В Русском музее 18 октября открылась выставка, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. Продлится до 12 мая. Всего на выставке представлено более 160 картин и рисунков: от всемирно признанных шедевров до малоизвестных картин. Некоторые экспонаты покажут публике впервые. Выставка называется «Великий Карл» – именно так говорили о Брюллове восхищенные современники.
Художник родился 12 (23) декабря 1799 года в творческой семье – отец Карла был скульптором-орнаменталистом, его братья в последствие тоже посвятили себя творчеству. Самое знаменитое произведение Брюллова «Последний день Помпеи» сделало его известным на всю Европу. «И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день!» – так писал об этом шедевре поэт Евгений Баратынский. Брюллов своим шедевром сделал громкое имя не только себе, но и всей русской живописи. Специально к выставке впервые за 200 лет была проведена комплексная научная реставрация картины и ее исторической рамы. Уникальность работ была в том, что они проводились за стеклянной перегородкой прямо в зале – обычно скрытый от посторонних глаз процесс могли увидеть посетители музея. Теперь же картина впервые покажется посетителям в таком виде, в каком и была создана автором.
Однако писал художник не только столь монументальные полотна – он был замечательным портретистом, оказавшим влияние на многих русских художников. На выставке будут представлены такие его работы, как «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», «Портрет графа А.К. Толстого в юности», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини».
Брюллов принимал участие в оформлении Казанского и Исаакиевского соборов – работая на холоде. Художник тяжело заболел и вскоре скончался. Обычно выставки проходят в Корпусе Бенуа, но в этот раз особый случай. Ведь самым масштабных экспонатом выставки стал как раз фрагмент плафона «Богоматерь во славе в окружении святых» из Исаакиевского собора. Его размеры составляют примерно 12 на 12 метров, поэтому для него пришлось искать подходящее помещение и устанавливать там смотровую площадку для зрителей, возвышающуюся над уровнем пола для лучшего осмотра.
Одним из знаменательных событий выставки станет первая публичная демонстрация картины «Христос во гробе». Изначально произведение было создано для частного владельца. С 1930-х его местонахождение не было известно. Только в конце прошлого века картину удалось обнаружить и благодаря последующим многолетним усилиям российской стороны вернуть в Россию. Также впервые будет выставлена картина «Дети Витгенштейна с няней-итальянкой, купающиеся в лесном водоеме» – она находится в частной коллекции, и владелец впервые дал согласие на участие в выставке. Многие акварельные работы также станут открытием для большинства посетителей – из-за хрупкости они редко выставляются. Но и известные работы, такие как «Итальянский полдень» и «Всадница», тоже предстанут перед посетителями выставки.
Картины для выставки были предоставлены музеями со всей России – в основном из самого Санкт-Петербурга и Москвы, но также из музеев Волгограда, Самары, Ярославля, Казани и других городов, и из частных коллекций. Всего 24 музея и 8 частных собраний. Одна из работ даже привезена из Белоруссии. Открывшуюся выставку уже называют одним из главных культурных событий года.
Мария ГОРДЕЙКО