Высокая ставка ЦБ РФ затрудняет инвестирование для 80% отраслей экономики
Рентабельность продаж в России снизилась до 11,9% в 2023 г., что на 0,9% ниже, чем в 2022 году. После повышения Центробанком ключевой ставки до 21% кредитование инвестиций в основной капитал стало невыгодным более чем для 82% отраслей экономики, подсчитало «Равенство». Именно в стольких отраслях рентабельность проданной продукции оказалась ниже 21%.
Одной из наиболее пострадавших по возможностям инвестирования оказалась отрасль машиностроения, где рентабельность продаж в 2023 г. была всего 9,9%. Разница с ключевой ставкой превысила 11%, а с процентом, под который банки дают на общих основаниях кредит, – еще больше. Компенсировать затраты на обслуживание кредитов компаниям приходится за счет потребителей через повышение цен на готовую продукцию.
Особенно непросто производителям автомобилей (5,9%) и прочих транспортных средств и оборудования (4,9%). Чуть полегче изготовителям компьютеров и электроники (16%).
Высокая ставка ЦБ РФ является «значительным тормозом роста промышленности», заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. Брать кредит «под бешеный процент – самоубийство», т.к. все заработанное предприятиями уходит на погашение процентов, а это путь к банкротству. Экспортная продукция компании (авиации, ПВО, судостроения) длительного цикла производства – от года и более, авансовые платежи составляет 20–30%, а остальное надо брать в кредит. «При такой ключевой ставке это просто безумие. У нас любой контракт становится уже убыточным», – заявил Чемезов, добавив, что Ростеху «придется останавливать» экспорт, чтобы не обанкротиться. Чемезов признал, что правительство РФ поддерживает оборонку. «Мы получаем льготные кредиты и субсидирование процентных ставок. Но это касается гособоронзаказа. Все остальное – мы брошены на собственное выживание», – пожаловался он.
«Ставка ЦБ РФ для нас запретительная», – говорил замгендиректора ОАК Алексей Демидов. «Она не позволяет развивать экономику», – согласен замгендиректора «РЖД» Вадим Михайлов. Пожаловались и в «АвтоВАЗе», «Роскосмосе», «Аэрофлоте».
Дать прибыль для возврата кредита под 21% способны немногие отрасли: производство сигарет (37%), недвижимость (24%), финансы (23%), производство лекарств (24%), химия (24%), добыча полезных ископаемых (23%). Масштабные же инвестиции в наукоемкое производство становятся неподъемными. В итоге структурные диспропорции закрепляются.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина парировала критику тем, что обслуживание кредитов составляет небольшую долю в расходах предприятий. В то же время от негативных последствий более высокой инфляции экономика бы страдала сильнее.
Финансовые власти многие годы следовали указаниям МВФ: держали ставку высокой, ограничивали бюджетные расходы и отстаивали свободный вывоз капитала из страны, объясняя это борьбой с инфляцией и привлечением иностранных инвесторов. Во многом эта политика продолжается.
Борьба с инфляцией путем повышения ставки объяснима при высокой инфляции спроса и избытке капиталовложений. Но в РФ ситуация обратная. Решающий вклад в рост цен вносит инфляция предложения: повышение тарифов естественных монополий и удорожание импортного сырья и оборудования из-за ослабления рубля в интересах сырьевиков.
На фоне низких доходов населения и горизонта планирования у бизнеса спрос и инвестиции недофинансированы. Если в РФ кредитование предприятий – 75% ВВП, то Европе – 101%, а в Китае – 165%. Высокая ставка ЦБ провоцирует бизнес перекачивать средства на депозиты в дополнительный ущерб инвестициям и развитию.
ИА «Равенство. Медиа»