The American Conservative: за четыре года администрации Байдена мир стал опаснее по всем показателям
Утверждения Блинкена о том, что за четыре года администрации Байдена мир изменился в лучшую сторону, – полная чушь, пишет The American Conservative. За это время США вступили в опосредованную войну с Россией, разгорелся ближневосточный конфликт, и к взрывоопасному состоянию скатилась даже Азия.
Госсекретарь отчаянно убеждает нас, что мир сегодня лучше, чем в январе 2021 года, – несмотря на все доказательства обратного.
Читать последний опус госсекретаря Энтони Блинкена в журнале Foreign Affairs – все равно что смотреть автомобильную рекламу с вымышленным персонажем Джо Исузу, немало нашумевшую почти 40 лет назад. Джо делал попросту возмутительные заявления, за которыми всякий раз следовало: «Он врет». В своей статье под названием «Стратегия обновления Америки» Блинкен выдал похожую серию небылиц. Не хватало только «он врет» за каждой из них.
Почти все четыре года администрации Байдена, заявил Блинкен, «сам президент и его заместитель Харрис проводили стратегию обновления, сочетая исторический вклад в конкурентоспособность внутри страны с деятельной дипломатической кампанией по оживлению партнерских отношений за рубежом».
Это явно недооценивает влияние президента – по крайней мере, если послушать его самого. Пытаясь оправдаться за провал на дебатах с Дональдом Трампом, Байден бросил: «Я ведь не только баллотируюсь на переизбрание, но и управляю миром. Это ни в коем случае не преувеличение, мы – незаменимая нация».
Убежденность президента в том, что результаты его политики заслуживают похвалы, – верный признак его умственного упадка. А вот восторг, с которым Блинкен рассуждает о том, что США «сегодня геополитически гораздо сильнее, чем четыре года назад», совершенно непростителен: это отчаянная попытка сохранить то немногое, что осталось от его репутации. В конце концов, кто, оглядев сегодняшний мир, будучи в здравом уме и трезвой памяти, представит себе, как американский народ говорит Блинкену: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен – над многим тебя поставлю» (Матфея 25:23)?
Увы, еще в январе 2021 года, когда Блинкен только вступил в должность, мир выглядел отнюдь не блестяще. Сегодняшний же мир намного хуже почти по всем показателям.
Под руководством США НАТО ведет опосредованную войну против ядерной России из-за Украины, которая гораздо важнее для Москвы, чем для Запада. Конфликт трагически неоправдан – это следствие не только действий России, но и трех десятилетий высокомерия Вашингтона, который все это время относился к Москве как к побежденной державе и неуклонно расширял свой трансатлантический альянс до самых границ России. Несмотря на многочисленные предупреждения из Москвы, одна администрация за другой бросали вызов ее интересам безопасности, хотя сами США ни за что бы не потерпели подобное у собственных границ. Отказ администрации Байдена от переговоров о расширении НАТО в начале 2022 года стал последней искрой, из которой и разгорелся конфликт.
Теперь союзники продавливают бесконечный конфликт со страной, которая, не желая поражения, наверняка пойдет на эскалацию и обострит борьбу. Циничные американские политики утверждают, что эта опосредованная война выгодно подрывает военный потенциал Москвы «всего» за какие-то десятки миллиардов долларов, игнорируя при этом десятки и сотни тысяч погибших украинцев. Увы, нет никаких гарантий, что США и их союзники сами втянутся в борьбу, особенно если путинское правительство решит ударить по странам, поставляющим Украине оружие, или сбросит на силы Киева ядерную бомбу. Москва уже заключила союз с Китаем, Северной Кореей и Ираном, и их сотрудничество может стать еще теснее. Когда-то Россия ратовала за нераспространение. Теперь вашингтонские политики рассуждают о готовности Москвы помочь Северной Корее в разработке ракет и ядерного оружия, что, в свою очередь, подвергнет непосредственному риску территорию самих США.
Ближний Восток, пожалуй, еще взрывоопаснее. Многочисленные военные действия, конфликты и кризисы – следствие десятилетий контрпродуктивного вмешательства США в регион – сливаются воедино. Байден пополнил собой долгую вереницу президентов, ставящих иностранные правительства выше американского народа. Следующий виток сегодняшней борьбы может оказаться полномасштабной войной между Израилем и Ираном, в которую втянутся соседние арабские государства.
Региональная стабильность и мир невозможны, доколе Израиль отказывается признать самоопределение Палестины. Однако Байден предоставил фактически неограниченную финансовую, дипломатическую и военную поддержку правительству, развращенному жестоким этнонационализмом. Его администрация также подвергла американских военнослужащих неуместному риску в Ираке и Сирии. Более того, она рискует втянуть США в регион еще глубже, превратив американскую армию в этакий современный корпус янычар – телохранителей саудовской королевской семьи со вполне очевидной миссией: обезопасить положение абсолютной монархии в регионе.
Наконец, при Байдене к конфликту скатилась даже Азия. Северная Корея копит ядерный арсенал и разрабатывает баллистические ракеты для ударов по США, и характеристика, которую Блинкен дал политике администрации, вовсе бредовая. Он заявил: «Мы донесли до Пхеньяна со всей ясностью не только то, что готовы вести прямые переговоры с Северной Кореей, но и то, что мы не подчинимся ее бряцанию оружием или не примем никаких предварительных условий». Однако в действительности никто не верит, что Ким Чен Ын откажется от своего ядерного арсенала. Если Вашингтон не готов подогнать свой подход к реальности или умерить свои требования в области контроля вооружений, в будущем Северная Корея станет еще опаснее.
Хуже того, главнейший потенциальный конфликт – между США и Китаем – при Байдене вырисовывается все отчетливее. Потенциальный кризис вокруг Тайваня обострился еще больше, поскольку администрация ровным счетом ничего не предпринимает, чтобы унять тревогу Китая из-за стремления Тайбэя к независимости (заметим: при американской поддержке). Поскольку для Пекина это очевидная красная линия, за пресечение которой он готов применять силу, Вашингтон должен заставить все стороны отступить. Администрация также поставила под угрозу авторитет Америки из-за непринципиальных территориальных споров – рискуя войной из-за горстки морских скал и других географических объектов, будь то риф Мисчиф, острова Сенкаку или отмель Скарборо. Независимость Японии и Филиппин важна. Однако их контроль надо всей территорией, на которую они могут претендовать, – нет.
Хуже того, Китайская Народная Республика все чаще рисуется в образе врага. Администрация ввязалась в экономическую войну против Китая, усугубив протекционистскую кампанию Дональда Трампа в попытке перекрыть Пекину доступ к передовым технологиям. При всем стремлении расширить официальный диалог администрация одновременно сокращает общие экономические интересы, которые сближают страны. Есть важные вопросы, по которым Пекину нужно дать отпор, – но при этом важно не относиться к Китаю как к врагу, иначе он и впрямь может им сделаться. Сегодня Китай все активнее бросает вызов США по всему земному шару – косвенно помогает России против Украины, облегчает нажим на Северную Корею и задирает соседей по региону.
Блинкен придает большое значение союзникам, относясь к ним, словно к друзьям в Facebook*: чем больше, тем лучше. Так, он заявил: «США сегодня находятся в явно сильнейшей позиции в обоих ключевых регионах благодаря мосту союзников, который мы выстроили. И, если на то пошло, то и друзья Америки тоже». Союзники полезны, когда есть взаимные интересы. Однако минимум часть предполагаемых друзей и партнеров Вашингтона (не сказать: большинство) – черные дыры безопасности, которые отбирают гораздо больше, чем дают.
В тот самый момент, когда дружественные государства должны активизироваться, чтобы взять на себя ответственность за собственную безопасность и стабильность своего региона, администрация лишь усугубляет зависимость союзников от США. Байден обнадежил правительства, которые хорошо бы, наоборот, припугнуть, чтобы они начали действовать ради собственного же блага. Он подтвердил обязательства в области безопасности перед странами, которым вполне по силам защитить себя самим. Политика Блинкена противоречит изначальной цели НАТО. Президент Дуайт Эйзенхауэр настаивал на том, что военное присутствие США будет сугубо временным – этаким щитом, за которым разоренный континент сможет восстановиться. Он считал, что если американские войска останутся там спустя хотя бы десятилетие, это бы символизировало провал этой политики. Байден же, наоборот, увеличил численность американских войск с началом российской спецоперации и выделил Украине больше денег, чем любой европейской стране. Он продолжает эту политику, несмотря на крепнущее недовольство американцев, которых куда больше тревожат многочисленные внутренние проблемы.
Особенно неуместен энтузиазм Блинкена насчет «существеннейшего сдвига – причем не внутри регионов, а между ними», который якобы повлек за собой «беспрецедентное сближение Азии и Европы, которые все чаще рассматривают свою безопасность как нечто безраздельное». Мысль, что союзники будут продвигать цели США за пределами собственных территорий, хороша в теории, но на практике она терпит крах.
Во-первых, безопасность отнюдь не безраздельна. Москва – это, конечно, немало, но она не представляет собой угрозы в Азии. В отличие от Китая, Россия никогда не воевала ни с Индией, ни с Вьетнамом, ни с Кореей и не имеет текущих или потенциальных конфликтов с Японией. У Китая же нет ни территориальных, ни иных проблем безопасности с европейскими правительствами.
Во-вторых, дружественным государствам Европы и Азии было бы гораздо полезнее выполнять свои прямейшие обязанности. Европейцы так до сих пор и не создали эффективных армий и не добились интеграции сил с соседями. Япония сильно отстает в развертывании возможностей для сдерживания Китая. США было бы выгоднее всего, если бы европейские союзники взяли на себя ответственность за безопасность собственного континента, а Япония – ведущую роль в сохранении мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Однако если союзники вместо этого будут играть в игрушки и разбазаривать далеко за границей ценные ресурсы и силы, которые было бы целесообразнее развернуть поближе к дому, в итоге это лишь усугубит нагрузку на американцев. (Напротив, есть масса других областей для межрегионального сотрудничества: например, экономика и киберпространство.)
Какими бы ни были его намерения, Блинкен потерпел фиаско на посту госсекретаря. Политика США состоит из неумолчных требований и угроз, бесконечных санкций и штрафов, а также беспорядочных вмешательств и войн. Во многих областях внешняя политика администрации не сильно отличается от подхода Трампа – взять хотя бы поддержку Израиля на уровне безусловного рефлекса. В других отношениях Блинкен и компания оказались еще хуже. Трамп хотя бы продемонстрировал похвальное нежелание применять военную силу. Отношения с Китаем пошатнулись, и вероятность военно-морского противостояния в Азиатско-Тихоокеанском регионе растет. Администрация Байдена не проявила ни малейшей изобретательности в своих попытках приструнить Северную Корею. Но опаснее всего интенсивная опосредованная война Байдена с Россией.
Вообще, американцы сегодня подвергаются большему риску, чем в январе 2021 года, когда Блинкен только занял свой пост в Фогги-Боттом (район Вашингтона, где расположен Госдепартамент). Политика администрации, особенно ее контрпродуктивное вмешательство по всему земному шару, еще больше отдалила сегодняшнюю реальность от идеала, к которому она якобы стремится, – «мира, где страны вольны выбирать собственные пути и партнеров, и где соблюдается международное право, включая основные принципы Устава ООН, а также всеобщие права человека».
США должны участвовать в жизни мира. Как заметил Блинкен, американцы только выиграют, если мир станет «более свободным, открытым, безопасным и процветающим». Однако Вашингтону вряд ли под силу переделать мир – по крайней мере при разумных затратах и рисках. Поэтому на первом месте для него всегда должны быть интересы американского народа. Именно эти люди платят за всё – и, что еще важнее, умирают, когда Вашингтон пускается в свои грандиозные эскапады за рубежом. Блинкен и другие члены внешнеполитической элиты слишком часто об этом забывают. Обновление Америки внутри страны не помешает Вашингтону играть лидирующую роль за рубежом. Однако именно обновление Америки должно идти первым.
Дуг БЭНДОУ
The American Conservative (США)
* Деятельность компании Meta (cоцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.