Трамп нацелился на Белый дом. Пока я пишу эти строки, в этом сходятся почти все политические эксперты, включая Нейта Кона из «Нью-Йорк таймс», который оценивает его шансы на победу более чем в 95%. Трамп заберет себе минимум один ключевой штат, а возможно, и все три – Мичиган, Висконсин и Пенсильванию. Пока еще неясно, но Трамп может победить во всех семи колеблющихся штатах.
Кон также прогнозирует, что Трамп выиграет голоса не только выборщиков, но и избирателей – причем с перевесом в 1,2%. Это будет первая победа республиканцев со времен Джорджа Буша в 2004 году.
Предстоит немало разборов полетов – в том числе от моей фирмы J.L. Partners. Но похоже, что наши опросы и прогнозы оказались точнее всего за всю гонку: наша модель больше всего благоволила Трампу, а наш окончательный общенациональный опрос предсказал ему победу не только по голосам выборщиков, но и в «общем зачете». Другие аналитики вторили друг дружке, мы шли своим путем.
Наши коллеги выбрали глубоко неверный курс. Энн Зельцер в своем опросе по Айове на прошлой неделе предрекла трехпроцентный отрыв Харрис. Сегодня же утром Трамп заберет себе Айову с 14-процентным перевесом. Это будет один из самых вопиющих промахов опросчиков в истории.
В общих результатах есть три ключевые закономерности, которые объясняют, как мы здесь оказались.
Во-первых, по прогнозам Зельцер, пожилые избирательницы должны были проголосовать за Харрис. Вероятно, они действительно предпочли демократов – но без необходимого перевеса. В богатых пригородах вроде округа Лаудон, штат Виргиния, преуспел, наоборот, Трамп. В других округах, включая пригороды Филадельфии, Харрис действительно превзошла показатели Байдена. Но в сельской местности Трамп ее значительно переплюнул.
К слову, сельские районы представляют собой тенденцию номер два: вчера вечером мы увидели массовую явку за Трампа в глубинке. В округе за округом – от Батлера, штат Пенсильвания, до Кларка, штат Мичиган, – Трамп улучшал свои результаты 2020 года как в процентном, так и в количественном выражении. Во многом это заслуга мужчин, среди которых Трамп лидировал с бóльшим отрывом, чем Харрис среди женщин (22% против 14%).
Третья причина, и я полагаю, самая значимая, – это переход небелых избирателей на сторону Трампа. Телеканал NBC предрекает, что Трамп выиграл треть небелых голосов. Это исключительный поворот для демографической группы, с которой у республиканцев издавна были трудности. Трамп же настроен получить больше небелых голосов, чем любой кандидат-республиканец более за чем 40 лет. Это позволило ему нивелировать преимущество Харриса в таких местах, как округ Филадельфия, штат Пенсильвания, а также привлечь новых избирателей и привлечь на свою сторону округа с преобладанием чернокожего населения – в частности Болдуин, штат Джорджия. Он выиграл латиноамериканских голосов больше, чем раньше. Подсчет еще идет, но, вероятно, именно они приведут его к победе в Неваде и Аризоне.
Трамп победил, приведя к урнам для голосования верных себе белых сельчан, а также сколотив совершенно новую коалицию из небелых избирателей. Предоставлю слово Габриэлю, представителю смешанной расы, с которым я познакомился неподалеку от округа Болдуин год назад. Тогда мы обсуждали Стейси Абрамс, чернокожего кандидата на пост губернатора, которая проиграла в 2022 году. Сказанные им слова застряли у меня в памяти до сих пор, и я полагаю, что они рассказывают суть всей кампании.
«Если вы думаете, что белые мужчины не в ладах с черными женщинами, подождите, пока не услышите, что скажут черные мужчины», – сказал он.
Вот, черные мужчины – а с ними также белые и латиноамериканские – высказались, и в результате Дональд Трамп станет 47-м президентом США.
Джеймс ДЖОНСОН
The Spectator (Великобритания)
***
Предстоящее возвращение Трампа в Белый дом после четырехлетнего перерыва является выдающимся достижением, пишет The Wall Street Journal:
«Трамп побеждает на выборах и получает второй шанс. Своей замечательной победой над Камалой Харрис он обязан собственной личной стойкости, а также неудачам Байдена… Это политическое возвращение – выдающееся достижение. Как он им воспользуется, чтобы оставить наследие, превосходящее раскол последних восьми лет, – вот вопрос на ближайшие четыре года».
Предвыборная стратегия команды Трампа была рискованной, но она оправдала себя, отмечает Newsweek:
«Дональд Трамп совершил величайшее политическое возвращение в современной истории США рано утром в среду, получив достаточно голосов выборщиков, чтобы победить вице-президента Камалу Харрис и вернуться в Белый дом на второй срок.
Стратегия его кампании в основном избегала традиционных СМИ и была сосредоточена на обращении к молодым мужчинам и разочарованным избирателям из числа национальных меньшинств… Когда вечер вторника перешел в ночь, стало ясно, что эта рискованная стратегия оправдала себя. Трамп превзошел свои результаты 2020 года по всей карте».
Одной из главных причин победы Трампа стала растущая тревога американцев по поводу состояния экономики, пишет The Telegraph:
«Экзитполы выявили три основные проблемы: аборты, демократия, экономика. Первые две сыграли в пользу Харрис, последняя – на Трампа. Люди вспоминали о его сроке до COVID, когда фондовый рынок взлетел, а безработица упала до исторического минимума. При Джо Байдене американцы пережили стремительный рост инфляции. Это, в сочетании с физическим состоянием Байдена, стало причиной эмоционального спада в стране. Демократы выглядели некомпетентными, слишком отвлеченными на проблемы воукизма, неспособными принести мир на Украину или в Израиль, униженными в Афганистане.
Другими словами, условия для победы Трампа были созданы задолго до того, как Байден вышел из гонки.
Американцы считали Трампа нормальным президентом. Байден ввергал их в депрессию, Камала относилась к ним покровительственно. Поэтому они решили вернуть Трампа».
Демократы рассчитывали на голоса женщин – и просчитались, отмечает The Times:
«В частности, они надеялись, что женщины могут восстать против законов, ограничивающих аборты, а также что их оттолкнет «мачистская» позиция Трампа.
Еще будет время, чтобы дать оценку этим расчетам, но предварительное заключение, похоже, состоит в том, что эта вера в энтузиазм женщин по отношению к Харрис была неуместна. Нечто подобное произошло с Хиллари Клинтон в 2016 году.
Второй фактор, на который они надеялись, – это что их превосходная «наземная операция» (волонтеры, стучащие в двери, чтобы получить голоса) окажется решающей. Возможно, они просто переоценили это свое преимущество или, по крайней мере, переоценили, насколько оно важно».
Не оправдался и расчет демократов на голоса темнокожих избирателей, а также электората латиноамериканского происхождения, пишет Le Figaro.
«Представление, что симпатии цветных меньшинств принадлежат им, было опровергнуто хорошими результатами Трампа среди темнокожего и латиноамериканского электората, особенно среди мужчин. Расчет демократов на голоса женщин также не оправдался.
Новая Республиканская партия, олицетворяемая Дональдом Трампом, подтвердила, что она действительно является популярной партией, объединяющей людей вне зависимости от цвета кожи и пола. Карикатурный образ, созданный демократами, представлявшими своих оппонентов как партию исключительно белых мужчин, разлетелся вдребезги».
То, что американцы выбрали Трампа, означает, что в стране полный беспорядок, сокрушается обозреватель USA Today Рекс Хаппке:
«Большое количество голосов за Трампа свидетельствует о том, что Америка уже проиграла. И вот мы здесь. Просыпаемся в мире, где у Дональда Трампа есть все шансы снова стать президентом. По итогам дня выборов мы знаем одно: в Америке царит полный бардак».