Изменение архитектуры международных отношений всё явственнее выдвигается в центр мировых событий. Отказ от диктата США и движение в сторону многополярности – веление времени. Данный процесс уже проявляет себя во множестве факторов. Один из важнейших – создание и укрепление БРИКС. Очередной саммит данной организации прошел в Казани 22–24 октября. Но успех этой встречи не снимает с повестки дня целый ряд вопросов. И на них необходимо отвечать.
Да, это очевидно: мир вошел в эпоху глобального противостояния. Оно становится все острее. Через его призму все пристальнее исследуются крупные события современности. На этом фоне каждая значимая тенденция в нашем мире подвергается мифологизации с разных сторон идейно-политических баррикад. И данное обстоятельство – вполне закономерный процесс.
Тема БРИКС находится в фокусе современной идеологической борьбы. Оценка перспектив этой организации в такой обстановке сопряжена с необходимостью очищать суть вопроса от самых разных «наносов». А их – немало. Со стороны Запада без устали раздаются нападки на растущую международную организацию. Со стороны симпатизантов БРИКС просматривается ее идеализация и преувеличение достигнутых результатов.
Объективный анализ в такой ситуации – крайне непростая задача. Но без такой работы мы обречены «блуждать в трех соснах», попадать в плен политической конъюнктуры. Полагаю, что это один из тех случаев, когда задача всестороннего, честного, объективного анализа по плечу только нам, коммунистам, – тем, кто вооружен историческим материализмом и классовым подходом в исследовании больших и сложных явлений.
Начнем с простого, но важного напоминания: с момента появления БРИКС прошло почти два десятилетия. За это время организация превратилась из аморфного «клуба» нескольких крупных стран развивающегося мира в важный субъект международной политики. Начало БРИКС в 2006 году положили Бразилия, Россия, Индия и Китай. Объединение стали именовать БРИК. Пять лет спустя к объединению присоединилась ЮАР. К аббревиатуре организации это добавило букву «С». За последнее время БРИКС быстро расширилась почти вдвое, но наименование решено уже не менять.
С 1 января этого года состав объединения пополнили Иран, Эфиопия, Египет и ОАЭ. Не всё ясно с позицией Саудовской Аравии. Ее заявка на вступление в БРИКС была одобрена. Однако в дальнейшем монархия заявила, что продолжает изучать целесообразность данного шага. На саммите в Казани Эр-Рияд участвовал не в качестве полноценного члена, а предпочел встречи в рамках «БРИКС плюс».
Кардинально изменилась и позиция Аргентины. Всё произошло из-за смены власти в этой стране. Чудаковатый и внешне слегка невменяемый Милей оказался вполне себе твердым и последовательным политиком – проводником неолиберального курса. Вполне естественно, что, восторгаясь США, он отказался присоединяться к БРИКС.
Однако даже с учетом «отказников» совокупные ресурсы стран объединения впечатляют. БРИКС – это 34 процента территории и 45 процентов населения планеты. Весомо? Конечно! Это 39 процентов промышленного производства. Значимо? Несомненно! Это 36 процентов мирового ВВП по паритету покупательской способности. Убедительно? Разумеется! Для сравнения: на страны «Большой семёрки» приходится менее 30 процентов суммарного ВВП и лишь 31 процент производимой промышленной продукции.
Всё это – не предел. О желании присоединиться к работе БРИКС заявили 34 страны. Среди них Азербайджан, Белоруссия, Венесуэла, Малайзия, Тунис, Турция, Шри-Ланка и другие. Представители большинства из них присутствовали на мероприятиях в Казани. Как сообщил помощник президента России Юрий Ушаков, всего прибыло 36 делегаций, причем 22 из них возглавляли руководители государств.
Достаточно напомнить, что среди участников саммита были Председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Ирана Масуд Пезешкиан, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Растущий авторитет БРИКС подтвердило прибытие на форум Антониу Гутерриша. За свой шаг генсек ООН подвергся информационной атаке на Западе, но это вряд ли стало для него неожиданностью.
По итогам саммита принята Казанская декларация. Документ объемный, состоит из 134 пунктов, изложенных на 43 страницах. В нем затронуты, по сути, все важнейшие проблемы современности, все «болевые точки» существующего миропорядка. В частности, члены БРИКС выразили обеспокоенность эскалацией обстановки на Ближнем Востоке. Они осудили Израиль за нападения на Палестину, Ливан и Сирию, поддержали принятие в ООН Палестинского государства в границах 1967 года. Отмечена необходимость возобновления всеми сторонами «ядерной сделки» с Ираном. Объявлено и о том, что члены БРИКС приветствуют меры по урегулированию украинского конфликта.
Крупный блок предложений касается движения к более справедливой финансово-экономической системе. Страны БРИКС выразили обеспокоенность негативным воздействием односторонних санкций. Они призвали к реформе Бреттон-Вудских институтов за счет расширения вклада развивающихся стран в мировую экономику. Стремясь упрощать процедуру международной торговли при центральной роли ВТО, участники саммита призвали сделать ее более открытой, с особым режимом для развивающихся стран. Решено совместно противостоять односторонним протекционистским мерам, не соответствующим принципам международной торговли.
БРИКС намерена внести свой вклад в процесс формирования более справедливой модели торгово-экономического взаимодействия. В этой связи в Декларации отмечена готовность идти путем создания новой инвестиционной платформы на базе Нового банка развития, известного как Банк БРИКС. Поддержано увеличение числа стран – акционеров банка и его превращение в действенный инструмент развития для «формирующихся рынков».
Важно, что государства – члены объединения подтвердили приверженность построению многополярного мироустройства. Они договорились осуществлять координацию в целях усиления роли Глобального Юга. Была поддержана идея всеобъемлющей реформы ООН с целью повышения ее демократичности, представительности и эффективности.
При всей значимости Декларации трудно не заметить, что участники БРИКС старательно избегали «острых углов». В ходе саммита не произошло сенсационных прорывов, интерес к которым подогревался «по обе стороны пропагандистского фронта». Так, не было объявлено о запуске валюты БРИКС или о создании единой платежной системы. Стороны лишь договорились изучить эту возможность, заявив: «Мы признаем важность изучения возможности сопряжения инфраструктуры финансовых рынков стран БРИКС. Мы договорились обсудить и изучить возможность создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры».
Нужно признать, что подавляющее большинство пунктов Казанской декларации на международных площадках – политических и экспертных – звучит уже много лет. Так, создания Палестинского государства большинство стран мира регулярно требуют во время голосований в Генассамблее ООН. Причем сторонниками такого решения формально являются даже Европейский союз и Демократическая партия США.
Вполне ожидаемо звучали в Казани заявления о многополярном миропорядке, о защите интересов Глобального Юга, о справедливой финансово-экономической системе… Такого рода тезисы за последние годы стали общим местом в самых разных дискуссиях. Но есть и существенное отличие: ныне эти требования звучат уже не только от отдельных политических сил или экспертных групп. Теперь они озвучены, причем совместно, главами крупных и влиятельных государств.
Все это подводит нас к наиболее общему вопросу: о перспективах БРИКС. Да, показатели организации в части территории, населения, ВВП ее государств впечатляют. Но суммирование этих данных имеет смысл только в том случае, если сами государства готовы сплачиваться и соединять свои потенциалы для совместной деятельности. Иными словами, если они подчиняют свои ресурсы делу достижения общей цели, создают ради этого специальные, реально работающие, действенные механизмы.
Можно ли сказать в отношении БРИКС, что все это уже стало данностью? Заявив подобное, мы проявили бы явную поспешность. Роль БРИКС еще не вышла за рамки консультативной площадки. Да, важной. Да, прогрессивной. Да, влияющей на умонастроения целых народов и крайне перспективной. Но многого еще нет. Нет системных институтов взаимодействия. Нет рычагов каждодневного сопряжения позиций. Нет единого целеполагания. Соответственно, нет общего политического и экономического курса. Всего этого еще нет.
Институционально БРИКС уступает не только Евросоюзу, но и таким интеграционным структурам, как АСЕАН, МЕРКОСУР, САДК (Сообщество развития стран Юга Африки). Эти объединения тоже не стоит идеализировать, но по многим вопросам они неплохо продвинулись. У них уже есть инструменты общего рынка. Они выработали способы совместного реагирования на стихийные бедствия. Отлажены и другие механизмы в вопросах безопасности.
Что же у БРИКС все-таки есть? В 2015 году создан уже упомянутый выше Новый банк развития. Сейчас его возглавляет Дилма Русеф, чьи полномочия продлены на новый срок. Вспоминаю в этой связи встречу с ней делегации КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым несколько лет назад. Наша беседа проходила в Москве и подтвердила мнение о Дилме как о человеке, нацеленном на всемерное укрепление БРИКС. И, конечно, в этом прямо выражена та мировоззренческая линия Русеф, которую она проводит как политик левых взглядов.
За время своего существования Банк БРИКС профинансировал уже около ста проектов на общую сумму 33 миллиарда долларов. Но много это или мало? Для сравнения можно упомянуть Азиатский банк развития со штаб-квартирой в Токио. За один только прошлый год он израсходовал на реализацию своих задач 24 миллиарда долларов.
Самостоятельность Банка БРИКС в глобальной финансовой системе тоже вызывает некоторые вопросы. Так, в марте 2022 года он приостановил все транзакции с Россией. Это решение было объяснено необходимостью следовать «здравым банковским принципам». Вполне понятно, что речь идет об угрозе западных санкций. Проигнорировать данную опасность учредители банка оказались не готовы.
По своим функциям БРИКС больше всего напоминает сегодня другую международную организацию – G20. «Большая двадцатка» тоже появилась как реакция на недостаточно справедливую систему глобального управления. В отличие от «Большой семерки», в ней представлены такие страны, как Китай, Индия, Россия, ЮАР, Бразилия, Турция.
Тематика саммитов G20 мало чем отличается от повестки встреч в рамках БРИКС. На них тоже говорят о необходимости совершенствовать мировую систему финансов, реформировать ВТО и ООН, бороться с протекционизмом… Реальных последствий эти декларации G20 не имеют. Декоративность «Большой двадцатки» видна все яснее. По существу, ее роль заключается в том, чтобы демонстрировать равноправие в мировой политике при его полном отсутствии в действительности.
На данном этапе БРИКС выглядит убедительнее и перспективнее. Как раз на это указывает динамика расширения объединения. Но сущностно оно еще не продвинулось дальше той роли, которую играет «Большая двадцатка». Как ни крути, БРИКС объединяет государства с преимущественно капиталистическими системами. А в таком качестве последовательно бороться за справедливый мир сложно.
Что же тогда притягивает к БРИКС разные страны? Стоит напомнить, что народные массы, трудящиеся действительно заинтересованы в формировании справедливых и равноправных отношений – как внутри своих стран, так и на мировой арене. Это подтверждает социология в разных частях планеты.
Раз за разом исследования указывают: абсолютное большинство людей отвергает гегемонию Запада, диктат долларовой системы, долговую удавку МВФ, политику санкций, «демократические интервенции» и весь «джентельменский набор» империалистов. В этих условиях власти ряда капиталистических стран вынуждены подстраиваться под общественные запросы.
Кроме того, у руководителей государств, стремящихся в БРИКС, есть и собственные мотивы. Например, желание расширить свободу действий и не так часто оказываться в клещах «запросов» и «пожеланий» Вашингтона. Эти политики понимают, из чего можно извлечь выгоду. При отсутствии строгих внутренних регламентов и четких обязательств членство в БРИКС позволяет им повышать ставки в торге с Западом.
Весьма характерным в этой связи выглядит поведение Турции. Почти одновременно с заявлением о намерении вступить в БРИКС глава МИД Хакан Фидан участвовал во встрече министров иностранных дел Евросоюза. Там он подтвердил, что вступление в ЕС остается стратегической целью Анкары. «Возрождение отношений Турции и ЕС отвечает интересам всех. Необходимо возобновить механизмы нашего диалога», – заявил дипломат.
Турция продолжает развивать военно-техническое сотрудничество с Соединенными Штатами и Европейским союзом. Она активно участвует в работе НАТО. Не будем забывать и о том, что Анкара поставляет оружие режиму Зеленского на Украину.
Для оценки роли БРИКС стоит упомянуть и еще один факт. В 2016–2022 годах правые президенты Бразилии Мишел Темер и Жаир Болсонару продолжали участвовать в саммитах этой организации. Даже откровенно следуя в русле политики Вашингтона, они не видели проблемы в том, чтобы одобрять весьма обтекаемые декларации БРИКС. А чего-то большего от них на саммитах и не требовалось.
Теперь давайте представим себе, что различия в позициях стран-участниц БРИКС удалось преодолеть и эта международная организация достигла высокой степени монолитности. Задаваться вопросом о ее мировой роли и в этом случае будет непраздным делом.
Итак, сможет ли БРИКС стать локомотивом движения к справедливому миропорядку? Да, важнейшая задача – по устранению планетарного гегемона – может быть решена. БРИКС способна сыграть здесь свою историческую роль, и в этом состоит несомненная ценность данной организации.
Но нужно смотреть дальше. Станет ли будущий многополярный мир справедливым и безопасным? Вспомним события начала ХХ века. В известном смысле мир и тогда был многополярным. Однако это не избавило человечество от трагедии Первой мировой войны!
Сегодня в Пекине неслучайно делают акцент не на многополярном мире, где взамен одному полюсу придет несколько центров силы. Китайское руководство предпочитает вести речь о многостороннем мире. В КПК имеют в виду, что каждый народ и каждая страна вправе развиваться самостоятельно, а не выбирать, к какому из претендентов в гегемоны следует прислониться.
Увы, но не все члены БРИКС выражают стремление к справедливому миру столь же четко, как, например, Китай или Иран. На планете и сегодня немало буржуазных режимов, которые не прочь извлекать выгоду из эксплуатации и экспансии так же, как и державы Запада. Разве что речь идет о куда меньших масштабах, ведь и ресурсы у них несравненно меньше, нежели у натовцев.
Присмотримся, например, к ситуации в ЮАР. Страна имеет богатое наследие борьбы против апартеида. В обществе широко распространены левые, антиимпериалистические настроения. В этой связи на мировой арене власти ЮАР вполне определенно поднимают темы справедливости. Однако цифровые данные указывают, что сама ЮАР по глубине неравенства занимает первое место в мире.
А что происходит в Индии? В правительстве этой страны сидят и те, кто охотно опираются на самые темные и жесткие националистические силы. Будучи готовыми провоцировать межрелигиозную вражду, они объявляют индийских коммунистов «антинациональными группами влияния». Кабинет Моди тесными узами связан с кланами Адани, Амбани и другими олигархическими группами. Эти семейства за последние годы сказочно обогатились на фоне чудовищной нищеты миллионов индийцев.
Еще один член БРИКС – Объединенные Арабские Эмираты. Гражданскими правами здесь обладают чуть больше 10 процентов населения. Остальные – уроженцы Индии, Пакистана, Бангладеш и других стран – это дешевая и бесправная рабочая сила. Ее задача – обеспечивать процветание «нефтяной монархии». На территории ОАЭ расположены военные базы США. Власти страны не собираются разрывать дипотношения с Израилем, даже несмотря на преступления еврейского государства по отношению к ряду арабских стран.
В сентябре состоялся визит в США президента ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна. Во время встреч стороны договорились укрепить соглашение 2017 года об оборонном сотрудничестве. После этого Госдеп одобрил сделку по продаже Эмиратам ракет ATACMS, снарядов GMLRS и связанных с ними систем на сумму 1,2 миллиарда долларов.
Свои военные возможности ОАЭ использует не только для обороны. Правительство этой страны вмешалось в йеменский конфликт, воюя против движения хуситов. Кроме того, Эмираты поддержали одну из сторон в ходе кровавой гражданской войны в Судане.
Еще больше вооружений от Соединенных Штатов получит в ближайшее время Саудовская Аравия. Военно-техническое сотрудничество между двумя этими государствами продолжается.
Добавим к общей картине и ситуацию с Египтом. Эта страна – еще один член БРИКС. При этом она является вторым после Израиля получателем масштабной военной помощи из США.
Как известно, Вашингтон в последние годы настойчиво выстраивает свои антикитайские блоки. Вместе с Японией, Австралией, Филиппинами, Южной Кореей он стремится втянуть в этот процесс и Индию. Увы, сегодня мы не можем сказать, что всегда и на все такие поползновения из Дели звучит твердое «Нет».
Два члена БРИКС – Египет и Эфиопия – находятся на грани вооруженного конфликта друг с другом. В частности, это происходит из-за неготовности договориться по вопросу водных ресурсов. Еще одним камнем преткновения является разделение сфер влияния в регионе Африканского Рога.
Таким образом, в глазах властей ряда стран многополярность – это хорошая возможность получить свою сферу влияния, пусть даже весьма локальную. Разумеется, эту сферу влияния властные группы рассчитывают использовать не ради утверждения принципа дружбы народов в мировой политике. Их целью является собственное обогащение.
То, что вопросы к деятельности БРИКС существуют – это понятно и вполне естественно. Часть этих вопросов лидеры объединения стремятся снимать. Например, они подчеркивают, что БРИКС еще только в начале пути, что организация не выстраивается против кого-либо, включая США, и что страны-участницы выступают за ооноцентричный мир. В этих подходах есть, несомненно, свой глубокий смысл. Но это не отменяет права и даже необходимости ставить вопросы о судьбе БРИКС. В том числе, вопросы сложные и острые.
Будучи весьма полезным явлением, БРИКС может решить ряд важных международных задач. Как показал саммит в Казани, это уже происходит. Остальное нужно соизмерять с целями. Если главная цель – это справедливая система международных отношений, то до конца решить эту задачу с «наличным материалом» будет непросто. Возможность создать истинно справедливый мир появится лишь тогда, когда на смену буржуазным режимам придет власть трудящихся.
Сказанное не означает, что коммунистам нужно поставить крест на будущем БРИКС и петь этой организации отходную. Напротив, сторонникам социализма нужно помогать объединению реализовать заложенный в ней огромный потенциал.
26 октября на пленуме Центрального Комитета КПРФ Г.А. Зюганов подчеркнул: «При помощи коммунистов народы мира должны осознать всю глубину проблем, порожденных империалистической реакцией. Опасность мировой войны с использованием ядерного оружия – это угроза всему человечеству, всему живому на нашей планете. Капитализм опасен, и с ним должно быть покончено!» Таков в действительности характер современных мировых угроз.
Все, что поможет купировать худшие для человечества сценарии, должно быть поддержано левыми силами. Деятельность БРИКС, ШОС, АСЕАН, ОДКБ и других организаций, нацеленную на достижение коллективной безопасности, экономической кооперации, социального развития, мы будем поддерживать. При этом главным для нас, коммунистов, всегда остается видеть генеральную цель. Эта цель – социалистическое преображение общества.
Д.Г. НОВИКОВ,
заместитель Председателя ЦК КПРФ,
первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам