Skip to content
Top Menu
05.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
В потоке событий

Крестьянские холсты

18.11.202418.11.2024 - Прокомментировать
1
Поделился

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в артистической семье, где рисование считалось нормальным и уважаемым занятием. Отец – Евгений Александрович Лансере был известным скульптором. Мать – Екатерина Николаевна происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны – Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы – Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики. А дядя художницы Александр Николаевич Бенуа был замечательным художником и выдающимся арт-критиком и историком искусства.

Систематического художественного образования Зинаида Евгеньевна не получила. Но общение с такими корифеями искусства, их советы, рекомендации и поддержка стали для начинающей художницы лучшей школой и мощным стимулом для ее собственного творчества. В молодые годы Зинаида Евгеньевна много путешествовала, побывала во многих городах Франции и Италии, но главным источником стало ее родное село Нескучное (под Харьковом), где она родилась и в котором ей лучше всего дышалось и работалось. Здесь она и встретила свое счастье – познакомилась с инженером-путейцем Борисом Анатольевичем Серебряковым , в браке с которым она родила четверых детей.

С местными крестьянами Зинаиду Евгеньевну связывали добрые и взаимно уважительные отношения. Так, В.Н. Дудченко, крестьянка из Нескучного, служившая у Серебряковых кухаркой, вспоминала: «Зинаида Евгеньевна всегда любила рисовать крестьян, девушек, парней, молодых женщин… рисовала крестьян на сенокосе, на жатве, в саду… Она всегда называла меня Василисушка. Другого слова у нее не было, и не только ко мне, но и ко всем она такая ласковая. Зинаиду Евгеньевну очень интересовали праздники. Дома она устраивала вечера, которые проходили очень интересно и весело…

Кроме этого, Зинаида Евгеньевна устраивала елку в деревне Нескучное для крестьянских детей с сельским учителем. Дети танцевали, пели, учитель играл. К празднику она готовилась заранее. Покупала орехи, серьги, ленты. В общем, каждый ребенок получал подарок – за танец, за исполнение песни, за прочитанное стихотворение. Зинаида Евгеньевна получала колоссальное удовольствие, не говоря уже о ее детях…

Зинаида Евгеньевна устраивала праздники и летом, на свежем воздухе, на лугу. Брали повозку и ехали туда всей семьей. Борис Анатольевич, Зинаида Евгеньевна со своими детьми. Там было так весело, что я… до сих пор помню и даже вижу и слышу их смех радостный и веселые лица. Они оба были очень хорошие люди. Друг друга очень любили и уважали, оба были ласковые и вежливые, воспитанные, прелестные люди».

А одна из крестьянок – М.И. Чумаковская, долго работавшая в доме Серебряковых, вспоминала: «Одну зиму, я помню, вся семья зимовала в Нескучном. Помню, как Борис Анатольевич сидел в кругу своей семьи и говорил, что землю надо отдать крестьянам, и это будет правильно».

Именно крестьяне и стали героями самых знаменитых картин Серебряковой, созданных ею в Нескучном с 1914 по 1918 год, когда произошел подлинный расцвет ее творчества.

Среди художников, которые оказали влияние на нее, были Алексей Венецианов, родоначальник крестьянской темы в отечественном искусстве, француз Жан-Франсуа Милле, посвятивший свою кисть изображению крестьянского труда, а также итальянские живописцы раннего Возрождения.

В 1915 году Серебрякова создала картину «Жатва». Написанию этого полотна предшествовали многочисленные этюды и рисунки, многие из которых воспринимаются как самостоятельные произведения. Жизнь в Нескучном способствовала тому, что она видела воочию, как уважительно относятся крестьяне к труду – как к жизненно важному и достойному занятию. И это отношение передалось художнице. На полотнах, написанных на крестьянскую тему, Серебрякова показывает крестьян как людей благородных, цельных и духовно богатых. Серебрякова тщательно фиксировала все этапы летней страды. «К нам на жатву, – вспоминала художница, – приходили целой артелью крестьяне косить и убирать хлеб. Спали под открытым небом, варили себе кондер (пшено) в огромных котлах, вообще эта страдная пора вносила столько живого и живописного. Мне очень нравится их облик – белые рубахи, красный поясок…стрижены «под горшок», в онучах и лаптях».

В картине «Жатва» художница изобразила четырех крестьянок. В их лицах узнаваемы черты деревенских молодых женщин, которые для Серебряковой были ее любимыми натурщицами —  Марфы Воронкиной, Марины Безбородовой, Анны Чуркиной, Екатерины Воронкиной. Художница показывает крестьянок, собравшихся на полдник в перерыве работы. Две из них сидят, а две стоят – с характерными орудиями сельского труда. Сельский воздух пронизан золотистым сиянием. Герои картины показаны на фоне раскинувшихся на большом пространстве пахотных полей. И вся композиция предстает как символ прекрасной и необъятной Родины, ее человеческого и природного богатства. Написанная яркими и чистыми красками, она передает праздничное, торжественное настроение. Труд крестьян тяжел, требует напряжения –физических и нравственных сил, и в то же время работа – это праздник для души.

Написанная через два года картина «Беление холста» становится подлинным, торжественным апофеозом крестьянского труда. С упоением художница изображает (пишет) еще один важный вид крестьянского труда: по утрам крестьянки расстилали на траве сотканные холсты, оставляя их «выбеливаться» под лучами солнца. Герои самого большого полотна Серебряковой лишены индивидуальных черт – они обобщены и типизированы. Благодаря низкой линии горизонта создается впечатление, что они как бы возвышаются над зрителем и возносятся к небесам. Тем самым художница передает мысль о том, что всякий труд свят. Фигуры четверых крестьянок и фон настолько монументальны, что придают картине сходство с фреской. В это же время были созданы и такие известные шедевры Серебряковой, как « Крестьянка Марина,чешущая лен» (1917), «Крестьянка за пряжей (1917) и «Спящая крестьянка» (1917).

В марте 1919 года на Серебрякову обрушилось большое несчастье – от сыпного тифа умирает ее муж. А в ноябре того же года в Нескучном, произошел страшный пожар. И художница вместе с матерью и четырьмя детьми переезжает в Петроград.

В семье Серебряковых сочувственно встретили Октябрьскую революцию. Но в первые годы советской власти российскую художественную сцену заполонили многочисленные «левые» формалистические «измы» – кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм и другие. И искусство правды – реализм Серебряковой оказался невостребованным. Уехавший в Париж Александр Бенуа посоветовал своей племяннице поехать во Францию, где, как он рассчитывал, Серебрякова может хорошо зарабатывать портретами – в жанре, в котором она также была выдающимся мастером.

В 1924 году Зинаида Евгеньевна вместе с двумя детьми прибыла во французскую столицу. Но этим мечтаниям было, увы, не суждено сбыться. У нее все-таки были немногочисленные заказы, но заказчики были чрезмерно взыскательными. Помимо передачи сходства, они требовали приукрашивания своей внешности. Им нужно было то сделать портрет в стиле Веронезе или Гойи, то укоротить нос, то уменьшить рот и т.д. Художнице приходилось создавать салонно-слащавые портреты, она даже стыдилась экспонировать их на выставках – к вящему неудовольствию заказчиков.

Все же, хоть и редко, но были счастливые моменты. Так, богатый бельгийский барон Броуэр (однофамилец или, возможно, потомок известного фламандского живописца века Броувера) щедро оплатил портреты его семьи, а затем и поездку в Марокко, где у него были обширные плантации. В этой экзотической стране, с очень разнообразной по составу населением Серебрякова написала проникновенные портреты простых жителей этого края. А затем Броуэр заказал ей оформление своей виллы, которая была построена на границе между Бельгией и Францией. Но это здание погибло в огне Второй мировой войны и, таким образом, росписи были утрачены.

В годы войны Зинаида Евгеньевна проживала тяжелую жизнь в оккупированном фашистами Париже. Между тем на Родине выдающуюся художницу не забыли. В послевоенные годы Зинаиду Евгеньевну настоятельно зовут в Россию дети и брат Евгений Евгеньевич Лансере. Ее приглашают советские художники. Но у Зинаиды Евгеньевны сильно пошатнулось здоровье. И она стала сомневаться, нужна ли она Родине, сможет ли быть там полезной.

Наконец, в 1960 году в Париж приехала ее дочь Татьяна Васильевна, которой удалось уговорить художницу организовать большую выставку ее произведений в Москве. И в 1968 году такая выставка состоялась – в Выставочном зале Союза художников в Москве, а затем была показана в Ленинграде и Киеве.

Выставка имела грандиозный успех, многие ценители искусства приходили на нее по нескольку раз, а книги отзывов были заполнены восторженными откликами. Ей были присланы роскошный выставочный каталог, а также книга о замечательном русском и советском художнике-портретисте Павле Дмитриевиче Корине. Зинаида Евгеньевна была растрогана таким вниманием и писала: «Я очень, очень благодарна посетителям выставки за такой ценный, интересный подарок и за такую дорогую надпись о моей выставке. Все меня очень волнует и радует… Я ведь здесь никогда не слышу ни одного отклика о моем искусстве».

Выставка в СССР стала для Зинаиды Евгеньевны встречей с Родиной, с отечественным зрителем, оценившим по достоинству ее потрясающий талант и жизнеутверждающее творчество и высокий профессионализм. Зинаида Евгеньевна Серебрякова заняла достойное место среди корифеев русского изобразительного искусства.

                                       Владимир СОКОЛОВСКИЙ,

                                   член Ассоциации искусствоведов

Изображения из открытых источников.

Другие материалы номера

  • Чехия тайно возвращается к российскому газу
  • Укров понукают: цельтесь дальше
  • Социальная хроника
  • Россия при социализме развивалась в 2 раза быстрее Запада
  • Пьяные дебоширы вооружены и опасны
  • Мифология ЦБ
  • Министр спорта РФ о начале сближения с МОК
  • Месть макронистов — капкан для Марин
  • Коротко
  • Калейдоскоп
  • Демилитаризация продолжается
  • Главную новогоднюю ель России выбрали в деревне Знаменка
  • Байкал не терпит промотбросов
  • 131-й конвой КПРФ уходит в зону СВО

Похожие новости

Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю

03.12.202503.12.2025

Освобождение – путь к миру

03.12.202503.12.2025

Успешно наступаем

03.12.202503.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Социальная хроника
Следующая новость Главную новогоднюю ель России выбрали в деревне Знаменка

Свежий номер

  • 135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    04.12.2025

Календарь публикаций

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Окт   Дек »

Архив номеров

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Окт   Дек »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • Пушкинец к записи Сыны земли Русской
  • yurij к записи Поклонимся подвигу Сталина и советских воинов
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю

Слово партнёрам

  • Как организовать квартирный переезд без стресса: пошаговый план для спокойного переезда

  • Автоломбард или банк: что выгоднее для заемщика и как сделать правильный выбор

  • Аренда выделенного сервера: особенности и нюансы выбора

  • Эко-отопление частного дома: сравнительный обзор

  • Одноразовая посуда: как выбрать и на что обратить внимание

Праздники

Декабрь 2025

Пятница, 5 декабря

Весь день
День добровольца (волонтера) в России

Ежегодно 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтёра), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.Учреждению праздника предшествовала длительная история развития волонтёрского движения в России, а выбор да

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3623/
Повторяется ежегодно
День начала контрнаступления советских войск под Москвой

День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

https://www.calend.ru/holidays/0/0/630/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль