10 октября в подмосковном Красногорске состоялось выездное заседание Совета Государственной Думы, посвященное вопросам развития отечественного сельхозмашиностроения. В его работе приняли участие руководители фракций политических партий, заместители председателя нижней палаты парламента, главы профильных комитетов, министр промышленности и торговли Антон Алиханов, министр финансов Антон Силуанов, а также представители других ведомств и ведущих российских компаний в сфере АПК. Участники заседания ознакомились с новейшими образцами отечественной сельхозтехники, представленными на выставке в МВЦ «Крокус Экспо».
Как отметил, открывая заседание, Вячеслав Володин, эффективность аграрной отрасли во многом зависит от развития сельхозмашиностроения. Одной из острых проблем, решение которой необходимо найти, является изношенность сельхозтехники. Доля используемой в нашей стране агротехники старше 10 лет составляет сегодня около 50%. У 60% тракторов и порядка 40% комбайнов в России полностью вышел срок службы:
– Нам нужно создавать с вами условия для того, чтобы развивалось сельхозмашиностроение. Для того, чтобы удобрения были доступны. Нам делать надо все, чтобы семенной материал был качественный, заниматься генетикой, ну и, конечно, поставлять новую технику в образовательные учреждения, чтобы качество подготовки кадров росло, – отметил Вячеслав Володин.
Он заявил, что в сфере сельхозмашиностроения немало острых проблем:
– …Если мы только с вами будем говорить об успехах, нас догонят проблемы. Поэтому давайте здесь критично подойдем, в том числе, к своей работе. Необходимо через новые форматы работы парламента обсуждать, делать все для того, чтобы через законодательные решения создавались среда, условия, развивающие нашу экономику. Президент перед нами так задачи ставит.
Вячеслав Володин обратил внимание на эффективность мер господдержки в сфере АПК, заметив, однако, что те, кто занимается роботизацией в данной сфере, почему-то не обладают льготами как IT-специалисты.
Председатель Госдумы особо отметил, что в АПК, как и во многих других сферах, нужно ориентироваться на свое, отечественное:
– И там, где есть отечественный аналог, закупать импортный через лизинговые схемы, через субсидирование недопустимо. Если есть аналог, зачем вы будете закупать импортную технику? Надо это считать одной из мер поддержки отечественного товаропроизводителя.
По его словам, депутаты будут вести предметный диалог по этому вопросу и с Минсельхозом, и с правительством в целом: «Здесь здравые предложения, мы их будем дальше реализовывать», – резюмировал председатель Госдумы.
По мнению участников, мероприятие получилось весьма содержательным. Особый интерес вызвали выступления лидера КПРФ Геннадия Зюганова, замруководителя фракции КПРФ в Госдуме Николая Коломейцева и президента Ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина.
К.А. БАБКИН,президент ассоциации «Ростсельмаш»:
-Уважаемое высокое собрание! Для нас очень важно ваше внимание.
Отрасль, вы видите, представительная: 15 предприятий занимаются производством сельхозтехники в России, и благодаря этому развивается и сельское хозяйство. В 2022 году западные страны обсуждали возможность прекратить поставки сельхозтехники в Россию, тем самым нанести удар по нашему сельскому хозяйству. Перестали поставлять готовые машины. Но у нас есть развитое производство. Они перестали поставлять и компоненты для сельскохозяйственной техники: большие двигатели, подшипники, элементы гидравлики, элементы электроники. Так или иначе мы и с этой трудностью справились. И идем дальше.
Наша отрасль очень сильно зависит от ситуации в сельском хозяйстве и ситуации в государстве, вот здесь показана такая зависимость: черным пунктиром – количество выпускаемой техники (ориентировочно), а синий пунктир – это рентабельность. В начале нулевых годов мы выходили постепенно из тяжелого кризиса девяностых, в 2008 году случился мировой экономический кризис, который затем перекинулся на нашу страну. Это действительно тяжело было для нас. Вопрос стоял даже о многотысячных увольнениях.
Тогда на «Ростсельмаш» приехал Владимир Владимирович Путин. Были приняты определенные решения по запуску мер поддержки сельского хозяйства и промышленности. Удалось стабилизировать ситуацию. Затем благодаря мерам поддержки у нас начался рост. Особенно этот рост стал заметным после запуска так называемого постановления 14.32 – это программа по субсидированию скидок для крестьян, скидок на сельхозтехнику. Это привело (особенно после 2014 года) к развитию нашей отрасли, увеличился рынок сбыта, возросла рентабельность. Начали активно запускать новые производства, новые модели стали появляться десятками каждый год. Отрасль начала двигаться вперед. Затем, это 2022 год, пришлось заменять поставщиков. Некоторые заводы постояли – месяц-два, не больше – и мы преодолели эту ситуацию и движемся вперед. В этом году, как уже отметил Антон Андреевич, мы находимся в периоде небольшого спада на рынке: на 20–25% снизились продажи по сравнению с предыдущим периодом.
Период развития мы использовали для инвестиций, для запуска новых моделей. На примере компании «Ростсельмаш»: если в 1999 году мы производили всего лишь три модели техники, то сегодня мы выпускаем на рынок более 150 видов машин во многих модификациях, практически можно сказать, что каждая машина индивидуально выпускается.
В 2024 году одна только компания «Ростсельмаш» запустила три завода: тракторный завод, завод по производству коробок передач, в Таганроге бывший комбайновый завод мы реанимировали, сейчас производим там прицепную технику. Компания не одинока в этом отношении, здесь и проекты Кировского завода показаны, и компании «Пегас-агро», ну и другие заводы тоже могут похвастаться новыми производствами.
Активно занимаемся интеллектуализацией техники, стараемся, чтобы это все работало в единой информационной системе, работают системы удаленного мониторинга, системы подруливания, различные системы помощи аграриям в их работе. Будем двигаться по этому направлению еще уверенней.
«Ростсельмаш» построил и запустил новый испытательный полигон для сельскохозяйственной техники, для строительно-дорожной техники. Создаем новый исследовательский центр в Таганроге. Это позволит нам эффективно разрабатывать новые модели.
О подготовке кадров. Только компания «Ростсельмаш» в 117 учебных заведениях открыла специальные классы. Занятия там ведут преподаватели, прошедшие стажировку на предприятии. Мы поставляем оборудование для этих учебных заведений. Благодаря поддержке Министерства образования создали перспективную инженерную школу совместно с Донским государственным техническим университетом. И сейчас 300 ребят обучаются в плотном контакте с производством, их не нужно будет потом переучивать, они уже знают, чем живет современная промышленность.
Наши перспективные направления. Мы идем в строительно-дорожную сферу. Сегодня на рынке строительно-дорожной техники российские производители занимают всего лишь 14–15%, мы будем увеличивать эту долю. Некоторые из созданных машин вы видели сегодня на выставке.
По поставке компонентов. С 2022 года перешли из западных стран в дружественные страны. Работа была проделана колоссальная: на нашу страну, вы знаете, наложено 23 тысячи санкций, 6 тысяч только наименований… компания «Ростсельмаш» поменяла поставщиков по 6 тысячам позиций. Чтобы поменять только одного поставщика, требуется по-нормальному до полутора лет – испытания, адаптация… Это инженерная работа, и наши инженеры успешно провели свою работу. Вот красным показана та часть, что перенесена в Россию, а остальное – то, что перенесено в другие страны.
Мы видим не все компоненты. Вот сверху коробка передач для трактора, двухтысячной серии, «Ростсельмаш» ее освоил на новом заводе по производству трансмиссии в этом году. Практика показала, что эта коробка при всех сокращениях заводских накладных расходов получается дороже, чем та же коробка, если ее привезти из Китая, причем заметно дороже – на 30–50%. Но мы этим проектом занимаемся, потому что иначе мы по 719-му постановлению выпадем из субсидии. Мы благодарны Минпромторгу и государству, что нас стимулируют в сторону локализации, и делаем, но не по всем компонентам такой стимул работает…
Внизу показана гидростатическая трансмиссия, мы считали, как начать ее производить в России. Ее производство связано с литьем, с мехобработкой, с точной обработкой; с наукой (гидродинамикой, тепломеханикой)… Это утонченный продукт, нужно наращивать компетенцию несколько лет, чтобы начать производить такую гидростатическую трансмиссию, но, опять же, эти инвестиции многолетние коммерческого смысла не имеют, потому что эта трансмиссия окажется дороже, чем та, которую сегодня можно привезти из Китая. Такая же ситуация по многим видам компонентов.
Почему это происходит? Мы общаемся с коллегами в Китае сейчас, раньше в Канаде у нас был завод: сравниваем условия, в которых работают производители в разных странах. Вот взять налоги с невысоких зарплат – это актуально для рабочего на предприятии. В России – 43% всех отчислений с зарплаты до 60 тысяч рублей, в Китае – ноль процентов, в Канаде – до 120 тысяч ноль процентов налог! НДС в России самый высокий из этих стран. Налог на недвижимость так же самый высокий. Металл в России значительно дороже: на десятки процентов, иногда – в два раза достается нам металл дороже, чем китайцам. Процентная ставка в несколько раз выше в России, электричество для предприятий в России значительно дороже… Собственно, поэтому мы не видим потока инвестиций в производство компонентов. Для производителей готовой продукции существуют меры поддержки, а для производителей компонентов – не всегда, такая существует зависимость.
Наверное, вам интересно финансовое состояние компании «Ростсельмаш». Сейчас на площадках предприятия стоит почти 1800 комбайнов, это примерно треть годового выпуска. Связан этот простой со спадом спроса на технику. У предприятия есть средства, финансовое состояние устойчивое, но долги перед поставщиками, перед различными организациями тоже есть… спад мы переживем, переживали и более тяжелые времена, но тем не менее, вопросы возникают.
Что мы просим, какие меры поддержки могли бы нам помочь? Защита рынка. Другие страны субсидируют своих производителей, создают им необходимые условия, поддерживают, субсидируют экспорт. Надо нас защищать от демпинга, от неравной конкуренции.
Практически 100% техники на международном рынке продается в кредит. Из-за того, что в России дорогие деньги, кредит на международном рынке мы предоставлять практически не можем. Существуют две активно работающие субсидии: это субсидия на транспортировку товара до потребителя, мы пользуемся этой поддержкой, спасибо большое; и есть программа субсидии на гарантию обратного выкупа техники, она работает по аналогии с программой 14.32, то есть мы со скидкой можем продавать нашим потребителям машины, но мы продаем менее пятой части этих машин, потому что финансирование недостаточно.
Благодарим за создание работающей программы 14.32, но при объеме производства более 200 млрд рублей в год, если мы хотим давать скидку 10%, надо выделять 20 млрд на финансирование этой программы. Сейчас выделяется 8 млрд, достается не всем и не всегда, происходят споры. Приходится эту субсидию делить, возникает элемент неопределенности на рынке. Просим профинансировать в полном объеме.
Мы уверены, сельское хозяйство будет развиваться. Минсельхоз нам ставит задачу, ориентирует, что в России будет производиться 170 млн тонн, ученые говорят, что можно в России и 300 млн тонн производить, и ФАО говорит, что мировой рынок зерна будет на сотни миллионов тонн расти в ближайшие годы, и президент нас ориентирует на дальнейшие успехи. Мы нацелены на это все, в целом настроение на выставке и в отрасли позитивное, мы готовы работать и двигаться дальше, если будет поддержка.
Предложения. По 14.32 – Фонду развития промышленности, чтобы он в дополнение выделял гранты на компоненты, порядка 10 млрд. Вячеслав Викторович отметил эту проблему. На поддержку экспорта требуется 1 млрд в год, просим увеличить утильсбор, распространить льготы для IT-компаний на сотрудников, работающих на предприятии специализированной техники, чтобы поменьше налогов брали с наших сотрудников. Просим, чтобы за счет госбюджета, и региональных бюджетов, и за счет бюджета Росагролизинга субсидировалось, стимулировалось приобретение только техники российского производства. И еще раз хочу акцентировать внимание: налоги, электричество, металл (самое удивительное!), проценты в России… Я не вижу объективных причин, почему так сложилось. Все это должно быть дешевле и комфортнее, чем в других странах. Мне кажется, что в России этого можно добиться.
Большое спасибо за внимание!
Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ, замруководителя фракции КПРФ в Госдуме:
В заключение слово на заседании Совета Госдумы взял замруководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. Он поблагодарил участников за плодотворную работу и пригласил их посетить выставку «Агросалон 2024», а также сформулировал три конкретных инициативы, имеющих важное значение для предприятий сельхозмашиностроения.
Первой из них стало предложение поручить профильным министерствам разработку и реализацию нацпроекта восстановления энерговооруженности села:
– По сути, речь идет о программе импортозамещения в этой сфере. Для этого надо и фонд развития промышленности резко увеличить. Сегодня он показал себя как очень эффективный. Ведь эта отрасль может быть унифицирована и для автомобилестроения, и для оборонки, и для сельхозмашиностроения, но это требует программной работы. Без программы импортозамещения мы этого не решим!
В своем выступлении Николай Коломейцев также вновь привлек внимание к вопросу о необходимости перехода к государственному планированию:
– Дума принимает бюджет на трехлетку, но этого недостаточно. Только что выступал Константин Анатольевич Бабкин. Ему на «Ростсельмаше», чтобы собрать только один комбайн, нужно 25 тысяч узлов и деталей. А это работа порядка десяти тысяч предприятий-смежников. Без планирования это невозможно. Иначе склады будут затоварены, и предприятие вынуждено будет перейти на трехдневку. А что такое трехдневка? Это потеря квалификации, это дополнительные затраты на содержание инфраструктуры. Все это не может не сказываться и на объемах производства.
Острым вопросом по-прежнему остаются и цены на сырье для предприятий сельхозмашиностроения, для чего требуется принять эффективные меры:
– Что касается руды, то сейчас мы на экспорт продаем дешевле, чем своим. Это неправильно. Нам надо с этим разбираться и в принципе навести тут порядок. У предприятий крупные убытки, они отдают технику в долг, им надо эти убытки компенсировать. В противном случае они остановятся, что вызовет напряжение в обществе, так как за ними стоят сотни, даже тысячи людей, которые там работают.
Предлагаю в постановление Совета Думы включить эти три вопроса.
Продолжение в следующем номере