Американские СМИ: президентские выборы в США
На днях кандидат в президенты США от Демократической партии Харрис опубликовала интервью Биллу Уитакеру, в программе «60 минут» на телеканале CBS.
В начале интервью Билл Уитакер прямо заявил, что экономику США накрыл кризис:
– Многие показатели свидетельствуют, что американская экономика развивается очень хорошо… Но похоже, что американцы этого не ощущают. Продукты питания стали дороже на 25%, и люди обвиняют в этом вас и Джо Байдена. Они ошибаются?
Ответ Харрис:
– У нас сейчас исторически низкий уровень безработицы среди всех слоев населения. Наша экономика процветает по всем макроэкономическим показателям. И, возвращаясь к вашему утверждению, что цены до сих пор слишком высокие… Я об этом знаю, и мы должны что-то с этим сделать.
Ведущий прямо указал на политическую непоследовательность Харрис:
– Позвольте мне рассказать вам, что говорят ваши критики. Они говорят, что причина того, что многие избиратели не верят вам, в том, что вы меняете свою позицию по многим вопросам…
Реакция Харрис:
– Последние четыре года я была вице-президентом Соединенных Штатов. И я путешествовала по нашей стране. Я слушала людей и искала возможные точки соприкосновения. Я верю в консенсус. Мы разнообразный народ. Географически, регионально, с точки зрения того, где мы находимся в своем прошлом. И американский народ хочет, чтобы у нас были лидеры, способные прийти к консенсусу. Где мы можем найти компромисс и понять, что это не так уж плохо, если вы не поступаетесь своими ценностями, чтобы найти решения, основанные на здравом смысле. И я придерживаюсь именно такого подхода.
Затронул Билл Уитакер и острую тему миграции:
– Но при вас количество мигрантов увеличилось в четыре раза… под вашим руководством.
Харрис уходит от ответа:
– И сегодняшние цифры – благодаря тому, что мы сделали – мы сократили поток нелегальной иммиграции вдвое. Мы сократили поток фентанила вдвое. Но нам нужно, чтобы конгресс мог действовать, чтобы действительно решить проблему…
Ведущий заметил, что Трампа, которого Харрис назвала «расистом», поддерживает большое число граждан США, на это Харрис ответила:
– Я верю, что народу Америки нужен лидер, который не пытается разделить нас и унизить. Я верю, что американский народ осознает, что истинная мера силы лидера основана не на том, кого ты унижаешь, а на том, кого ты поддерживаешь.
Отдельной темой интервью стала американская поддержка киевского режима:
– Как выглядит успех в прекращении конфликта на Украине?
– Не будет никакого успеха в прекращении этого конфликта без участия Украины и ООН.
– Встретились бы вы с президентом Владимиром Путиным для переговоров об урегулировании конфликта на Украине?
– Нет, если это будет на двусторонней основе, без Украины. Украина должна иметь право голоса в вопросе о будущем Украины.
– Как президент поддержите ли вы расширение НАТО, чтобы принять Украину?
— Эти вопросы мы будем решать, когда и если все придет к этому. Прямо сейчас мы поддерживаем способность Украины защищать себя. Если бы президентом был Дональд Трамп, Путин бы сейчас сидел в Киеве. Трамп говорит, что он может положить конец этому в первый же день. Знаете, что это означает? Это означает капитуляцию.
Заключительная часть интервью оказалась неожиданной:
– Вы недавно удивили людей, когда сказали, что являетесь владельцем оружия и что если кто-то войдет в ваш дом, вы его застрелите. Каким оружием вы владеете и когда и почему его приобрели?
– У меня есть Glock, и он у меня уже довольно давно. Я же работаю в правоохранительных органах, Билл.
– Вы когда-нибудь стреляли из него?
– Да (со смехом). Конечно, стреляла. На стрельбище. Да, конечно, стреляла.
Как видим, ответы Харрис представляли собой набор общих фраз, а попытки журналиста надавить на вице-президента показали, что ей попросту нечего сказать.
***
Камала Харрис отличается самыми расплывчатыми представлениями о мире и месте Америки в нем среди всех кандидатов в президенты США в современной истории, написала британская The Financial Times. Критики говорят, что ей еще только предстоит четко сформулировать свои взгляды на внешнюю политику. То есть она пока об этом не думала.
Однако первое облегчение от прихода к власти администрации Харрис вскоре неизбежно сменится поиском ответов на вопросы о ее мировоззрении – и о том, чем оно может отличаться от картины мира президента Джо Байдена.
Готовность применять силу
Союзники Харрис уверяют, что она не будет отказываться от демонстрации силы, если интересы Америки окажутся под угрозой. В частности, она будет придерживаться двух столпов внешней политики Байдена – это работа с союзниками для поддержки потрепанного фундамента либерального миропорядка и сохранение давления на Пекин с помощью пошлин. Однако, по словам союзников, она не будет стремиться к «экономическому размежеванию» с Китаем.
И все же некоторая смена тона и траектории все же неизбежна, учитывая ее возраст, происхождение и воспитание. 59-летняя Харрис – дочь иммигрантов: ее мать родилась в Индии, а отец – на Ямайке. Она выросла в Калифорнии, где и стала генеральным прокурором штата.
Эта разница может повлиять на целый ряд вопросов, включая самый чувствительный из всех, который буквально поглотил Байдена в прошлом году: Ближний Восток.
Союзник Израиля
С момента основания Израиля в 1948 году несокрушимая военная поддержка еврейского государства была краеугольным камнем внешней политики американских президентов. Байден не стал исключением: один законодатель-демократ даже назвал его «самым сионистским президентом за всю историю».
Советники Харрис ясно дали понять, что она будет защищать Израиль и отстаивать его право на существование – до конца. После того, как Иран обстрелял Израиль баллистическими ракетами в начале октября, она решительно осудила Тегеран.
Отношения с Европой
Когда в июле Харрис внезапно стала не просто верным вице-президентом, а еще и главной надеждой демократов, в Европе появились два противоречивых взгляда на то, что именно это сулит континенту.
Первый взгляд заключается в том, что Байден – это последний в ряду сторонников антлантизма эпохи холодной войны, и что Харрис, калифорнийка, выросшая у Тихого океана, продолжит разворот к Азии.
Вторая точка зрения гласит, что, раз ее советник по национальной безопасности Фил Гордон – общепризнанный атлантист, то и сама она останется преданной Европе.
Оба взгляда по-своему превратны, говорят осведомленные источники, знакомые с ходом мыслей Харрис. Они подтверждают, что она останется верна защите Европы. А потому она верит в крепость альянсов – основную часть стратегии администрации Байдена.
Однако в вопросах торговли и геоэкономики в трансатлантических отношениях все же может проявиться напряженность. Чиновники ЕС прекрасно понимают, что даже при том, что они всячески уповают на администрацию Харрис, она, как и Трамп, неизбежно поставит сложные вопросы об их экономических связях с Китаем.
Конфликт на Украине
Что же касается Украины, то Харрис уже выступила с пламенными речами в поддержку Киева. Она продолжит предоставлять ему все необходимое для того, чтобы занять выгодную позицию за столом переговоров, говорят осведомленные источники, хотя официальные лица в Киеве и считают, что она вслед за Байденом не даст разрешения на удары американскими ракетами в тыл России.
Если только не удастся стремительно отбить российские войска, она не будет настаивать на быстром урегулировании. Широко распространено мнение, что администрация Харрис в итоге выступит за переговоры и сворачивание боевых действий, как бы сложно ни было предоставить необходимые гарантии безопасности для выживания Украины.
Глобальный Юг
Харрис с новой силой продолжит дипломатические ухаживания за неприсоединившимися государствами, говорят ее союзники. Это перекликается с подходом нового британского министра иностранных дел Дэвида Лэмми, который назвал приоритетом улучшение связей с Глобальным Югом. «Мы сосредоточены на конфликтах в Газе и на Украине, – сказал он в интервью The Financial Times. – Но мы могли бы обсудить и конфликты в Судане или Йемене».
Впереди – «третья славная эпоха»?
В случае победы Харрис возглавит страну в период мучительных перемен. Ей предстоит провести Америку через третью послевоенную эпоху. После холодной войны и почти трех десятилетий безраздельного американского первенства возникает новый, более многополярный мир.
В итоге ключом к ее внешней политике, как и при любой администрации, станет ход текущих событий. Почти все президенты вступали в должность с неким планом, но затем нередко меняли курс под воздействием обстоятельств.
Союзники Харрис утверждают, что она намерена шире использовать захватывающие возможности технологий. Она могла бы нарастить расходы на оборонную промышленность, намекают они, с прицелом на потенциал искусственного интеллекта и использования космоса для современных форм ведения войны.
***
Индийская каста, к которой принадлежит семья Камалы Харрис, невелика по численности, но очень широко представлена в американской элите, пишет автор статьи в Le Monde. Ее представителей много как в политике, так и в высших кругах бизнеса.
Если Камала Харрис победит на президентских выборах в ноябре, она станет не только первой женщиной-президентом США, но и первой на этом посту женщиной индийского происхождения. Если же она проиграет, то у американцев впервые появится вторая леди индийского происхождения. Уша Вэнс, жена соратника Дональда Трампа по предвыборной гонке Джей Ди Вэнса, – убежденная индуистка и вегетарианка. «Американцы индийского происхождения становятся политической силой», – писала в июле The New York Times. Эта группа представлена пятью сенаторами и сорока членами законодательных органов штатов, что дает им политическое влияние, значительно превышающее их демографический вес.
Невероятный успех в США выходцев из Индии можно объяснить, среди прочего, их принадлежностью к определенной касте. Так, Шьямала Гопалан, мать Камалы Харрис, приехавшая в США в 1958 году, Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft, Сундар Пичаи, генеральный директор Google, и Индра Нуйи, бывший генеральный директор Pepsico, – все они принадлежат к тамильским брахманам, известным как «тамбрамы».
Эта община с юга Индии насчитывает 2 млн членов в самой стране и лишь пятьдесят тысяч в США, однако очень широко представлена в американской элите. Это высшая индийская каста ученых и священников. Для них математика – настоящая религия; они также очень высоко ценят образование. «Тамбрамы» увлекаются карнатической музыкой и классическими танцами. Когда Индия была британской колонией, они занимали высокие посты на государственной службе. После обретения Индией независимости и введения квот для низших каст в высших органах власти «тамбрамы» либо обратили внимание на IT-индустрию, где создали такие мировые гиганты, как Infosys или Wipro, либо эмигрировали. Из-за своего происхождения и цвета кожи тамильские брахманы воспринимаются в США как меньшинство и зачастую подвергаются дискриминации. Однако в Индии их каста принадлежит к привилегированным слоям общества. Это, несомненно, одна из причин, почему «тамбрамов» можно встретить по обе стороны политического спектра – как среди республиканцев, так и в рядах демократов.
***
Если Дональд Трамп не победит на этих выборах, то следующих уже не будет, заявил американский миллиардер Илон Маск в интервью журналисту Такеру Карлсону. Он добавил, что незаконная миграционная политика Демократической партии оказывает влияние на выборы в США:
– Я считаю, что если Трамп не победит на этих выборах, то следующих у нас уже не будет. Демократы, демократическая машина привозит в страну множество нелегалов, в том числе c помощью мобильного приложения, о котором никто даже не знал. Это секретная и, по сути, незаконная программа. При этом министерство юстиции не принимает никаких действий, чтобы это остановить.
Они завозят огромное количество нелегалов в колеблющиеся штаты. Если взглянуть на статистику с сайта правительства, точнее, с сайта управляемого демократами правительства. Где брать цифры? С правительственного сайта, а он находится в ведении демократов. Так вот, во всех колеблющихся штатах число нелегалов демонстрирует трехзначный прирост, а кое-где за последние три года достиг 700%. Разница голосов между Трампом и Харрис в колеблющихся штатах часто составляет всего 10–20 тысяч человек. Что будет, если привезти в каждый из них сотни тысяч людей?
А просителям убежища предлагается упрощенная процедура: они могут получить гражданство и полноценное право голоса уже через пять лет после получения грин-карты. В таких случаях голоса в подавляющем большинстве идут за демократов. Да, их культурные ценности могут не совпадать с леворадикальной идеологией, но главное не это. Главное заманить в США их семьи и друзей, вот почему демократы учреждают все эти программы – а по сути подачки, – которые заставляют людей чувствовать себя в долгу перед их партией. И они за нее голосуют. Вот как это происходит. Так что вот вам мой прогноз: если демократическая администрация останется у власти еще на четыре года, то легализует столько мигрантов, что на следующих выборах колеблющихся штатов не останется вовсе.