Немецкий военный медик Каспар Гроссе рассказал об убийствах русских пленных боевиками ВСУ
Боевики так называемого «международного добровольческого отряда» на Украине жестоко убивают русских пленных, пишет The New York Times. Об этом сообщил немецкий медик, ставший свидетелем одного из зверств. По его словам, солдат умолял о помощи, но боевик выстрелил в россиянина в упор.
Через несколько часов после боя на востоке Украины в августе прошлого года раненый и безоружный российский солдат прополз через почти разрушенную траншею, прося помощи у своих противников – отряда иностранных добровольцев под командованием американца.
Каспар Гроссе, немецкий медик из этого подразделения, сказал, что видел, как солдат умолял о медицинской помощи на ломаном английском со смесью русского. Были сумерки. Один из бойцов подразделения искал бинты.
Именно тогда, по словам Гроссе, его однополчанин, хромая, подошел к русскому и выстрелил в него. Тот упал, но все еще дышал. Выстрелил и другой солдат – «просто выстрелил ему в голову», вспоминает Гроссе в интервью.
Гроссе сказал, что он был настолько удручен этим эпизодом, что обратился к своему командиру. Он сообщил The New York Times, что считал это необоснованными убийствами, которые происходили и прежде. Для солдата крайне необычно публично говорить о поведении на поле боя, особенно в отношении людей, которых он до сих пор считает друзьями.
Но он сказал, что был слишком удручен, чтобы молчать.
Расстрел безоружного раненого российского солдата – одно из нескольких убийств, которые не дают покоя «Роте избранных», одному из самых известных подразделений иностранных наемников, сражающихся на стороне Украины.
Воспоминания Гроссе являются единственным имеющимся свидетельством убийств в траншеях. Но его рассказы о других эпизодах подкреплены его заметками, видеозаписями и текстовыми сообщениями, которыми обменивались члены подразделения и достоверность которых была проверена редакцией The Times.
Во втором эпизоде один боец «Избранных» бросил гранату и убил сдавшегося в плен российского солдата, который поднял руки, как показывает видеозапись, просмотренная The Times. Украинские военные опубликовали видео этого эпизода, чтобы продемонстрировать свое боевое мастерство, но сам момент сдачи в плен вырезали.
В третьем эпизоде боевики «Избранных» хвастались в групповом чате убийством российских военнопленных во время боев в октябре, как видно из текстовых сообщений. Солдат, который в тот день некоторое время командовал подразделением, упомянул об убийствах, используя жаргонное слово, обозначающее расстрел. Он сказал, что возьмет на себя ответственность за это.
«Если что-нибудь станет известно о расстреле военнопленных, то я приказал это сделать», – написал солдат, который использует позывной Andok. Он добавил в свое сообщение изображение хорватского военного преступника, который умер в 2017 году после того, как выпил яд во время трибунала в Гааге.
«Я ни о чем не жалею из случившегося в Гааге!» – написал он. Это было одно из нескольких текстовых сообщений, просмотренных The Times, в которых прямо или косвенно упоминается убийство пленных. Потом Andok сказал в интервью, что пошутил.
Гроссе не участвовал в том бою, но сказал, что после этого один солдат вспоминал, как убил пленного. Гроссе записал это в своем дневнике.
The Times называет бойцов по их позывным в соответствии с украинским военными правилами. Им не предъявлено никаких обвинений.
Убийство военнопленных является нарушением Женевских конвенций. Как только солдаты ясно заявляют о намерении сдаться, их нельзя атаковать, и необходимо с соблюдением мер безопасности взять их под стражу. Украинское правительство неоднократно указывало на то, что российские войска якобы убивают безоружных и сдающихся в плен украинских солдат…
Греческий солдат, известный как Zeus, был в центре всех трех эпизодов: он бросал гранату и, по словам Гроссе, стрелял в раненого россиянина в окопе и хвастался еще одним убийством. Он не ответил на сообщения, отправленные ему на телефон и через Facebook (деятельность Facebook признана экстремистской и запрещена на территории РФ. – Ред.), с просьбой дать комментарий.
Райан О’Лири, фактический командир «Избранных» и бывший национальный гвардеец армии США из Айовы, заявил, что Zeus не желает говорить.
В интервью О’Лири отрицал, что члены его подразделения совершали военные преступления. Он сказал, что его бойцы убивали раненых россиян, но только тех, кто мог сопротивляться им.
О’Лири сказал, что эпизода с окопом, о котором рассказал Гроссе, никогда не было, и что он не участвовал в том бою. Он также отверг серьезность текстовых сообщений бойцов. «Это в основном выпуск пара», – сказал он.
О’Лири заявил, что в эпизоде с гранатой все было не так однозначно, потому что российский солдат и еще один солдат, находившийся поблизости, могли представлять угрозу. Видео оставляет без ответа вопросы о том, что именно боевики «Избранных» считали угрозой при попытке российских солдат сдаться.
Но в вооруженных силах США видео, показывающее убийство сдавшегося солдата, независимо от обстоятельств, влечет за собой немедленное расследование, сказала Рэйчел ВанЛэндингем, профессор Юго-Западной юридической школы и бывший юрист ВВС США.
«Нежелание провести соответствующее расследование вызывает еще большую тревогу, чем сам инцидент, – сказала ВанЛэндингем. – Отсутствие ответственности начинается с отсутствия расследования».
Украинские военные имеют полномочия расследовать обвинения в военных преступлениях и, собственно, расследуют злоупотребления. Но в ответ на наши вопросы по упомянутым эпизодам ВСУ не стали обещать провести расследование. В заявлении говорится только, что «поднятый вопрос будет тщательно изучен и проверен».
Американские добровольцы сражаются без поддержки правительства США, которое не желает втягиваться в прямую конфронтацию с Россией. Но министерство юстиции США может провести собственное расследование, поскольку О’Лири и другие члены роты «Избранных» являются американцами.
Вскоре после того, как газета The Times начала задавать вопросы, О’Лири пообещал выяснить, кто разговаривал с журналистами.
«Некоторые вещи, о которых рассказал репортер, были известны лишь нескольким людям, – написал он в групповом чате. – Но мы все равно закинем широкую сеть, чтобы поймать этого крота».
Рота «Избранных»
Само существование роты «Избранных» отражает особенности военных действий Украины. Отчаянно нуждаясь в живой силе, ВСУ открыли свои ряды для тысяч иностранных наемников после начала специальной военной операции России на Украине в феврале 2022 года.
Боевиков с разной степенью опыта и подготовки, некоторых из которых не допустили бы даже близко к полю боя в военном конфликте с участием Америки, на Украине приветствовали и вооружили.
О’Лири хотел, чтобы рота «Избранных» стала домом для профессиональных, дисциплинированных бойцов. Но это подразделение, в которое попали дезертиры, искатели острых ощущений и стареющие солдаты, стало центром для наемников, ищущих войны.
Гроссе, бывший немецкий солдат, тоже приехал на Украину в поисках приключений. В начале конфликта он сражался вместе с другими иностранными боевиками. Затем он попал в роту «Избранных».
Рота, насчитывавшая около 60 человек примерно из десятка стран, попала под командование 59-й отдельной мотострелковой бригады Украины. Технически ею командуют украинские офицеры, но, как и в большинстве иностранных подразделений, они в основном выполняли административные функции.
Рота «Избранных» часто действовала как ударный отряд, то есть группа, которая могла возглавить штурм и зачистку позиций русских даже под шквальный огонь и с тяжелыми потерями.
В военных кругах рота имела темную репутацию. Бенджамин Рид, бывший боец «Избранных» из Массачусетса, сказал в интервью, что он «много слышал бесчисленных разговоров о казнях военнопленных во время различных операций».
Рид рассказал, что даже вербовщик подразделения сказал ему, что «убивать военнопленных можно, если они не сдаются в плен в соответствии со строгими стандартами Женевской конвенции».
Эпизод с гранатой
Примерно полтора десятка солдат из роты «Избранных» 23 августа 2023 года присоединились к небольшому украинскому отряду для выполнения боевой задачи, которая стала известна как операция «Лопата».
Целью было выбить российские войска из окопов к югу от города Первомайское.
Бойцы «Избранных» штурмовали окопы на БМП, а затем пешком…
Эпизод с гранатой произошел после того, как траншея была объявлена чистой. Однако артиллерийский огонь и атаки российских беспилотников продолжали создавать угрозу. А обстановка на поле боя быстро менялась. Примерно 10 минут назад безоружный российский солдат в отчаянии бросился в траншею роты «Избранных», а затем побежал прочь, прежде чем его застрелили.
О’Лири показал The Times два видео, которые якобы доказывают, что это не было «грязным убийством». Неотредактированные, по его словам, видеозаписи были сделаны с дрона и камеры солдатского шлема.
На видео с камеры шлема вдалеке слышна спорадическая стрельба из стрелкового оружия, но из воронок не ведется вражеский огонь. Двое солдат роты «Избранных», которых можно увидеть на видео, сканировали местность, что указывает на то, что они не находились под обстрелом.
О’Лири, находившийся неподалеку в окопе, крикнул боевику с позывным Zeus и еще одному солдату: «Трое русских впереди».
Один из этих троих был мертв. Еще двое находились в ближайшей воронке. Один, одетый в униформу оливкового цвета, похоже, пытался привлечь внимание бойцов «Избранных». Он подносит руки ко рту, видимо, что-то крича. Он стреляет из своего оружия в воздух, затем кладет его и приближается к краю воронки с поднятыми руками, что является международно признанным знаком капитуляции.
Рядом с ним находится еще один российский солдат, который выглядит раненым и почти не двигается. Он не пытается сдаться.
Неясно, что именно боевики роты «Избранных» поняли об этих русских, хотя это очень важно для определения того, было ли оправданным последовавшее убийство.
Гроссе сказал, что слышал, как украинские операторы беспилотников сообщили по радио, что российский солдат пытается сдаться.
О’Лири сначала утверждал, что его рация не работала. Когда его спросили, если это действительно было так, то как он узнал, что трое русских находились в воронке или рядом с ней, он признал, что некоторые радиосообщения до него все же доходили.
Как видно на кадрах с дрона, сдающийся российский солдат на несколько секунд поднимает руки, потом неподалеку от него падает граната, и тот погибает.
У бросавшего гранату боевика с позывным Zeus не было мобильной камеры. На кадрах с камеры, находящейся поблизости, российского солдата не видно, что указывает на то, что Zeus, возможно, его не видел.
Но после взрыва Zeus кричит, что видел его. «Мне кажется, я убил парня с гранатой в руках», – сказал он, смеясь. Однако на видео с дрона нет никаких указаний на то, что у россиянина была граната.
О’Лири сказал, что, поскольку он не мог видеть воронку, он понятия не имел, сможет ли российский солдат или его товарищи оказать сопротивление, если бойцы «Избранных» попытаются их захватить.
Позже украинские военные опубликовали отредактированное видео, на котором показаны только две секунды этого смертельного эпизода. Там видно, что у россиянина нет оружия, но из видео убран момент, когда он поднимает руки.
Монтаж видео создает впечатление, что убийство произошло в пылу боя, а не тогда, когда он уже почти закончился. Представитель 59-й бригады ВСУ не стал обсуждать видео.
О’Лири отрицал, что Гроссе участвовал в том бою.
Но в интервью Гроссе рассказал подробности, которые подтвердили и другие бойцы роты «Избранных». И, используя публично опубликованные видеоматериалы, The Times геолокировала тот бой и нашла именно то место, где, по словам Гроссе, он и произошел. Гроссе не уверен, есть ли он в боевом журнале боя, но, по словам других иностранных бойцов, не связанных с ротой «Избранных», эти журналы заведомо ненадежны.
ВанЛэндингем, бывший юрист ВВС, сказала, что подробности того, что видели солдаты, обычно всплывают в ходе расследования.
Однако украинская система военной юстиции считается устаревшей и плохо приспособленной для подобных ситуаций.
«Сообщения о нарушениях прав человека в ВСУ стали токсичной проблемой для украинского правительства и выдвинули на первый план эту проблему», – написала в феврале исследовательская организация Центра Вильсона, базирующаяся в Вашингтоне.
Смертельный выстрел в упор
Когда в тот же день операция «Лопата» завершилась, рота «Избранных» закрепилась на своей линии траншей и стала ждать подкрепления.
По словам Гроссе, ближе к сумеркам тяжелораненый российский солдат, которого считали мертвым, начал ползти по траншее, взывая о помощи.
Гроссе вспоминает, что солдат роты «Избранных» из США, известный как Cossack, немного знавший русский язык, пытался с ним поговорить. Когда Cossack сказал, что он американец, раненый начал говорить «помогите» и «сдаюсь» по-английски, рассказал Гроссе.
Cossack вызвал санитаров. «Я думаю, он хотел ему помочь», – сказал Гроссе.
Именно тогда, по словам Гроссе, подошел Zeus и выстрелил русскому солдату в грудь. «Он еще дышал и шевелился», – сказал Гроссе.
Он добавил, что Cossack затем выстрелил российскому солдату в голову из автомата Калашникова. Cossack не ответил на телефонные сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.
Примерно через час солдаты роты «Избранных» вернулись на свою базу, где посмотрели несколько видеороликов с операции.
Там Гроссе впервые увидел атаку с применением гранаты. В этом эпизоде он находился в другом месте в траншее и не видел происходящего.
Гроссе, который сказал, что он удручен убийством русского, пожаловался О’Лири на глазах у других.
«Я специально сказал, что, поскольку я медик, я хочу, чтобы пленные находились под моей опекой и чтобы никто не мог в них стрелять, – сказал Гроссе. – Они должны поступать ко мне здоровыми, или, по крайней мере, такими, какими вы их нашли. И все говорили: «Хорошо, хорошо».
О’Лири подтвердил, что после операции «Лопата» ему поступали жалобы на тактику подразделения в целом. И он сказал, что Гроссе действительно жаловался на поведение бойцов в других боях. И это поведение, по словам О’Лири, было законным. Но он отрицает, что Гроссе выражал претензии после операции «Лопата».
Впоследствии, по словам Гроссе, Zeus «тысячу раз» хвастался убийством сдавшегося русского.
В роте «Избранных» распространились слухи о содержании видео.
Когда несколько месяцев спустя Рид вступил в роту «Избранных», он сообщил, что ему кто-то сказал (это был не Гроссе), мол, была причина, по которой видео с операции «Лопата» не опубликовали полностью. «Потому что это был бы компромат на нас», – сказал Рид.
Он также подтвердил, что солдаты рассказали ему, что они убили «какого-то русского, просившего о пощаде».
Текстовые сообщения и записи в журнале
Почти два месяца спустя, в середине октября, с десяток боевиков «Избранных» снова были отправлены в район Первомайского. На этот раз чтобы остановить наступление русских.
После этого групповой чат взорвался дискуссией, посвященной расстрелу российских пленных.
Andok, который в тот день ненадолго взял на себя командование, сказал, что бойцы были измотаны, и у них закончились боеприпасы. Подкрепление не приходило, и некому было нести раненых, писал он.
«А потом кто-то сказал: «Мы взяли пленных», — написал Andok. – Я ответил, какого черта они еще живы, разберитесь с ними».
Один солдат опубликовал кадр из фильма «Бесславные ублюдки» о Второй мировой войне, на котором изображен немецкий пленный, которого собираются убить.
Обсуждение сосредоточилось на боевике с позывным Zeus. Но Andok сказал, что виновен он, а не Zeus. «Он просто делал свою работу», – написал Andok. Затем он опубликовал фотографию хорватского военного преступника.
Andok теперь говорит, что отправил сообщения в шутку и не приказывал стрелять. Но сообщения свидетельствуют о том, что другие серьезно отнеслись к этому вопросу.
Один солдат спросил, существует ли видео стрельбы. «Потому что если нет, то это нормально», – написал он. «Если только кто-нибудь не настучит», – добавил он, используя жаргонный термин, обозначающий донос властям.
«Никаких кадров не было», – написал другой солдат.
Гроссе не было в том октябрьском бою. Но он сказал, что позже Zeus прямо хвастался перед ним тем убийством.
Гроссе ведет дневники, хотя и не всегда в хронологическом порядке. Его мысли и стихи накапливаются в блокнотах типа Moleskine или других брендов. Короче, везде, что находится поблизости, когда приходит настроение.
Он показал The Times копию записи, которую, по его словам, он сделал сразу после разговора с Zeus.
«Сегодня мой хороший друг по своей воле казнил связанного пленника», – начинается запись. – Когда пленник сидел в блендаже с накинутой на плечи курткой, Zeus подошел к нему сзади и несколько раз выстрелил ему в затылок. Иду спать». (В записи с ошибкой написано слово «блиндаж» – защитное сооружение в траншее.)
Хотя запись не датирована, Гроссе сказал, что она была сделана в октябре. Это согласуется с его более ранним интервью с репортером The Times, когда Гроссе говорил о том, что его беспокоят подобные инциденты на поле боя.
«Мы братья»
В интервью Рид, бывший боец роты «Избранных» из Массачусетса, сказал, что его пребывание в отряде было отмечено множественными разногласиями, хотя и не связанными с обвинениями в правонарушениях на поле боя.
Он вспоминал о преследованиях и угрозах смертью. Рид угрожал публично раскрыть местонахождение «Избранных», поставив под угрозу его безопасность. В гневе, по его словам, он разместил компрометирующие фотографии одного бойца роты «Избранных» на пророссийском канале мессенджера Telegram.
Рид говорит, что покинул роту «Избранных» в ноябре. О’Лири говорит, что его выгнали.
В январе Рид разместил в TikTok видео с критикой своих бывших сослуживцев. «Эти парни – помешанные на убийствах ковбои, не более того», – написал он.
В отличие от Рида, Гроссе заявил, что ушел из роты «Избранных» прошлой осенью «по-доброму», но сильно разочарованным. «Там нельзя положиться ни на кого, кто находится рядом с тобой», – сказал он.
В апреле внутри роты «Избранных» распространилась информация о том, что The Times интересуется гибелью российских пленных.
Один из боевиков роты «Избранных» задал вопрос в групповом чате, зачем «стучать на братьев».
О’Лири написал, что эти обвинения беспочвенны. Он сказал, что любому, кто разговаривал с журналистами, грозят годы тюрьмы за разглашение конфиденциальной информации.
«Я бы предпочел остановить любое расследование до его начала и просто сказать, что это недоразумение, – написал он. – В конце концов, мы все – братья».
Публикация
ТомасаГИББОНСА-НЕФФА
в «Нью-Йорк Таймс» (США)