В эти дни 83 года тому назад на подступах к нашей столице шли ожесточенные бои, в которых активное участие принимали все рода войск, в том числе прославленная в боях красная кавалерия. В наши дни об этом практически не вспоминают. Вместе с тем это была последняя крупная война, в которой активное участие принимала кавалерия. На смену лошади, которая веками участвовала в кровопролитных войнах, носила кавалеристов – бесстрашных всадников в лихие атаки на врага… Так было раньше, так было в годы Первой мировой и Гражданской войн, и в немалой степени в годы Великой Отечественной войны. На смену коню пришла колесная и гусеничная техника. Но не стоит забывать верного и преданного спутника бойца – коня. Как говорится в песне «Там вдали, за рекой».
…Он упал возле ног
Вороного коня
И закрыл свои карие очи.
«Ты, конек вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно погиб за рабочих!»
Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны кавалерию активно вытесняла бронетехника, кавалерийские части и соединения активно применялись в войне и внесли большой вклад в разгром фашизма. Кавалерия была активной маневренной силой, наносила стремительные удары по врагу. Быстрые, многокилометровые переходы кавалерийских частей, соединений и объединений, перегруппировка и перенацеливание с одного фронта на другой, внезапные удары сыграли важную роль в победе над врагом. При разработке первого пятилетнего плана развития Красной Армии в основу было положено, что «решающими средствами будущего вооруженного столкновения явятся: а) стрелковые войска с мощной артиллерией; б) стратегическая конница; в) авиация. С целью создания кадровых и территориальных казачьих войск приказом НКО от 23 апреля 1936 г. №67 предусматривались организационные мероприятия. Так, отдельные кавалерийские дивизии были переименованы. Из 10-й дивизии исключались эскадроны горских национальностей, вместо них был сформирован отдельный кавалерийский полк горских национальностей, а кавалерийские полки сведены в бригаду горских национальностей. Казакам разрешалось ношение черкески, бурки, бешмета, башлыка, лампасов на шароварах. В связи с созданием танковых и механизированных войск к началу 1938 г. кавалерию сократили – было расформировано 8 кавдивизий и 2 кавалерийские бригады.
В 1939 г. началось формирование девяти механизированных корпусов, с одновременным расформированием кавалерийских соединений. Расформированы: 3-й и 4-й кавкорпус, 4-е, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 22, 34-е соединения. Инспектором кавалерии был назначен И.В. Тюленев (в последующем О.И. Городовиков). К началу войны в составе Красной Армии было 3 кавалерийских корпуса и 7 отдельных кавдивизий. Кавкорпус имел: 2 кавдивизии (по 9 тыс. чел.), 16 тыс. лошадей, 128 легких танков, 44 бронемашины, 64 полевых, 32 противотанковых и 40 зенитных орудий, 128 минометов. Всего в Красной Армии было 13 кавдивизий, из которых 4 – горнокавалерийские.
По штату кавдивизия имела: 4 кавалерийских полка, механизированный полк, отдельный конноартиллерийский дивизион, зенитно-артиллерийский дивизион и другие подразделения. В сабельном эскадроне по штату было 180 лошадей, а бойцов 170. Но численность и вооружение в кавдивизиях было разное. Отдельные соединения насчитывали: 9240 человек, 34 легких танка, 18 бронемашин, 32 полевых, 16 противотанковых, 20 зенитных орудий и 64 миномета, около 6 тыс. человек. Каждый второй кавалерист был в возрасте до 30 лет, а 6,1% – старше 40 лет. 670 человек (11,1%) находились в рядах Красной Армии в 1917–1922 гг. Почти весь комсостав от комполка и выше являлись участниками Гражданской войны.
С первых дней войны кавалеристы показали массовый героизм и стойкость. Подвиги многих героев стали известны после войны. К примеру, в 1947 г. при разборке дома в Рузе было обнаружено Почетное революционное Красное Знамя 6-й кавалерийской дивизии. Жители рассказали, как в октябре 1941 г. здесь шел кровопролитный бой. В Белоруссии близ села Зельва после войны было обнаружено знамя 144-го кавалерийского полка, 36-й кавалерийской дивизии. Из кубанских казаков формировали народное ополчение, сформировали 12-ю, 13-ю и 15-ю дивизии. Воевали казаки храбро, отцы шли с сыновьями, а деды с внуками, сражались семьями и даже станицами. К.И. Недорубов, ставший Героем Советского Союза, возглавил сотню, собранную в станице Березовская, вступил в нее с сыном Николаем (отцу было 52 года, а сыну 17 лет). 62-летний казак П.С. Куркин из станицы Нижне-Чирская привел более 40 всадников, 63-летний казак М.Ф. Грачев из станицы Родниковская пришел в кавэскадрон с шестью сыновьями, а казак И.Д. Зубенко служил с женой и двумя дочерями.
Для удара по тылам фашистов под Смоленском, Ярцево и в других местах была сформирована конная группа под командованием полковника Л.М. Доватора. В рейде участвовали две кавалерийские дивизии (50-я и 53-я), которые за десять суток прошли около 300 км по бездорожью и лесисто-болотистым местам, глубоко проникнув в тыловое расположение 9-й немецкой армии. Доваторцами было уничтожено большое количество солдат и офицеров противника, боевой техники, захвачено много трофеев, которые были переданы партизанским отрядам. Выполнив поставленную задачу, группа прорвалась через линию фронта и вошла в состав 30-й армии. За успешное выполнение задания командования командир группы Л.М. Доватор, комиссар Ф.Ф. Туликов, начальник штаба А.М. Картавенко, командир полка А.И. Ласовский были награждены орденами Красного Знамени. Высокие награды получили многие бойцы и командиры, участвовавшие в рейде.
В ходе борьбы за нашу столицу кавалерия была сосредоточена в районах Солнечногорска, Кимр и Талдома – 17-я,18-я и 20-я горнокавалерийские, 24-я, 44, 46, 54 и 82-я кавалерийские дивизии; и в районе Рязани. Для подкрепления наших войск прибыли: 57-я, 75, 91 и 93-я кавалерийские дивизии. С Советской Украины двигались эшелоны с частями 5-й и 9-й кавалерийских дивизий, их сосредоточили южнее Москвы. Общая численность личного состава кавалерийских частей и соединений составляла около 50 тыс. человек.
7 ноября 1941 г. в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялся парад войск на Красной площади, в котором участвовала 11-я кавдивизия.
Приказом НКО СССР от 26 ноября 1941 г. за проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками 2-й кавалерийский корпус был преобразован в 1-й гвардейский (командир генерал-майор П.А. Белов). Гвардейскими стали кавдивизии Л.М. Доватора, К.С. Мельника, И.А. Плиева и полковника Н.С. Осликовского. 8 декабря при вручении гвардейского Знамени генерал Л.М. Доватор сказал: «Пока бьется сердце в груди, пока руки наши способны держать оружие, мы будем уничтожать немецко-фашистских захватчиков, очищать родную землю от врага. С именем Родины, под гвардейским Знаменем пойдем вперед, до полной победы над врагом!»
В ходе наступления под Москвой личный состав конницы самоотверженно сражался за опорные пункты и узлы сопротивления гитлеровцев. Особенно отличились кавалеристы под командованием генерал-майора Л.М. Доватора. Он погиб как герой, когда вел в атаку своих конников, у деревни Палашкино. За мужество и храбрость, проявленные в борьбе с фашизмом, ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В боях отличились воины 1-го кавкорпуса, кавалеристы 31-й, 41, 57, 75, 83 и 91-й дивизий.
На всю страну стали известны фамилии прославленных командиров-кавалеристов: П.А. Белова, Л.М. Доватора, И.А. Плиева, М.И. Глинских и др.
Несмотря на то, что лошади утрачивали свою былую востребованность, их ценили во всех армиях мира. Так, американский генерал Д. Паттон в годы Второй мировой войны дал высокую оценку роли лошади в решении поставленных задач. Когда перерезаны коммуникации или тылы отстали, говорил генерал, какой бы голодной ни была лошадь, ее можно заставить двигаться вперед. Плетью, пинками, побоями, но лошадь шла, буксируя артиллерию, вывозя раненых. А танки и грузовики, у которых опустели баки, приходилось бросать – как железо.
19 МАЯ 1942 г. решением Ставки Крымский фронт был расформирован и образован Северо-Кавказский, под командованием маршала Советского Союза С.М. Буденного. Положение было крайне тяжелым, ибо противник, несмотря на потери, продолжал наступать на Юг и Юго-Восток. Выход 1-й и 4-й танковых армий фашистов в Сальские степи и просторы Краснодарского края создал сложную обстановку для наших войск. 30 июля 1942 г. войскам был доведен приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина (№227 от 28 июля 1942 г.). В нем отмечалось серьезное положение на фронте, а также то, что отступать дальше значит погубить нашу Родину. «Ни шагу назад без приказа командования!» Вместе с сухопутными войсками здесь сражался кавалерийский корпус генерала Н.Я. Кириченко, 110-я, 115, 116-я и другие кавалерийские дивизии.
В ходе боев казаками-гвардейцами был перехвачен боевой приказ командира 78-й пехотной дивизии вермахта о направлении отхода, на север. Командование 3-й гвардейской кавалерийской дивизии поставило боевую задачу на атаку отходящего противника. 16 декабря 1941 г. в ходе атаки на рубеж Заполье–Денисиха дивизия фашистов была разгромлена. Противник потерял более 1500 человек, 33 танка, 91 орудие, 44 миномета, 346 грузовиков, много другой техники и вооружения.
19 декабря 1941 г. командованию корпуса был отдан боевой приказ – отрезать пути отхода фашистов по Можайскому шоссе. Задача корпусом была выполнена. В ходе сражения погиб командир корпуса Доватор Лев Михайлович.
В битве за Москву кавалерии пришлось решать много стратегических задач, применяя не свойственные кавалерии тактически приемы боя. Например, оборона. Кавалеристы не только оборонялись, но и вели активные действия, постоянно переходя в контратаки. Кавалерия показала свою полную пригодность для ведения современной маневренной войны, даже не имея бронетехники и в отсутствии прикрытия с воздуха. В ответ на ироничное «с шашками на танки» кавалеристы показали, что слаженный умелым командованием наступательный бой может вестись и силами одной кавалерии. В напоре, маневренности и точности ударов им не было равных.
Ожесточенный бой произошел в районе станицы Кущевская на Кубани, где конники на галопе подлетали к танкам, спрыгивали на броню и бутылками с горючей смесью поджигали вражеские машины. В стремительной конной атаке было уничтожено около 1800 солдат и офицеров, захвачено 300 пленных, 18 орудий и 25 минометов. В ходе боя станица Кущевская три раза переходила из рук в руки. За успешные боевые действия в районе станиц Кущевской и Шкуринской на Кубани, отражение натиска врага на Туапсинском направлении приказом НКО от 27 августа 1942 г. №259 17-й кавалерийский корпус был переименован в 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус, а 12-я и 13-я Кубанские, 15-я и 16-я Донские казачьи дивизии переименованы в 9-ю и 10-ю Кубанские, 11-ю и 12-ю Донские гвардейские казачьи дивизии.
Зимой 1943 г. Брянский и Центральный фронты вместе с Калининским и Западным фронтом вели наступательные операции с целью разгрома основных сил группы армий «Центр». Командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский поставил задачу захватить Севск, перерезать железнодорожную магистраль Москва – Киев, выйти к реке Десна и действовать в направлении на Гомель. Части 2-го гвардейского кавалерийского корпуса и лыжные бригады продвинулись вперед до 100 км. Генерал армии С.М. Штеменко о действиях этой группы писал: «Прорыв советской конницы, действовавшей со свойственной ей лихостью, сильно обеспокоил врага. Против конно-стрелковой группы, имевшей в своем составе всего две кавалерийские дивизии и три лыжные бригады, было двинуто девять неприятельских дивизий». В ходе рейда отличились многие кавалеристы. За проявленное мужество и храбрость офицерам Н.С. Антонец, П.А. Пода, И.А. Левченко было присвоено звание Героя Советского Союза. Большое количество казаков было награждено орденами и медалями.
Летом 1943 г. обстановка на фронтах изменилась в пользу советских войск. Укрепилась и совершенствовалась конница. По новому штату кавалерийский корпус состоял из трех дивизий (около 6 тыс. человек каждая). В дивизии имелось по три кавалерийских полка, танковый полк, артиллерийско-минометный полк, зенитный дивизион (ДШК), разведывательный и эскадрон связи, саперный эскадрон, дивизионный тыл и другие подразделения. В корпус входили: полк САУ, истребительно-противотанковый полк, зенитно-артиллерийский полк, гвардейский минометный полк, истребительно-противотанковый дивизион, разведывательный дивизион, дивизион связи, корпусной тыл и подвижной полевой госпиталь. Общая численность корпуса составляла 21 тыс. человек и 19 тыс. лошадей. Всего в кавалерии к 1 мая 1943 г. насчитывалось 26 кавалерийских дивизий, 238 968 человек и 226 816 лошадей. К лету 1943 г. численность конницы сократилась примерно в два раза, зато возросло количество бронетехники и вооружения.
В 1943 г. при реорганизации кавалерии командующим кавалерией Красной Армии был назначен С.М. Буденный, образован штаб кавалерии во главе с генералом П.С. Карпачёвым. В действующей армии находились: Западный фронт – 3-й и 6-й гвардейские кавалерийские корпуса; Брянский – 2-й гвардейский; Центральный – 7-й гвардейский; Воронежский – 1-й гвардейский; Южный – 4-й и 5-й гвардейские кавалерийские корпуса. Кроме того, на Дальнем Востоке дислоцировались 59-я и 84-я кавалерийские дивизии, а в Иране – 15-й корпус (в составе трех кавалерийских дивизий). За успешные боевые действия многие кавалеристы и их командиры были награждены орденами и медалями, среди них: командиры кавалерийских корпусов – генералы Н.С. Осликовский и С.В. Соколов, командиры дивизий П.И. Зубов, И.П. Калюжный, П.А. Хрусталев. Только за форсирование Днепра 61 кавалеристу 7-го корпуса было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого высокое звание получили генералы: Г.А. Белов и Т.Т. Кусимов, офицеры А.М. Рудой и Е.Ф. Монахов, сержанты Ш.Ю. Гатиатулин, И.С. Даутов и другие. На завершающем этапе войны кавалеристы продолжали громить врага.
В приказе от 20 октября 1944 г. И. Сталин отмечал, что советские войска в результате обходного маневра конницы и танковых соединений в сочетании с фронтальной атакой штурмом овладели промышленным центром Венгрии городом Дебрецен – важным узлом и мощным опорным пунктом обороны противника. При овладении городом отличились кубанские и донские казаки – кавалеристы генералов: И.А. Плиева, С.И. Горшкова, В.С. Головского, Л.А. Сланова, В.И. Григоровича, П.М. Крутовских; офицеры Г.И. Рева, Д.С. Демчук. Орденом Ленина был награжден 4-й гвардейский кавкорпус, орденом Суворова II степени – 6-й гвардейский кавалерийский корпус, а 8-я и 12-я гвардейские кавалерийские дивизии были награждены орденом Красного Знамени. На завершающем этапе войны кавалеристы участвовали в Берлинской и Пражской операциях.
После капитуляции Германии и ее сателлитов война продолжилась на Дальнем Востоке – с империалистической Японией. В борьбе с самураями активное участие приняли кавалеристы генерала И.А. Плиева. Планом фронтовой операции его конно-механизированной группе ставилась задача нанесения мощного стремительного удара в направлении Чаньчунь, Мукден и далее к побережью Корейского залива. При этом следовало разгромить крупную группировку врага, овладеть важнейшими административно-политическими и экономическими центрами, морскими портами и отрезать Квантунскую армию от японских войск в Китае.
Наши воины вместе с кавалеристами Монгольской Народной армии успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Так, при взятии города Жэхэ было взято в плен 8136 солдат и офицеров, захвачено 123 пулемета, 3 танка, 22 орудия, 15 минометов, 300 автомашин и 42 различных склада. Как отмечал выдающийся кавалерист генерал И. Плиев, население освобожденных районов Маньчжурии горячо приветствовало своих освободителей. В основе героических подвигов советских кавалеристов, их высокого морально-боевого духа лежала беспредельная преданность своей Родине, партии и народу. Вспомним песню «Казаки в Берлине»:
…По берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Запевает верховой:
«Эй, ребята, не впервой,
Нам поить коней казачьих.
Из чужой реки…»
Советские кавалеристы выполнили свой долг. Они успешно сражались под Москвой и Сталинградом, на Кавказе и Правобережной Украине, в Белоруссии, в Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. В рядах кавалерии сражались представители всех национальностей Союза ССР. За массовый героизм и стойкость, проявленные в борьбе с врагом, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий были преобразованы в гвардейские, около ста тысяч кавалеристов награждены орденами и медалями. Более тридцати кавалеристов стали полными кавалерами ордена Славы, а 262-м присвоено высокое звание Героя Советского Союза (генерал И.А. Плиев этого звания удостоен дважды). Среди Героев: рядовые – А.И. Арсенюк, Д.Т. Коржов, А.В. Невдахин; сержанты – А.С. Агафонов, С.Я. Сладков, Н.А. Степанов; офицеры – П.И. Чернышов, М.Я. Мнышенко, И.И. Швецов, Ф.Г. Нелидов, Н.А. Фирсов, Н.Я. Якупов; генералы – В.В. Крюков, Н.С. Осликовский, М.П. Константинов, Х.Д. Мамсуров и др. В годы борьбы с фашизмом в кавалерии сражались представители многих наций и народностей Советского Союза, народ был един, поэтому непобедим.
В.А. ПОПОВИЧ,
профессор, член Союза писателей РФ
Иллюстрация: Фрагмент картины П.А. Кривоногова «Советская конница в боях под Москвой». Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил.