Но они по-прежнему будут в 2–3 раза ниже нормы
Финансирование научных исследований в 2025 г. хотят увеличить с 1,22 до 1,46 трлн руб., или на 20%, следует из опубликованных материалов к проекту федерального бюджета. Они подрастут до 0,69% ВВП и 2% всех расходов бюджета.
Ранее три года подряд вложения в науку падали и к 2024 г. снизились до минимального за 18 лет значения.
Если взять объем вложений в науку уровня 1988 г. в РСФСР за норму, то в 2024 г. в сопоставимых ценах выделили всего 47% от этой величины, хотя еще в 2016 г. объем был 71%.
В СССР в 1988 г. в науку из бюджета вложили 16,9 млрд руб., тогда как ВВП страны был, оценочно, 945 млрд руб., а союзный бюджет – 245 млрд руб. То есть государство направило на исследования 1,79% ВВП и 6,9% бюджета, в 3 раза больше, чем сейчас.
Трехкратный спад финансирования привел к сокращению в 3 раза числа ученых, НИИ и КБ. За годы рыночных реформ РФ утратила 2/3 научного потенциала, писало «Равенство».
Как менялся уровень финансирования науки из бюджета, % ВВП:
1988 – 1,79
1990 – 1,80
1995 – 0,59
2000 – 0,46
2005 – 0,82
2010 – 0,95
2015 – 0,99
2020 – 0,90
2023 – 0,73
2024 – 0,62
2025 (план) – 0,69
В 1989 г. Минфин СССР поменял методику расчета военных расходов, и часть трат на исследования стала учитываться в расходах на оборону. Под расходами на науку Росстат стал иметь в виду вложения только в гражданский сектор. Тем не менее исследования в силовом блоке составляют существенную часть научной деятельности. В 1988 г. на них шло 43% трат бюджета на науку, сейчас – около 36%. Данные о бюджете и его исполнении позволяют восполнить этот пробел.
Структура расходов бюджета на науку в 2025 г., млрд руб. (в скобах – прирост по сравнению с 2024 г.):
Оборонные исследования (оценка) – 496 (+25%)
Исследования в экономике – 409 (+28%)
Фундаментальные исследования – 316 (+19%)
Исследование космоса – 86 (+4%)
Исследования в здравоохранении – 44 (-15%)
Исследования в управлении – 42 (+9%)
Исследования в области безопасности – 36 (+2%)
Исследования в образовании – 28 (+6%)
ВСЕГО – 1461 (+20%)
Помимо государства, исследования финансируют и предприятия. Всего на НИОКР в СССР за счет всех источников в 1988 г. пошло 32,3 млрд руб., или 3,4% ВВП. В частности на гражданскую науку выделили 17,8 млрд руб. (1,88% ВВП), а оборонную – 14,5 млрд руб. (1,53%). Из них бюджет оплатил 16,9 млрд руб. (52%), а предприятия и организации – 15,4 млрд руб. (48%).
Ликвидацию системы общенародного планирования и планирования научного-технического прогресса в частности обосновывали тем, что бизнес, дескать, только и будет внедрять самые современные технологии, дабы обойти конкурентов. Надо только передать средства производства в частные руки, тогда-то ими займутся по уму. Но зачастую новые собственники ради сиюминутных выгод выводили наукоемкие производства не на передовую, а на свалку, а их активы – за рубеж.
В 2022 г. вложения в гражданские НИОКР в России составили 1,44 трлн руб. (0,93% ВВП), из которых государство из бюджета оплатило даже больше, чем при СССР, – 54%. Бизнес за счет внутренних средств предприятий покрыл 27% (в 2019 г. он оплачивал 31%). То есть и частнособственник меньше настроен на проведение НИОКР, чем долгосрочно ориентированный советский директор или плановик, и средства на это достать сложнее.
Снижение расходов на науку отразилось на оплате труда ученых. После индексации в 2018 г. (в 1,5 раза) зарплаты научных сотрудников почти не растут. Относительно средней по стране они даже снижаются: если в 2018 г. научный сотрудник получал 2,3 средних зарплаты, то в 2024 г. – 1,8.
Результативность исследований тоже страдала долгие годы. В 2022 г. российские юрлица подали 18 970 заявок на изобретения, что стало минимумом за 24 года. В 1987 г. в РСФСР было заявлено 107 000 изобретений. Это было 2-е место и 15% всех заявок в мире (у СССР – 25%).
В 2023 г. число заявок на изобретения вновь подросло, прибавив 9% – до 20 623 ед. Но во многом это связано с перерегистрацией компаний в РФ. Общая патентная активность продолжала снижаться.
ИА «Равенство. Медиа»