Правительственный час в Госдуме
Возродить систему среднего профобразования
В Государственной Думе прошел правительственный час, посвященный вопросам повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства. В обсуждении актуальных проблем развития отрасли приняли участие зампред Правительства России Дмитрий Чернышенко, профильные министры и председатели профильных комитетов Думы, представители парламентских фракций. В режиме видеосвязи в правительственном часе участвовали представители законодательной и исполнительной власти 89 субъектов.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул: «Мы с вами должны делать все для того, чтобы на оборонные предприятия, стройки, заводы, сельхозпредприятия пришли профессиональные, подготовленные кадры». По его мнению, нужно «наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов, которые приедут и все проблемы решат».
В своем выступлении Вячеслав Володин обозначил ключевые проблемы в сфере профессионального технического образования, решение которых необходимо для преодоления дефицита кадров рабочих специальностей. Среди них коммерциализация этой сферы, фактическое отсутствие начального профессионального образования, несоответствие учебных программ реальным запросам хозяйствующих субъектов. От качества подготовки квалифицированных рабочих кадров, подчеркнул выступающий, во многом зависят развитие экономики и технологический суверенитет нашей страны.
«Человек хочет получить профессию сварщика, токаря. Приходит в СПО, колледж, техникум, отучился 1,5–1,8 года, приобрел эту специальность, но работать по ней не может. Ему надо закончить техникум или колледж, четыре года отучиться. Мы с вами должны делать все для того, чтобы пришли на стройки, заводы, сельхозпредприятия профессиональные, подготовленные кадры, наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов», – заявил он.
По словам Председателя Госдумы, «количество ребят, которые проходят подготовку именно в рамках начального профессионального образования, уменьшилось в пять раз. Нам же надо, чтобы на рынок труда пришло как можно больше профессиональных рабочих. Мы должны идти к решению задач, которые ставит Президент, находить инструментарий, решения по исправлению ситуации».
«ОГЭ, ЕГЭ для тех, кто хочет получить профессию сварщика или крановщика – зачем? Давайте мы решим хотя бы для среднего профессионального образования, начального образования: по итогам аттестата можно зачислять. Вот давайте эти конкретные предложения сегодня обсудим», –заявил Вячеслав Володин.
Как считает Председатель Госдумы, «главный вопрос сегодня у нас – сделать все для того, чтобы повысить престиж подготовки рабочих в профессии. И основной бич среднего профессионального образования – это платность обучения, которая сегодня свыше 40% в среднем, а по некоторым регионам она зашкаливает». «Нет достойной материально-технической лабораторной базы. И, безусловно, надо думать о том, кто будет работать в техникумах. Если хотим готовить профессиональные рабочие кадры, нам надо начинать с тех, кто будет передавать эти знания. Нам хотелось бы, чтобы мы в итоге обсуждения сформулировали так перед собой задачи. Да, это компетенция регионов, но мы перед ними задачи такие должны формулировать и искать возможность софинансирования», – добавил Вячеслав Володин.
В рамках правительственного часа была озвучена позиция федеральных органов исполнительной власти.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков подчеркнул, что систему образования планируется перестроить под те потребности, которые есть на рынке труда. «Запущена программа переподготовки и повышения квалификации уже имеющихся работников», – отметил он.
По словам Котякова, имеется возможность проводить переобучение работников, которые хотят перейти на дефицитные профессии – таких в России насчитывается 150. Чтобы повысить эффективность подготовки и справиться с кадровым дефицитом, заключают трехсторонний договор между соискателем, работодателем и образовательными организациями.
Министр констатировал рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. «Всего за несколько лет количество вакансий на одного безработного по квалифицированным рабочим специальностям возросло в 2,5 раза». Он отметил, что кадровая потребность до 2030 года составляет не менее 2,4 млн человек. При этом число вакансий по операторам машинного оборудования на одного безработного выросло в два раза.
Котяков сообщил: «Результаты мониторинга показывают, что в год выпуска уровень трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования составляет 53%, на второй год после выпуска – 68,5 %. Мы ставим для себя в качестве целевого показателя трудоустройство специалистов на уровне 80–85%».
О подготовке молодых специалистов высказался министр просвещения Сергей Кравцов. Он сообщил, что к 2030 году в колледжах планируют подготовить 2 млн специалистов. По словам министра, обновлены 500 образовательных стандартов и пересмотрен перечень профессий и специальностей вместе с отраслями и предприятиями, не обновлявшийся с 2013 года. «Появились новые профессии с учетом потребностей рынка труда – моделирование в строительстве, биотехнологии в пищевой промышленности, безопасность на акватории и другие», – сказал он.
При этом структура приема была изменена в пользу технических профессий. В 2019 году доля таких специальностей при приеме в колледжи составляла 47%, а в 2024 году – уже 56%. Сокращены контрольные цифры приема на экономику и право.
Предприятия возвращают в систему подготовки специалистов в колледжах. Работодатели участвуют в определении контрольных цифр приема и приемной кампании, управлении колледжами, профориентации и организации практической подготовки, проведении демонстрационного экзамена, финансировании колледжей и закупке оборудования.
По словам Сергея Кравцова, также принятые меры направлены на решение поставленной Президентом задачи по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, электронная промышленность, атомная отрасль, робототехника. «К 2028 году мы рассчитываем подготовить 1,3 млн специалистов, а к 2030 году – уже 2 млн», – сказал Сергей Кравцов.
В ходе правительственного часа выступили представители фракций политических партий. Предоставляем слово первому заместителю Председателя Комитета по образованию и науке Олегу Николаевичу Смолину (фракция КПРФ).
О.Н. СМОЛИН, депутат Госдумы (КПРФ)
Еще предстоит главный урок труда
Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович! Дмитрий Николаевич! Уважаемые министры!
По данным Эльвиры Набиуллиной, 73 процента российских предприятий испытывают кадровый дефицит. По официальным данным он составляет 2 с половиной миллиона человек, по экспертным – 4-5 миллионов. В промышленности больше всего не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, в сельском хозяйстве – механизаторов. Причин много. Назову три.
Первая. Деиндустриализация страны. В настоящее время, например, мы выпускаем тракторов в 50 раз меньше, чем было в своё время.
Вторая. Низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание её роста от заработной платы. С 15-го по 23-й год производительность труда выросла на 11 процентов, зарплаты, по данным ФНПР, более чем в 2 с половиной раза.
Президент России заметил, что мы сильно отстаём по внедрению робототехники. В Южной Корее до пандемии на 10 тысяч работников приходилось 710 роботов, в России – 4. После пандемии в Южной Корее – тысяча 12, в России – 11, то есть в 100 раз меньше. Одна из причин – слишком дешёвая рабочая сила. Только сейчас, когда она резко подорожала, бизнес стал проявлять интерес к роботизации.
Третья причина – диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих, ИТР и механизаторов. В 2000 году суммарное количество учреждений начального и среднего профобразования составляло 6 с половиной тысяч, сейчас – 3 тысячи 200. Сокращение более чем вдвое. В своё время техникумы и колледжи финансировались из федерального бюджета, но в 12-м году были массово переданы в регионы, несмотря на наши категорические протесты и возражения Министерства образования. С тех пор и началось их массовое сокращение.
Мы видим и ценим усилие министерств, направленное на решение кадровых проблем. Программа «Профессионалитет» укрепила интеграцию промышленности и профобразования. В некоторых колледжах новое оборудование позволило расширить демонстрационный экзамен, который повысило реальную квалификацию выпускников. Издан единый учебник истории для колледжей, который в несколько раз дешевле прежних учебников.
Не только школа, но и профобразование поворачиваются лицом к воспитанию. Кураторы групп получают выплаты за счёт федерального бюджета. Кстати, именно это мы предлагали ещё 13 лет назад в законопроекте о народном образовании, идея реализована, спасибо Президенту Российской Федерации
За последние годы вдвое увеличилось количество инвалидов в учреждениях СПО, а движение Абилимпикс стало поистине массовым, но при всём уважении к присутствующим, проблема системная и для её решения требуются усилия всего правительства и парламента.
Первое. В советский период среди тех, кто шёл в ПТУ и колледжи, две трети готовились стать рабочими, одна треть – специалистами среднего звена. Сейчас ситуация противоположная: по рабочим специальностям и на механизаторов учатся 18 с половиной процентов только, 60 процентов девятиклассников, которые идут в профобразование, во многом потому, что они не хотят сдавать ЕГЭ, никак не помогают нам решить проблему рабочих кадров.
Второе. Согласно 43-й статье Конституции, среднее профобразование общедоступно и бесплатно. Не берусь судить, кто и в каком состоянии писал эту статью, поскольку на самом деле в СССР общедоступным всегда было именно начальное профобразование, то есть подготовка рабочих кадров.
В техникумы, то есть в СПО всегда отбирали по конкурсу. Фактически сейчас 43 процента всех студентов СПО учатся за деньги, в том числе около 8 процентов тех, кто получает образование по рабочим специальностям.
Но главный вопрос, почему так распространилось платное профобразование? Ответ очевиден: колледжи и техникумы хронически недофинансируются и зарабатывают деньги, как могут.
Третье. Когда федеральным законом № 273 была ликвидирована система начального профобразования и всё профобразование объявлено средним – это привело к сокращению подготовки по рабочим и аграрным специальностям. Тогда мы говорили, что теперь никто никого не будет обзывать пэтэушниками, хотя так называемыми пэтэушниками были, например, Юрий Гагарин и Виктор Черномырдин.
Под шумок была ликвидирована большая часть социальных гарантий для начального профобразования, которых не было в техникумах. Например, стипендия в ПТУ была на уровне вузовской, 80 процентов от прожиточного минимума, сейчас норматив расчётной стипендии около 4 процентов.
Учащиеся системы ПТУ имели бесплатное питание и обмундирование. В большинстве объединённых колледжей, то и другое ликвидировано. По оценкам экс-министра образования, академика Ткаченко, государство сэкономило на этом около 100 миллиардов тех рублей, сейчас было бы 250.
Напоминаю, что мы выступали категорически против ликвидации системы начального профобразования, в том числе в рамках законопроекта о народном образовании.
Перехожу к предложениям. Первое, увеличить приём в организации СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и механизаторов и обеспечить по всем таким специальностям бесплатное образование. Поддерживаю Председателя Государственной Думы, давайте исполним Конституцию хотя бы в этой части.
Второе, восстановить для тех, кто учится по рабочим и аграрным специальностям, хотя бы часть дополнительных гарантий, которые имели учащиеся ПТУ в советский период. Например, более высокую стипендию и бесплатное питание.
Третье, обеспечить более широкие возможности переподготовки по таким специальностям на бюджетной основе.
Четвёртое, ввести реальные льготы при поступлении в организации СПО для инвалидов в случае возникновения конкурса. В настоящее время таких льгот практически нет, хотя правительство в распоряжении 2401-р рассматривает инвалидов как важный ресурс уменьшения дефицита работников.
Пятое, выделить регионам на поддержку СПО, прежде всего, по рабочим и аграрным специальностям, дополнительные субвенции из федерального бюджета, за исключением регионов-доноров.
Шестое, расширить систему налоговых льгот для предприятий, которые инвестируют средства в систему СПО.
Седьмое, прописать нормой прямого действия обязанности предприятий по обеспечению возможности прохождения практики студентами СПО.
Восьмое, рассмотреть возможность возвращения на финансирование из федерального бюджета организаций СПО, обеспечивающих подготовку как минимум для оборонно-промышленного комплекса.
Девятое, способствовать формированию положительного образа квалифицированных рабочих в общественном сознании, используя государственные и иные средства массовой информации.
Десятое, поднять зарплату педагогов и мастеров производственного обучения по указу номер 597 при работе на одну ставку.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Смолин О. Н. Спасибо большое.
Мы готовы конструктивно работать с правительством для решения кадровых проблем нашей страны.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)