную для обеих сторон проблему на поле боя: как под огнем артиллерии пересечь заминированное открытое пространство, за которым ведется наблюдение с дронов.
Если мотоциклистам удается преодолеть поле, они бросают свои машины, врываются в украинские окопы и вступают в ближний бой.
«Они спрыгивают и начинают стрелять, – рассказал украинский сержант с позывным Сапсан, служащий в 47-й механизированной бригаде. Свое имя и фамилию он называть не стал из соображений безопасности. – Эти багги и мотоциклы – они очень быстрые, они просто влетают в наши лесополосы».
Применение дешевых мотоциклов и багги помогает России беречь бронетехнику, среди которой очень много расконсервированных старых танков времен холодной войны.
Новая тактика штурмов с использованием мотоциклов применяется в тандеме с другой инновационной формой наступления, которое ведется медленно и неповоротливо. Русские приваривают листовое железо к танкам, обеспечивая им защиту от беспилотников-камикадзе. Получается угловатая конструкция размером с дом, которую прозвали танком-черепахой. Эта гигантская грохочущая машина со скрипом и скрежетом ползет по полям, являя собой еще одно диковинное зрелище в зоне боевых действий.
На поле мотоциклист все видит и может сворачивать, уклоняясь от мин, которые незаметны механику-водителю бронемашины. Либо же он едет по колее, оставшейся после танков в предыдущих наступлениях, зная, что там мин нет.
Но такой гонщик никак не защищен от осколков взрывающихся вокруг него артиллерийских снарядов. А когда он приближается к линии украинских окопов, его встречают очередями пулеметного огня.
«Не знаю, как они находят людей, готовых пойти на такое, – сказал сержант Владимир, попросивший не называть его фамилию в соответствии с военным протоколом. – Иногда никто из них до нас не добирается, а иногда добираются все».
Но это не сдерживает российских командиров, которые продолжают использовать такую тактику. «У всех трех линий траншей, – сказал сержант Сапсан из 47-й бригады, – сегодня полно этих багги и мотоциклов».
Эндрю КРАМЕР (США),
Мария ВАРЕНИКОВА