За десять месяцев этого года число дезертировавших боевиков ВСУ превысило общее количество за предыдущие два года, пишет британская Financial Times. Украина не может произвести ротацию солдат и дать отдых войскам – это не только стало причиной бегства солдат, но и отпугнуло потенциальных новобранцев.
Прокуратура возбудила 60 тысяч уголовных дел против солдат, оставивших позиции в 2024 году. Это почти вдвое больше, чем за последние два года. За первые десять месяцев 2024 года число дезертировавших украинских солдат превысило общее количество дезертиров за предыдущие два года конфликта.
Мужчинам призывного возраста запрещено покидать Украину. Однако некоторые при отправке в зарубежные учебные лагеря, расположенные в странах-союзниках, воспользовались этой возможностью и совершили акт дезертирства, находясь за границей. По словам польского сотрудника службы безопасности, говорившего на условиях анонимности, в среднем ежемесячно около 12 человек, находящихся на военной подготовке в Польше, совершают побег.
Резкое увеличение количества дезертиров еще больше усугубляет для Киева и без того тяжелую ситуацию. Начиная с лета нынешнего года у России появилось преимущество в живой силе, что позволило ей еще быстрее занимать новые территории – эта ситуация имеет место впервые с 2022 года. В то же время, по мнению аналитиков, Украина оказалась не способна произвести ротацию солдат, заменив их свежими частями из тыла, и дать отдых своим уставшим от боевых действий войскам – все это стало причиной боевых потерь и отпугнуло потенциальных новобранцев, которых можно было бы призвать на военную службу.
По мнению офицера 123-й бригады, которым он поделился с Financial Times, за три года конфликта в его подразделении не было ни одной ротации. Обычно они длились четыре недели, в течение которых солдаты возвращались на свою базу, чтобы отдохнуть, потренироваться с новобранцами и отремонтировать поврежденное оборудование. «Никому нафиг не нужен Угледар», – сказал вышеназванный офицер. Город превращен в руины больше года назад, поэтому не было причин подвергать украинских солдат опасности, чтобы его защищать его, добавил он. «Они их просто убивают, вместо того чтобы дать им восстановить силы и отдохнуть». На просьбу прокомментировать ситуацию представитель 123-й бригады не ответил.
Мнение офицера разделяют десятки солдат в Николаевской и Запорожской областях, которые рассказали Financial Times, что они испытывают опустошение и проблемы с психическим здоровьем, а их силы на пределе. По словам этих солдат, украинские граждане не хотят, чтобы их страна капитулировала, но в то же время многие из этих граждан не готовы сражаться. Несмотря на тот факт, что украинские вооруженные силы насчитывают около одного миллиона человек, только около 350 тысяч находятся на действительной службе. По словам чиновника из украинского генштаба, большинство дезертиров – это измотанные бойцы – и пехотинцы, и штурмовики. Правоохранительные органы практически не способны уследить за столь большим количеством дезертиров. Украинский парламент 21 ноября проголосовал за смягчение норм закона, чтобы побудить солдат вернуться на оставленные позиции. Эта мера позволила снять обвинения с тех лиц, которые впервые совершили правонарушение и позже вернулись в свои части.
Поскольку российские войска быстро продвигаются на восточном фронте, аналитики предупреждают, что Украина теряет территорию, которую она, возможно, не сможет вернуть в ближайшее время. Союзники, включая США и Великобританию, призвали Украину снизить призывной возраст с 25 лет и набирать еще больше военнослужащих. По словам одного из официальных лиц США, Вашингтон хочет, чтобы Киев снизил призывной возраст до 18 лет. На прошлой неделе он заявил следующее: «Простая истина заключается в том, что Украина в настоящее время еще не мобилизовала и не обучила достаточное количество солдат, способное восполнить потери на поле боя; она отстает от увеличивающейся армии России». Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в нынешнем месяце заявил следующее: «Те, кто не заплатил налоги, первыми получит повестки о призыве».
Изобель КОШИВ (Financial Times, Британия)