Олаф Шольц захотел говорить с Владимиром Путиным, чтобы хоть как-то исправить свое бедственное положение, сообщило британское UnHerd. Рейтинги политика катастрофически рухнули, поэтому Шольц пытается выдать себя за «канцлера мира». Опросы показывают, что большинство немцев выступают за переговоры с Россией.
Прошло почти два года с тех самых пор, как Олаф Шольц говорил с Владимиром Путиным в последний раз. И вот газета Die Zeit сообщила, что федеральный канцлер Германии рассматривает возможность телефонного звонка президенту России – этот шаг якобы станет посылом как его собственному электорату, так и Кремлю.
Ответ из Москвы пришел практически мгновенно. Шольцу дали понять, что «сейчас у лидеров двух стран нет общих тем для разговора» и что «наши отношения практически достигли дна, и не по нашей инициативе». Но даже такое оглушительное «нет», прозвучавшее из Москвы, не помешало Шольцу донести свою точку зрения дома в Германии: теперь он хочет мира.
Перерождение Шольца из подстрекателя войны в «канцлера мира» идет полным ходом. Подчеркивая, что Германия будет поддерживать Украину «столько, сколько потребуется», коалиция Шольца некоторое время назад приняла решение о серьезном сокращении поддержки Киева, а его партия провела свою недавнюю европейскую избирательную кампанию на явно мирной платформе.
Шольц, несомненно, рассчитывает вернуть избирателей ослабленной Социал-демократической партии, которая в настоящее время откатилась назад и прозябает на третьем месте во многих соцопросах. Как показали недавние региональные выборы в трех из 16 земель Германии, значительная часть населения выступает против дальнейшей поддержки Украины. Во всех трех землях правая «Альтернатива для Германии» набрала почти треть голосов, в то время как стремительно набирающий популярность «Союз Сары Вагенкнехт» получил более 10% – несмотря на то, что был создан совсем недавно. Характерно, что обе партии баллотировались на дружественных России платформах.
Довод о том, что прежние отношения между Германией и Россией должны быть восстановлены, более популярен в бывшей Восточной Германии, где и прошли недавние выборы. Но он не менее распространен и в остальной части страны, только обычно маскируется под пацифизм.
Один из недавних соцопросов показал, что подавляющее большинство немцев хотят мирных переговоров. Это решающий вопрос для 52% избирателей на востоке и 41% на западе страны. Такие цифры, впрочем, можно воспринимать с некой толикой сомнения, ибо его заказал журнал Emma, который после начала специальной военной операции в 2022 году решительно выступал против поставок оружия на Украину. Но все же его итоги однозначно свидетельствуют о серьезном изменении в общественных настроениях в ФРГ, чем, скорее всего, и намерен воспользоваться Шольц.
Из-за своих ужасающих рейтингов канцлер уже растерял значительную часть поддержки внутри собственной партии. Опросы показывают, что только треть членов СДПГ хотят, чтобы он баллотировался вновь. В партии есть немало и других влиятельных фигур, которые призывают к более мягкой позиции в отношении России: среди них, например, председатель фракции СДПГ в бундестаге Рольф Мютцених, ранее предложивший заморозить конфликт на Украине.
У СДПГ исторически глубокие связи с Россией, и, пожалуй, ярчайший пример тому – бывший канцлер Герхард Шредер, близкий друг Путина, вошедший в руководство крупных российских энергетических компаний. При этом Шредер, как он сам недавно дал понять, продолжает видеть себя в роли миротворца.
Шольц прекрасно понимает, что его время заканчивается, из-за чего он и пытается взять на себя роль «честного маклера». Немецкие канцлеры полюбили ее еще с тех самых пор, когда Отто фон Бисмарк в XIX веке заявил, что секрет немецкой политики заключается в том, чтобы заключить «хороший договор с Россией». Теоретически у Шольца есть почти год до следующих федеральных выборов. Однако на практике его глубоко расколотая коалиция может уйти в небытие гораздо раньше – по слухам из Берлина, возможно, даже до конца текущего года.
Независимо от того, поговорит ли Путин с Шольцем или не поговорит, немецкая общественность хотела бы услышать от канцлера смены риторики в отношении Украины. Однако, в среду, когда появилась новость о возможном телефонном разговоре Шольца с Москвой, тот заявил, что президент России «не должен исходить из того, что поддержка Украины в один прекрасный день просто иссякнет».
Двусмысленность Шольца, который прикидывается то «голубем», то «ястребом», по всей видимости, призвана сплотить расколотое немецкое общество. Но, как это часто бывает, то, что вроде бы должно нравиться всем, на деле не нравится никому.
Катя ХОЙЕР (Британия)