Подвиг речников при защите столицы
(Продолжение. Начало в: «Голос народа», №124, за 21.11.24)
Их подвиг не забыт
В Москву с Верхней Волги, Унжы, Суры, Ветлуги, Оки были стянуты десятки пассажирских судов. Основными пунктами отправки эвакуируемых и грузов стали Южный речной вокзал и Южный порт. (Справка: Только за июль 1941 г. на отправленных из столицы 218 пассажирских судах было эвакуировано 110 тыс. человек, в то время как за всю навигацию 1940 г. из города на дальние расстояния выехало 161 тыс. человек. Максимальный объем перевозок по Верхней Волге был достигнут в октябре, когда численность эвакуированных составила более 180 тыс. человек. В то же время потребность была значительно больше. Десятки тысяч граждан ожидали отправки речников. Ко второй декаде октября в Кинешме скопилось около 12 тыс. человек, а в Рыбинске и Ярославле – по 14 тысяч. Поэтому капитаны судов брали на борт значительно больше эвакуируемых, чем предусматривали инструкции и технические возможности судов.
В это время из Москвы в Горький (своим ходом) прибыло около 8 тыс. человек, а также машины с оборудованием заводов. Речники отправляли машины в низовье Волги на баржах Волготанкера, возвращавшиеся обратно порожними. Таким образом было перевезено их Горького 3,5 тыс. единиц автотранспорта. Об интенсивности перевозок свидетельствует то, что за летне-осенние месяцы первого года войны коллектив Верхне-Волжского пароходства (руководитель – А.Н. Вахтуров) перевез 612,8 тыс. эвакуируемых. План 1941 г. по пассажиро-километрам был перевыполнен в 2,4 раза, из них 40% составили эвакоперевозки. Кроме этого, речным флотом было перевезено более 135 тыс. тонн эвакуируемого имущества, военных и гражданских грузов. Именно речной флот стал главным в разгрузке железой дороги в годы войны. Это дало возможность использовать железнодорожный транспорт для перевозки войск, техники и вооружения, для нужд фронта.
В ходе подготовки к работе в сложных условиях требовались направить усилия на отражение агрессии, перевозку грузов возложили на речников. Флот спешно готовили для перевозки людей: суда подвергали тщательной санитарной обработке, пароходы обеспечивались дополнительным запасом продовольствия и медикаментами. На крупных судах работали медпункты. Масштабы эвакуации были столь велики, что необходимые условия не всегда соблюдались. Так, секретарь Горьковского обкома партии сообщал в ЦК ВКП (б) 9 сентября 1941 г., что, отправляя эвакуированных, Моссовет и райсоветы Москвы не обеспечивают эвакуированных медикаментами и медперсоналом, плохо организована охрана детей на баржах, поэтому бывают несчастные случаи. Из отправленных в середине ноября на восток 2 млн жителей столицы на речных судах отправили 175 тыс. москвичей. С июля по ноябрь из столицы речниками было вывезено 200 тыс. т грузов, а в течение навигации 1941 г. вывезено 232 тыс. тонн – на 63% больше от нормы мирного времени.
Речникам ставилась задача перевезти скот через водные преграды. Спасали не только людей, но и буренок. На Средней Волге от Хвалынска до Сероглазки было организовано несколько переправочных пунктов. Для переправы скота организовали 6 пунктов, а в последующем еще 13. Благодаря принятым мерам до ледостава за Волгу было переброшено несколько сот тысяч голов скота.
Навигация в 1941 г. продолжалась значительно больше, чем в довоенные годы. Так, в первой декаде ноября от Рыбинска до Горького стоял 8–12-градусный мороз, у кромки воды был лед, а у причалов под погрузкой стояло 50 судов, в пути находилось 7 барж с 51 тыс. человек. Так могли работать только патриоты Страны Советов, преданные власти народа речники. Как писал выдающийся русский писатель И.С. Тургенев: «…у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». К сожалению, в постсоветское время это чувство многие растеряли.
Водные пути Москвы были использованы как оборонительные рубежи для продвижения врага. В районе реки Сестры, протекающей в заболоченных местах и пересекающей канал Москва–Волга, был искусственно поднят уровень воды – и тем самым затоплена большая площадь, что не дало возможности прорваться танковым соединениям противника. Другой случай произошел в конце ноября, когда фашисты южнее Московского моря переправились на правый берег канала. Работники канала Москва–Волга открыли затворы водосбросов между 3-м и 4-м шлюзами. Лавина воды взломала лед и затопила пойму рек Яхромы и Сестры. Для фашистских танков была создана непреодолимая преграда. Через два дня подошедшие резервы отбросили гитлеровцев на западный берег.
Огромное политическое и военное значение для речников имело торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными и общественными организациями столицы 6 ноября, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. На собрании и параде выступил Председатель ГКО И.В. Сталин. Он сказал: «На нас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, попавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!.. Под знаменем Ленина – вперед к Победе!»
В начале декабря 1941 г. вражеские лазутчики были обнаружены в Шереметьевском лесу, в двух километрах от Хлебникова. Судоремонтники погрузили на автомашины и подводы женщин и детей и отправили их в тыл, а сами остались на своих постах. 5–6 декабря наши войска перешли в наступление под Москвой. 15 декабря был освобожден областной центр и крупный речной порт город Калинин. В конце месяца наши войска форсировали Верхнюю Оку между Калугой и Белевом. Разгром немцев под Москвой отодвинул врага от столичных водных магистралей. Но враг еще оставался в Ржеве и верховьях Оки. Когда наши войска продвинулись на запад до 400 км от Москвы, речники развернули подготовку к навигации 1942 г. Столичные пароходства оказали большую помощь в перевозке раненых и больных бойцов Красной Армии, для этого были специально оборудованы и выделены Главному военно-санитарному управлению лучшие пассажирские суда. Они курсировали по линиям Москва–Рязань, Муром–Казань, Ярославль–Казань, Рязань–Горький и др.
По постановлению Государственного Комитета Обороны были организованы караваны для санитарных перевозок. Каждый караван состоял из трех судов, на которых можно было разместить 250 раненых. В каютах оборудовались перевязочные пункты и операционные. В то грозное время речники Московского бассейна все делали для обеспечения столицы топливом. Зимой 1941–42 гг. Москва ощущала недостаток топлива, который мешал увеличению выпуска продукции для фронта и создавал большие трудности в быту. Десятки тысяч москвичей отправлялись в лес, чтобы принять участие в заготовке дров.
Трудно представить значение ответственейшего задания Государственного Комитета Обороны – завезти флотом в столицу за навигацию 1942 г. 2 млн 400 тыс. кубометров дров, если учесть, что в то время угольный Донбасс был оккупирован врагом, а в Подмосковье шахты были выведены из строя в период боев за Москву.
Московско-Окское пароходство выполнило план завоза дров на 120 процентов, пароходство же канала Москва–Волга, ставшее после открытия движения через верхневолжские шлюзы транзитным, доставило их за навигацию в пять раз больше, чем в 1940 г. Успешно работали Московско–Окское и канала Москва–Волга пароходства, выполнившие задания ГКО по снабжению Москвы дровами, картофелем и овощами. За навигацию в столицу было доставлено 3,34 млн кубометров дров – на 43 процента больше, чем в 1942 г., что дало возможность сократить завоз дров в Москву железнодорожным транспортом на 25 процентов.
Начиная с июля 1941 г. основной задачей флота наряду с воинскими перевозками стала эвакуация населения. Возможностей для этого у речного транспорта было немного, поэтому пришлось привлекать суда пригородного сообщения, а также баржи. Пароходства на своих заводах сумели быстро по наскоро разработанным эскизным проектам переоборудовать для перевозки людей несколько сот несамоходных судов. Речной Регистр СССР активно участвовал в этой работе, консультируя заводчан и оперативно решая все возникшие вопросы. Так, Северо-Западное пароходство подготовило более 60 барж, Шекснинское – 50, Сухонское – 14, Камское – 12, Московско-Окское – 35, Нижне-Волжское – 30. С немалыми трудностями встретились пароходства при подготовке судов для перевозки военной техники и эвакуированного оборудования. Большая часть барж по своей конструкции и прочности не были рассчитаны на сосредоточенные нагрузки. Несмотря на то, что переоборудование барж под перевозку было сложным и трудоемким делом, решить эту задачу при активном участии специалистов Речного Регистра СССР также удалось в сжатые сроки.
В 1941 г. ГКО поставил перед промышленностью речного транспорта задачу в кратчайшие сроки освоить производство военной продукции. Все судоремонтные заводы переключились на ее выпуск: мин, снарядов, понтонных мостов, аэросаней, авиабомб, огнеметов и другой военной продукции. Коллектив Звениговского завода за годы войны изготовил 95 аэросаней, 8 плавучих госпиталей, 65 тысяч авиабомб, 6 водолазных ботов. Заместитель министра речного флота РСФСР (в то время мастер механического цеха завода) В.В. Трофимов вспоминал: «…О том, как нелегко приходилось коллективам предприятий, говорит хотя бы такой факт. При обсуждении задания на заводах выяснилось, что многие специалисты и рабочие никогда не видели аэросаней. Освоение этой необычной продукции взяли на себя инженерно-технические работники и специалисты под руководством начальника механического цеха С.А. Кольчугина. Технологи совместно с начальниками цехов, мастерами и рабочими изготовляли в цехах оснастку, искали лучшие методы изготовления деталей с наименьшими затратами материала. Был организован общий производственный конвейер, вплоть до проведения специалистами-испытателями эксплуатационных испытаний и отправки готовой продукции…» Эти и множество других примеров говорят о широкой творческой инициативе и трудовом энтузиазме инженерно-технических работников и рабочих промышленных предприятий по совершенствованию технологии и организации производства необходимой для фронта продукции.
Наркомат речного флота развернул кадровую работу по привлечению женщин, девушек, подростков, пенсионеров на замену ушедшим на фронт, а также обучение и приобретение ими трудовых специальных навыков. Немало пришло на речной транспорт и молодежи, которая в первую очередь нуждалась в производственном обучении. На транспорте, в речном флоте основными формами подготовки квалифицированных кадров рабочих были ремесленные училища и школы ФЗО. Создавались курсы техминимума. Широко развернуто индивидуальное и бригадное обучение непосредственно на рабочих местах.
Решению кадровой проблемы в значительной мере способствовала реорганизация в августе 1943 г. (по решению ГКО) 25 училищ и 31 школы системы трудовых ресурсов в специальные ремесленные училища и школы ФЗО речного флота. Вскоре было открыто еще несколько таких учебных заведений. Всего в этих училищах и школах обучалось более 22 тыс. человек. В конце навигации 1943 г. на речном флоте были организованы школы юнг, в которых обучались 3000 мальчиков, потерявших родителей, и детей речников. Для улучшения подготовки квалифицированных кадров среднего звена в 1944 г. по решению ГКО на базе речных техникумов в Ленинграде, Горьком, Омске, Благовещенске, а в 1945 г. в Риге были созданы речные училища. Курсанты училищ находились на полном государственном обеспечении. В результате в 1944 г. в ряды речников влилось 3332 специалиста со средним специальным образованием.
За период Великой Отечественной войны на речном транспорте было обучено более 200 тысяч человек. Обеспечение водного транспорта специалистами шло за счет двух из них – Московского института инженеров транспорта (МИИТ) и Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС), где имелись специальные водные факультеты. В вузах читали лекции видные специалисты речного транспорта М.И. Марцелли, В.И. Орлов, С.Т. Струнников, Е.В. Близняк, Ю.П. Бирюков, Б.Ю. Калинович, В.Е. Ляхницкий, Н.П. Пузыревский, В.П. Поздюнин и др. Многие выпускники и студенты вузов принимали участие в боевых действиях на фронтах и в тылу врага. Многие были награждены орденами и медалями, а более 100 человек стали Героями Советского Союза.
Так, только в 1941 г. на рубежах Московского бассейна по Днестру, Днепру, Бугу, Москве-реке, Оке, Волге, Каме речники эвакуировали 1175 тыс. человек и около 350 тыс. тонн оборудования. Из московских портов было вывезено 232 тыс. тонн грузов. Осуществлена эвакуация 175 тыс. жителей столицы. Это существенно облегчило работу железных дорог. За самоотверженный труд, проявленный героизм, выполнение заданий в годы войны 8461 работник речного транспорта был награжден орденами и медалями. Реализуя лозунг военного времени: «Всё для фронта, всё для победы», речники сотни лучших судов после переоборудования передали ВМФ, которые вошли в состав военных флотилий на Ладоге, Онеге, Волге, Амуре. Нередко случалось так, что капитаны передаваемых в ВМФ судов становились командирами этих судов. Также происходило и с механиками и штурманами. Речники становились командирами канонерских лодок, тральщиков, катеров.
В мае 1942 г. было мобилизовано и переоборудовано под санитарный транспорт 31 пассажирское судно. Санитарный транспорт и плавучие госпитали только из-под Сталинграда вывезли более 300 тыс. раненых бойцов и офицеров, а с пристани Камышин ежедневно отправлялись на левый берег до 3 тыс. раненых фронтовиков. Срочно переоборудовались судоремонтные и судостроительные заводы на выполнение военных заказов. В 1941 г. в обшей структуре валовой продукции промышленных предприятий речного флота оборонные заказы составляли 48%. Серийно речники выпускали: аэросани, авиабомбы, ракетные и минометные снаряды, гранаты и другое вооружение и снаряжение. Так работали речники Московского бассейна. С тех пор прошло более 83 лет, но память хранит картину величественных дел, свершенных советскими людьми, и в том числе речниками, для обороны столицы и победы над врагом!
В годы войны речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судна общей мощностью 140,4 тысячи л.с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судна. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок – в 1945 г. они составили 36,1 млн тонн. В 1944–1945 гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес на плотах. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям северо-запада, а затем и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на довольно высоком уровне.
Участник Битвы под Москвой, бывший председатель Московского городского совета ветеранов, дважды Герой Социалистического Труда В.И. Долгих говорил: «Наш многонациональный народ явил невиданную доселе стойкость, отвагу и готовность до конца отстаивать свою свободу и независимость. Ценой невероятных усилий и немалых жертв он спас свою Родину и весь остальной мир от нацистского рабства. О подвигах фронтовиков самоотверженности тружеников тыла, великих терпениях жен и матерей будут помнить потомки. Тщетны усилия тех, кто пытается сегодня исказить правду о Великой Отечественной войне, принизить героизм советских людей и решающий вклад СССР в Победу!» Это в полной мере касается речного флота и Московского речного пароходства. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, 117 речникам были присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы. За время войны 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР. 24 июня 1945 г. в историческом Параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников – Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов… В честь многих речников – Героев Советского Союза названы улицы, школы, суда флота. Хочется верить, что пройдут годы, десятилетия, столетия, но этих дней не смолкнет слава, а память о подвиге тех, кто отстоял нашу столицу в годы кровавого нашествия фашистов, будет жить в сердцах потомков.
В.А. ПОПОВИЧ, контр-адмирал