Руководитель фракции КПРФ Н.Г. Зубрилин обосновывает, почему коммунисты не поддержали бюджет московского правительства
Уважаемые товарищи!
Сегодня мы с вами обсуждаем очередной Бюджет города Москвы. При обсуждении проекта бюджета на 2025 и 2026–2027 годы есть несколько замечаний и предложений. В бюджете города – 5 121 421 787,2 тыс. рублей доходов. Обязательства города составляют 5 582 502 836,5 тыс. рублей расходов. Дефицит бюджета – 461 081 049,3 рублей.
Сравнив плановые цифры по расходам в 2024–2025 гг., мы видим рост на 16,5%. С такими темпами будет сложно выполнить обязательные социальные гарантии для населения. Также есть о чем рассуждать по финансированию здравоохранения: тут практически нет изменений – 533,1 млрд и 535,4 млрд руб.
В части Департамента труда и социальной защиты в бюджете 2026–2027 гг. отсутствует положенный в связи с инфляцией рост, поэтому есть небольшое уменьшение.
Для стыковки прироста общей суммы расходной части бюджета в 2025 г. по отношению к 2024 г. считается допустимым оптимальный рост в 11–13%. Тот же показатель в плановый период должен составить не более 9,5–11,5% в 2026 г. и 8,8–9,8% в 2027 г. соответственно.
При этом темп прироста расходов Департаментов здравоохранения и Департамента труда и социальной защиты в период с 2025 по 2027 год должен быть не ниже 2–2,5% ежегодно.
Анализируя структуру расходов главных исполнителей бюджета, необходимо обратить внимание на следующий факт: часто плановые цифры по одному и тому же направлению расходятся чуть ли не в разы!
Так, при формировании расходов Департамента жилищно-коммунального хозяйства на ремонт объектов дорожного хозяйства и автомобильных дорог запланировано на 2026 г. – 16,8 млрд руб., то есть почти в 2 раза меньше, чем в прошлые годы. Такие резкие изменения в плановых цифрах могут привести к нарушению стабильности в работе городских служб.
Нам на это было сказано, что резкий перепад цифр произошел по причине переноса части расходов в другой раздел. Оптимальнее можно было закрепить в границах трехлетнего периода «коридор» цифр по данной статье расходов соответственно на уровне 16–18 и 20 млрд рублей ежегодно.
Модернизация и развитие системы соцзащиты населения города Москвы – планируемые цифры разнятся в сумме 6% роста от показателей 2026 к 2027 году. А существующая инфляция от 11% до 13%, и это только средний уровень, на который можно надеяться, а фактически дело идет к снижению расходов на соцподдержку населения.
Важное направление – стабилизация поддержки «Детей войны». Это наша общая забота.
Строительство нового жилья – фактор социальной защиты населения. Москва решает этот вопрос, но можно увеличить строительство жилья для очередников. На самом деле новостроек в Москве столько, что их хватит и на очередников, и на реновацию, и на переселение. Просто стройкомплекс слишком увлекся строительством коммерческого жилья. Но надо соблюдать справедливые пропорции, часть квартир в новостройках можно было бы передавать городу, и такая практика в Москве имеется.
Развитие электроснабжения и теплоснабжения. Смотрим цифры: 1 062 400,0, следующий год – 1 000 000,0, следующий – 1 000 000,0, то есть с учетом инфляции получаем минус. Теплоснабжение – 6 889 279,5. Следующий год – 6 434 385,5, далее – 5 134 385,5. Опять с учетом инфляции – минус.
По итогам января 2024 года, когда Бескудниковскую трансформаторную подстанцию перегрузили подключением новых микрорайонов, нескольких дней морозной погоды хватило, чтобы не выдержал трансформатор. Пришлось вкладывать большие средства в ремонт регенерации и сетей. Москва стремительно застраивается. Это факт, поэтому надо строить новые ТЭЦ, а почему не сейчас? Через несколько лет стройка обойдется еще дороже. Есть о чем подумать энергокомплексу.
Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть. 9 ноября вся северо-восточная хорда была забита большегрузным транспортом: фурами, бетоновозами, контейнеровозами, то есть дальнобойщиками. Надо сказать, на хорде практически нет светофоров, нет постов ГИБДД, а движение должно быть энергичным и свободным.
Тогда в чем дело? Дорожники нам обещали комфортную езду, но вместо стояния в пробках в центре мы теперь стоим в пробках на окраинах… Возможно, это было случайное явление, но все чаще на хордах стали образовываться обычные пробки. И что там делают фуры и дальнобойщики? Также замечаем, что при съездах и заездах на новых развязках городских шоссе при пересечении с МКАД обнаруживается однополосное движение. Стоит одному остановиться – и дорога превращается в непреодолимое препятствие, которое невозможно объехать, к примеру, в случае возгорания автомобиля на дороге или серьезной аварии. А ведь в хорды и развязки вложены серьезные средства.
И последнее. Уважаемые товарищи, все перечисленные замечания и предложения направлены на улучшение ситуации в городе – как со строительством жилья для очередников, так и с привлечением внимания к проблемам населения, и для усиления социальной защиты москвичей. Несмотря на явные недостатки проекта бюджета, социальные поправки фракции КПРФ не были приняты при голосовании. Исходя из этого, фракция КПРФ не поддержала предлагаемый правительством Москвы бюджет.
Н.Г. ЗУБРИЛИН,
первый секретарь Московского горкома КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе