Почему наши чиновники и силовики не могут остановить работу сотен преступных колл-центров Украины, из-за которых жители России ежедневно теряют десятки миллионов рублей?
«Говорит старший лейтенант киберполиции Москвы», – бодро выдал голос в телефоне. На став отвечать, я просто «сбросил» звонок. Но мошенник оказался настойчивым, и уже через несколько секунд перезвонил снова: «На каком основании вешаете трубку, когда звонят правоохранительные органы?» – спросил тот же, но уже раздраженный голос с непривычным, «гарным» акцентом. «Чей Крым?» – хотел спросить я, но спеша, снова просто «сбросил» звонившего «сотрудника киберполиции». На самом деле таким «клоунам» сегодня опасно даже просто отвечать по телефону – могут записать ваш голос и затем, смоделировав его с помощью искусственного интеллекта, позвонить коллегам, друзьям и знакомым уже от вашего имени…
Такие звонки стали привычными для десятков миллионов жителей России. Цель этих «операторов» – «вывести» человека на разговор, вовлечь в беседу. Телефонные мошенники «прорабатывают» любое развитие разговора, у них есть «заготовки» для любого развития событий, ответы на все вопросы, которые может задать «клиент». Тысячи различных схем, тысячи способов ведения разговора, методов давления и убеждения. Эти люди «слышат» ваш страх, беспокойство, раздражение или агрессию, и готовы ко всему. Телефонные мошенники специально обучены и имеют колоссальный опыт. Их ежедневная круглосуточная работа – «разводить» российских граждан на деньги. Мошеннический киевский режим в нищей и запуганной фашистами стране постоянно набирает граждан «страны 404» на вакансии «телефонных мошенников».
«Днепр (Днепропетровск. – Авт.), прием! Мы ищем ребят 16–35 лет со знанием русского языка, – гласит объявление в украинских соцсетях. – Все необходимые условия для комфортной и продуктовой работы, высокие проценты и финподдержка, выплаты еженедельно и крутой, заряженный коллектив! У нас есть «Старлинк» и генератор, нет никаких преград для заработка! В зале постоянно играет музыка и можно курить кальян и айкос!» На картинке, приложенной к объявлению, показана «россыпь» российских рублей.
Такие «комфортные» условия предлагают мошенникам в нищей и разграбленной нацистами Украине, где людей похищают прямо на улице и сразу отправляют в окопы. Их работа – непрерывно звонить по нужным номерам в Россию и пытаться заставить граждан нашей страны перевести свои деньги на нужные мошенникам счета. «Клиенты» этих «операторов», как правило, престарелые люди, домохозяйки или просто неосторожные россияне, которые отдают свои последние сбережения. Банки, операторы связи и государственные структуры пытаются противодействовать таким «телефонным атакам», но пока количество звонков (как и качество методов «выманивания») мошенников только нарастает.
С начала 2024 года активность телефонных мошенников возросла в полтора раза. На форуме «Кибербезопасность в финансах» зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов отметил, что «92% всех звонков в формате телефонного мошенничества совершается с территории Украины. Почти прекратились звонки из пенитенциарных учреждений – из разных «зон». Усилия наши и ФСИН, и правоохранительных структур привели к результату. Но не прекратились звонки с Украины».
В колл-центрах, расположенных в Днепропетровске, Киеве, Запорожье, Каменском, Кривом Роге, Одессе, Киеве, Львове, Ивано-Франковске и Бердянске, продолжают работать тысячи телефонных мошенников. Всего сегодня по разным данным на территории Украины расположено около тысячи колл-центров, которые ежедневно совершают порядка двадцати миллионов звонков. На «удочку» мошенников попадает каждый сотый абонент. То есть, по весьма приблизительным подсчетам, примерно двести тысяч человек в день становятся жертвами телефонных «террористов».
Они меняют «схемы» своей работы, в ходе общения пытаясь приспособиться к характеру человека. Так, они полтора месяца «вели» пенсионерку из Якутии, заставив ее поверить в то, что она участвует в удачной «продаже валюты на бирже». За полтора месяца женщина отдала мошенникам почти десять миллионов рублей. Сумму для последнего «взноса» она заняла у родственников и знакомых. Только тогда родные приехали узнать, в чем дело, и сразу же обратились в полицию. При этом старушка уверяла силовиков, что за полтора месяца работы она даже не заподозрила, что общается с мошенниками.
Строитель из Якутии начал общаться с «инвестором» в мессенджере. Тот предложил ему инвестировать деньги в биржу, где «брокеры» смогут удачно их вложить и ему перечислят хорошую прибыль. Ну вот куда? Строитель, не финансист – ну подумай, где ты и где «биржа»? Ничего не понимая в происходящем, но почему-то поверив незнакомцу, который постоянно показывал ему «пополняющийся кошелек», мужчина не только отдал свои сбережения, но еще взял кредит в банке и занял денег у родственников. Все средства ушли «брокеру». Когда же строитель попытался снять со счета прибыль, то сразу понял, что его обманули, и обратился в полицию. За это время «инвестирования» он перечислил мошенникам более трех миллионов рублей. Только за последние два года жители Якутии «инвестировали» телефонным мошенникам почти два миллиарда рублей. Впрочем, не они одни. Жители Иркутской области с начала этого года уже «спасли» более одного миллиарда. И такие цифры ущерба сегодня по всем регионам России.
Уверенные в себе мошенники работают не только с пенсионерами и строителями. Так, как сообщает ТАСС, «в полицию с заявлением обратился бывший начальник управления авиации ФСБ Николай Гаврилов, 1958 года рождения. Он сообщил, что ему позвонил неизвестный, представился президентом ассоциации Героев РФ и предупредил якобы об угрозе хищения сбережений». После этого генерала «перевели» на «сотрудников Центробанка и спецслужб»… Ущерб составил полтора миллиона рублей. Ранее, как сообщили СМИ и телеграм-каналы, мошенники обманули отставного генерала КГБ, бывшего охранника первых лиц государства. Спасая средства, тот перевел мошенникам более полутора миллионов рублей и предоставил доступ к своим счетам. Общий ущерб составил двенадцать с половиной миллионов. Среди пострадавших от мошенников бывшие полицейские, чиновники, врачи, учителя, представители практические всех профессий.
По данным Kaspersky Who Calls, «в первом квартале 2024 года доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, увеличилась в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Доля пользователей, которые получали различные нежелательные звонки (спам) в первом квартале, составила (около) 94%». Телефонные мошенники в своих «легендах» продолжают представляться сотрудниками правоохранительных органов, служб безопасности финансовых организаций, сотрудниками «госуслуг», коммунальщиками, судебными приставами, работниками почты и т.д. Кроме того, мошенники часто «импровизируют», и предлагают людям совершенно дикие «планы». Так, они уговорили пенсионерку оставить телефон дома, и уехать в другой город, чтобы совершить денежную операцию. В это же время мошенники связались с ее родственниками, и потребовали выкуп, заявив, что женщина похищена.
«Важно помнить, что, какими бы ни были легенды или инструменты злоумышленников, – рассказывают эксперты Kaspersky Who Calls, – в основе их схем зачастую лежит социальная инженерия. Поэтому пользователям крайне важно повышать собственную цифровую грамотность и следовать базовым правилам кибербезопасности: не сообщать посторонним конфиденциальные сведения, коды из СМС и push-уведомлений, не устанавливать на устройства (в том числе смартфоны) никакие программы по просьбе звонящего, завершать беседу, как только она покажется сомнительной, и не перезванивать на тот же номер, с которого поступил вызов. Крайне важно обеспечить дополнительный уровень защиты с помощью технических средств – в этом помогут специальные приложения, которые прямо во время звонка предупреждают о жалобах на мошенничество, поступающих на тот или иной номер. Это помогает не вступать в диалог с потенциальным злоумышленником».
За прошлый, 2023 год, телефонные мошенники похитили у жителей России почти шестнадцать миллиардов рублей. Это данные ЦБ, но Станислав Кузнецов в своем интервью «Известиям» заявил, что «МВД называет цифру в 10 раз больше – 157 миллиардов. По оценкам Сбера, в 2023 году мошенники украли у россиян более 250 миллиардов рублей. При этом с начала 2024 года Сбер помог своим клиентам спасти более 150 миллиардов рублей», остановив подозрительные переводы на счета мошенников.
Самое страшное, что на предложения о «подработке» от телефонных мошенников часто попадаются несовершеннолетние жители России. Мошенники под предлогом «легких» и «быстрых» денег втягивают их в свои «схемы», обещая «безопасный» заработок курьера. На самом деле они просто втягивают молодежь в преступную и уголовно наказуемую деятельность.
Впрочем, не все курьеры доводят свои преступления до логического завершения. Так, пожилой москвичке позвонили мошенники, и сказали, что ее дочь стала участницей ДТП. Для того чтобы «замять» дело, пенсионерке предложили передать курьеру двести тысяч рублей. Причем пользуясь сервисом подмены голосов, мошенники даже подключили к разговору «дочь» жительницы Москвы. Женщина передала курьеру деньги, но после этого у нее возникли подозрения и она позвонила в полицию. В свою очередь курьер, перевозивший деньги, также понял, что его используют мошенники. Он не раз читал в СМИ новости о подобных случаях. Подумав, молодой человек вернулся к потерпевшей, где уже находились сотрудники полиции, и отдал всю сумму. Его действия в полиции оценили по достоинству – в УВД по Северному административному округу ГУ МВД России по Москве в торжественной обстановке поблагодарило курьера, который своим поступком помог москвичке уберечься от действий мошенников.
Подобный случай произошел в столице Белоруссии, Минске, где таксист забрал у женщины сверток с восемью тысячами долларов. Но, пообщавшись с «заказчиками», понял, что его используют мошенники, и сказал им, что вернет все деньги. Те, пытаясь подкупить его, предложили увеличить сумму оплаты в пять раз, но мужчина не поддался на уговоры и вернул всю сумму. Таким образом он также избежал ответственности за это преступление. Как выяснилось, мошенники обманули женщину, так же, как и в Москве, сообщив ей о ДТП, в котором якобы виновна ее дочь.
Все чаще телефонные мошенники используют мессенджеры и направляют свои «атаки» на сотрудников крупных компаний. При этом злоумышленники используют так называемые дипфейки – это видео, созданное с помощью искусственного интеллекта, способное воссоздать изображение и речь определенного человека. Представьте себе ситуацию: по видеосвязи вам звонит коллега, человек, которого вы знаете лично, и начинает рассказывать, что ваши средства в опасности и нужно их «спасать». Да, такой «фокус» не подействует на искушенную в таких программах молодежь, но многих других людей он способен обмануть. Именно поэтому важно следить за уведомлениями от финансовых и информационных систем и всегда перепроверять сообщения в мессенджерах по другим каналам связи.
Часто мошенники представляются сотрудниками компаний сотовой связи, и требуют сообщить код из СМС, который затем используют для доступа к личным сервисам абонента. В компаниях связи неоднократно сообщали, что служба поддержки оператора связи никогда не запрашивает код из СМС или push-уведомлений, это могут делать только мошенники. Но количество пострадавших от таких предупреждений не уменьшается.
Этим летом в России зафиксирована «новая волна» телефонного мошенничества. Преступники представляются сотрудниками крупных энергетических компаний, и назначают «поверки электросчетчиков», предлагают сделать перерасчет платежей и предоставляют скидки на услуги ЖКХ. На самом деле их цель – получить код из SMS для доступа к кабинету на портале «Госуслуги». На сегодняшний день по таким эпизодам возбуждены десятки уголовных дел. Большинство пострадавших – пенсионеры, но больше всего поражают суммы причиненного ущерба. Так, один из пострадавших перевел мошенникам почти двадцать миллионов рублей.
Судя по цифрам Российское государство «вчистую» проигрывает войну с телефонными мошенниками. Растет количество пострадавших, количество звонков, постоянно увеличивается ущерб. Ежедневно граждане России продолжают отдавать мошенникам миллионы своих сбережений, брать кредиты и перечислять их на «безопасные» счета. «В смысле осмысления бессмысленности, смысл тоже имеет определенную осмысленность», – сказал однажды замечательный российский писатель-сатирик Михаил Задорнов. Мне кажется, что эта нелепая фраза могла бы охарактеризовать весь процесс противодействия нашего государства украинским телефонным мошенникам. Просто потому, что этот «процесс противодействия» не останавливает мошенников, а «подстегивает» их, а все уголовные дела, заведенные «по факту» наличия потерпевших – это погоня пешком за уходящим поездом. Не пора ли российской власти найти возможность остановить этот «поезд», «увозящий» на Украину сотни миллиардов рублей, принадлежащих наиболее незащищенным гражданам России?
Евгений ФЕДОРИНОВ