Последнее письмо в газету В.С. Мартемьянова по мотивам голосования в Думе
Государственная дума приняла в третьем чтении первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Еще немного процедур по линии Совета Федерации и президента, и основные начала гражданского законодательства станут законом, всеобъемлюще регулирующим отношения собственности, товарно-денежный, предпринимательский и потребительский оборот, освятят своей законодательной сенью частные дела и интересы.
Порядок во всех этих отношениях, конечно же, должен быть, и, смею вас заверить, как профессионал: юридическая техника первой части ГК выполнена на весьма высоком уровне…
Почему же не вызывает радости принятие первой части ГК? Почему весьма значительная часть депутатов отвергла его и сам кодекс был принят с помощью тактики «выкручивания рук», неоднократным включением в повестку дня отвергнутого депутатами проекта? Почему, в конце концов, удалось собрать незначительное большинство для принятия этого закона путем «суррогата» второго чтения под видом третьего (серьезное нарушение регламента Государственной думы, к которому прибегли ее руководство и председатель И.П. Рыбкин)?
Все дело в том, что принятый закон является самой ответственной законодательной заявкой на закрепление в нашей стране частнокапиталистических начал, на устранение и подавление социалистических элементов в экономике. Формальное равенство частных интересов и их защита нацелены на предоставление прав, денег и власть имущим… Только им нужна «безразмерная» частная собственность. Только им нужна бесстрастная юридическая техника при осуществлении банкротств предприятий, ввергнутых шоковой терапией в бездну неплатежеспособности и не получающих при ликвидации гарантий для своих работников. Только в их интересах снижение компетенции госпредприятий до уровня казенных, которыми можно помыкать государственной бюрократии на свою потребу, а при желании (вожделенном и ожидаемом для того, чтобы приобщиться к остаткам государственного пирога) ликвидировать их. Только их устраивают мутные волны безграничной приватизации народного добра, легализованной кодексом в самую жаркую пору противоборства различных социальных сил «постчекового периода».
И напрасно некоторые либеральные, радикальные и иные демократы возносят хвалу новому закону: он, дескать, укротит мафиозный рынок, заставит платить неисправного, якобы поставит преграды разворовыванию госимущества. Ничего этого, вопреки их деланно-наивному восторгу, новый ГК не «застолбил».
А застолбил он совсем другое: основы рыночной экономики, в которых не будет, например, присутствовать коллективная собственность, долгие годы бывшая опорой трудящихся на промышленных предприятиях, и особенно на селе. Ведь это именно против нее президент и правительство предпринимали массированные атаки с целью подорвать социалистические начала в новой экономике. Ведь не секрет, что та же приватизация велась с целью устранить трудовые коллективы от их добра чековыми посулами и коварными льготами, выдававшимися в качестве отступного работникам, не осознавшим в чековую пору, куда их ведут и чего они вскоре лишатся в постчековую пору, когда начнется создание «стратегического собственника».
Надо сказать и другое. Большинство правовых конструкций способны обслужить любую формацию… Весь вопрос только в том, в какой мере и какую собственность надо особенно уважать. «Стратегическую» собственность, смею вас заверить, новый класс заставит уважать, обмануть он себя не даст. В режиме приоритета частных интересов он сумеет и приумножить ее, защитить всеми экономическими и политическими рычагами. А что выиграет от компрадорско-буржуазного режима с его «упорядоченным» гражданским оборотом тот, кто продает только рабочую силу? Не богатства нашей великой Родины, не ее заводы, пашни, леса и недра? Ответ на это даст ближайшее будущее. Радужных надежд это будущее не сулит. Пока можно лишь сказать: законодательная власть создала наиболее благоприятные условия для тех, кто имеет крупную собственность, солидный капитал, и не прибавила ничего тем, кто живет своим трудом, а скорее совсем наоборот. Фальшивой завесой «равенства собственников и их интересов» законодательная власть выполнила социальный заказ правящего режима: устроить получше и поудобнее людей с капиталом.
Испытают ли чувство восторга от нового ГК те, кто участвует в обороте только на основе трудовых заработков? Вряд ли. Размер их заработков и соответствующие возможности приобретения прав и их защиты больших надежд здесь не внушают. Но зато сколько дурманящих запахов имущественной свободы…
B.C. МАРТЕМЬЯНОВ,
депутат Государственной думы,
член фракции КП РФ