На днях на Дальнем Востоке был введен в эксплуатацию первый в России полигон по промышленному производству водорода. Церемония его торжественного открытия состоялась в Южно-Сахалинске.
Проект стал первым этапом в создании Восточного водородного кластера, в рамках которого запланированы строительство завода по производству водорода на основе паровой конверсии метана и организация пассажирского железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах.
Участниками проекта стали правительство Сахалинской области и Московский физико-технический институт при поддержке Минпромторга, Минэнерго, Минобрнауки и Минвостокразвития РФ, а также крупнейших отечественных индустриальных и инжиниринговых компаний.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года Россия намерена войти в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода. Применение этого универсального энергоносителя позволит не только сократить выбросы в атмосферу в таких секторах, как транспорт, ЖКХ, химическая промышленность, производство удобрений, металлургия и другие. Оно способно вывести на качественно иной уровень экономическое и социальное развитие восточных регионов и страны в целом.
Так называемый «зеленый водород» является хорошей альтернативой природному газу. Он обеспечивает максимальную энергетическую эффективность и абсолютную экологическую безопасность, а по целому ряду параметров превосходит и другие источники энергии. При его сгорании не образуется вредных выбросов в атмосферу.
Запуск водородного полигона в Южно-Сахалинске означает, что заявленные ранее планы по развитию новой энергетики становятся реальностью. На Сахалине водород будет вырабатываться при помощи солнечной энергии и использоваться для электроснабжения отдаленных городов и поселков, а также для работы общественного транспорта и тяжелой техники. Это позволит уйти от дизельной генерации и ввести в эксплуатацию новые гибридные установки электроснабжения. Кроме того, появится возможность развивать водородный транспорт – автомобильный, железнодорожный и морской.
При грамотном и рачительном хозяйственном подходе, своевременном внедрении эффективных технологических решений, связанных с использованием водородного топлива, мы имеем шансы не только стать свидетелями того, как на смену электробусам придут водоробусы, а доставкой грузов будут заниматься водородные квадрокоптеры – кстати, бесшумные и абсолютно невидимые для тепловизоров. У нас появится возможность заглянуть в новую эпоху, контуры которой пока еще достаточно размыты. Для этого, впрочем, и государству, и бизнесу, и науке придется сильно постараться.
Сегодня водородный полигон на Сахалине представлен базовой площадкой Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН и экспериментальными площадками. На них разместились системы хранения водорода, заправочный комплекс и солнечные панели, которые обеспечивают энергоснабжение объекта.
В самое ближайшее время три комплекта оборудования будет отправлено в село Новиково Корсаковского района и в село Огоньки Анивского района, а также на Курилы. Там они пройдут пилотную эксплуатацию в качестве систем энергоснабжения различных энергоизолированных объектов.
В Огоньках водородное топливо будет питать труднодоступную вышку сотовой связи. В Новиково будет действовать автономная энергосистема на основе водорода и возобновляемых источников энергии. На Курилах появится мобильный лагерь МЧС с автономным водородным энергоснабжением.
В регионе начаты работы по созданию водородной заправочной станции для большегрузных автомобилей коммунального хозяйства. Подписано соглашение о реализации пилотного проекта по использованию карьерных самосвалов на водородном топливе и созданию соответствующей заправочной инфраструктуры на промышленных объектах.
Планируется запуск проекта по опытной эксплуатации и доработке экспериментальных образцов оборудования для производства водорода и заправки транспортной техники на водородном топливе. Такая техника вместо вредных выхлопных газов будет выделять только дистиллированную воду, нейтральную для окружающей среды.
В стране уже созданы опытные модели автомобилей на водородных топливных элементах. Две из них – «Урал» и «ГАЗель» – представлены на полигоне в Южно-Сахалинске. Совместно с «Росатомом», РЖД и «Трансмашхолдингом» правительство региона планирует в течение ближайших нескольких лет запустить водородные поезда. А в сотрудничестве с «Росатомом» есть планы и по строительству легких судов с использованием водородных энергосистем.
К начинаниям Сахалинской области, ставшей пилотной площадкой для развития водородных технологий, стоит внимательнее присмотреться. Реализуемые там проекты способны стать одним из мощных драйверов роста экономики и прорывного технологического развития для всей нашей огромной страны.
Дмитрий ГОРБУНОВ