В 2024 г. зарплата учителей на 30% отстала от средней по стране, что стало худшим результатом за 15 лет.
1 сентября в школы пошли 18,5 млн учеников, что оказалось максимальным результатом с 2002 г., когда учеников было 18,9 млн человек. Благодаря прошедшему с середины нулевых демографическому буму школьников в стране за последние 10 лет стало на 31% больше (в 2014 г. было 14,1 млн). А вот учителей почти не прибавилось: в 2014 г. было 1,07 млн, а сейчас их 1,08 млн (+1%), подсчитало «Равенство» по данным Росстата и Минпросвещения. В результате нагрузка на преподавателей выросла на 30% только за счет роста числа учеников.
При этом оплата труда учителей в реальном исчислении (с учетом инфляции) к 2024 г. лишь вернулась на уровень 10-летней давности. Так, в 1 пг 2024 г. номинальная зарплата преподавателей выросла на 12% и при таких темпах за весь год составит 62 500 руб. Столько же в сопоставимых ценах преподаватели получали в 2014 г.
Стремительный рост зарплат был в 2010–2013 г., когда учителям подняли оклады на 51%, но с тех пор ее реальная величина падала, поскольку индексация не поспевала за инфляцией. В итоге к 2022 г. учителя получали уже на 9% меньше, чем в 2014 г., и лишь в последние пару лет оклады стали поднимать.
Подсчет через прожиточный минимум (ПМ) показывает столь же скромные результаты. Если в 2014 г. зарплата учителей была 3,63 ПМ, то в 2024 г. – 3,71, что лишь на 2% больше.
А вот относительно средней зарплаты по стране картина удручающая. Учителя получают на 30% меньше прочих россиян (62 500 руб. против около 89 100 руб., если верить Росстату), тогда как 10 лет назад получали лишь на 3% меньше. То есть никогда еще за последние 15 лет профессия учителя не ценилась столь низко.
Зарплата учителей относительно средней по стране, %
2010 – 76%
2013 – 97%
2015 – 96%
2020 – 85%
2021 – 79%
2022 – 76%
2023 – 74%
2024 – 70%
Рост нагрузки на 30% вместе с относительным снижением привлекательности профессии учителя еще на 27 процентных пункта означают существенный удар по качеству школьного образования.
Больше всего нагрузка на учителей в Тюменской области, Краснодарском крае, Калининградской области, Севастополе и Подмосковье (более 20 учеников на 1 учителя). Менее остро проблема стоит в таких регионах, как Дагестан, Чукотка, Курская область, Якутия и Калмыкия, где менее 12 учеников на 1 учителя.
В среднем по России на 1 учителя приходится сейчас 17 учеников. За 30 с лишним лет оптимизации системы образования сократили более 0,4 млн преподавателей. Если взять за норму 14 учеников на учителя, как в 1990 г., то дефицит кадров составляет более 222 000 преподавателей.
На фоне нарастающей в стране нехватки рабочих рук, роста нагрузки на преподавателей и дальнейшего сокращения расходов на образование (с 4,6% бюджета в 2024 г. до 4,2% в 2025 г.) власти задумались о «кастрации» школьного образования. Помощник президента Владимир Мединский назвал 11 лет обучения в школе «непозволительной роскошью» и пообещал «спрессовать его по времени». Мол, все равно зря учатся, не пойми на кого, вот нечего и начинать, пусть скорее идут работать.
Так Мединский вольно или невольно выразил чаяния российского правящего класса: насытить рынок дешевой, неквалифицированной рабочей силой, которую будет проще эксплуатировать. Ускорить втягивание молодых ребят в обслуживание интересов капитала в ущерб их всестороннему развитию и профессиональному становлению – это неизбежный удар по высшему образованию и, как следствие, научному потенциалу страны, заметил экономист Олег Комолов.
ИА «Равенство. Медиа»
Голос народа "Вместо заботы об учителе — улыбки по праздникам" Уважаемые, т.т. indago2020 и olimpiada2008! В первом комм. воспоминания, во втором - реальность...Застал и 8 летку и послевоенные уютные и теплые здания школ с футбольными полями, а на большой перемене даже успевали поиграть, помню и когда под этим полем нашли склад со снарядами, была и практика на заводе и двуязычные школы и 66 г. два выпуска и двойной конкурс в ВУЗ..., а учили так, что из 20 поступавших 19 поступило и ВУЗы по всей стране, в т.ч. МГУ, МИМО, МАИ...ХАИ..., о "инициативах" В. Мединского запомнилось его стремление захоронить Ленина... Труд Учителя, должен иметь статус гос. служащего и полный и бесплатный соц. пакет и соответствующую пенсию...и знаю точно, что в РФ это не выполнимо, только сочувствие их каторжному труду....
Реформа нужна радикальная и Мединский по-своему сформулировал такую необходимость, чтобы школьники законы математики, физики понимали как Лейбниц и Ньютон.Химию как Менделеев.Литературу как Лев Толстой и другие классики. Школа должна прививать любовь к учёбе, умению преодолевать трудности. Для выполнения такой задачи у государства не должно быть проблем с финансами. Вот количество годов протирания штанов в школе никакой роли не играют, а во многом вредят здоровью детей.
То ,что учителей не хватает - чистая правда. У меня более 300 учеников. Это, конечно, неестественно большая нагрузка, но кто, если не я? Это мой фронт.
Получаю как раз ту зарплату, которая опубликована в статье. Но какой кровью мне она обходится!
В статье упомянут Мединский, фигура конечно одиозная, с его памятной доской душителю ленинградцев Маннергейму, но не будем о нём. Сколько же лет необходимо учить сначала детей, потом подростков, а затем уже юношей и девушек в школе? Под необходимостью я понимаю время достаточное для того чтобы из ребёнка сформировался, пусть ещё юный, но уже достойный гражданин, усвоивший нужный для дальнейшего совершенствования своих личных способностей объём знаний и нравственных ценностей. В шестидесятые годы прошлого века тоже проходили эксперименты со школьным образованием. Было семилетнее, неполное среднее образование, потом восьмилетнее, было и полное среднее образование, десятилетнее, которое потом сменилось одиннадцатилетним, и вновь, в 1965 году вернулись к десятилетнему. Но то было советское время, отличное от нынешнего во всём и в школьном, и послешкольном образовании, в возможностях и перспективах выпускников восьмилетки, десятилетки, техникумов и вузов. Так при одиннадцатилетнем периоде девятиклассники нашей школы по понедельникам шли не в школу, а на завод, расположенный напротив, где обучались производственной профессии. Поэтому, когда в 1965 году было принято решение о возврате к десятилетке, ребятам выдали справки о присвоении 1-го разряда слесарей-инструментальщиков и заводскую практику отменили. А в 1966 году было два выпуска, десятиклассников и одиннадцатиклассников. Выпускники восьмых и десятых классов могли поступать в профессионально-технические училища (ПТУ) и техникумы, а десятиклассники и в высшие учебные заведения (ВУЗы), на бесплатной основе. При этом у большинства десятиклассников, окончивших школу в 17 лет, был в запасе ещё год до призыва в армию, так что не поступив после окончания школы, обучаясь на подготовительных курсах, можно было повторить попытку поступить в техникум или ВУЗ. Учёба в техникумах и ВУЗАх была неотрывна от производственной практики, зачастую и дипломы защищались на производстве. Совмещать работу, тем кто не поступил на дневную форму обучения было тоже достаточно комфортно, на каждую экзаменационную сессию своего работника, будь то вечерняя форма обучения или заочная, предприятие обязано было предоставлять оплачиваемый учебный отпуск, а само обучение было бесплатным. После окончания техникума или ВУЗа выпускнику было гарантировано место по специальности на определённом предприятии, на котором он обязан был проработать не менее трёх лет и если для этого надо было уезжать в другой город, то уже это предприятие озадачивалось вопросом с жильём для молодого специалиста. Так было, были ли при этом проблемы и трудности, были, но не было проблем с трудоустройством, просто не было. Страна давала возможность учиться столько сколько хочешь и везде были востребованы рабочие и специалисты. Я рассказал о прошлом то, через что прошёл в то время сам, так оно было. А что нынче? Ну как оно теперь вы все знаете сами, не буду о грустном. И всё же, сколько необходимо учить детей, подростков, юношей и девушек в школе в нынешнее капиталистическое время? Вопрос требует конечно не такого примитивного подхода, который изложил Мединский, но его действительно надо обсудить, при этом, принимая решение, оставлять год школьной жизни нашим детям или добавлять год взрослой, исходить не из того как им кажется, а из того, что лучше для нас.
Читать полностью