Напоили море мазутом

Две баржи с мазутом устроили катастрофу общероссийского масштаба в Черном море. Оба судна были старше пятидесяти лет, еще советской, качественной постройки. Но даже советская прочность имеет свой предел. Если эксплуатировать суда «на износ» и не строить новых, в конце концов случится то, что случилось. Тысячи птиц, мертвые дельфины, гибель множества обитателей моря – все это на совести тех, кто выпустил эти суда в штормовое море. И больше всего людей пугает некая «туманно-гуманная тишина», которая сгущается вокруг ответственных за это преступление. Только за прошлый год у нас десятки экологических преступлений – потрачены десятки миллиардов на очистные сооружения на Волге, на Байкале. Потрачены впустую. Массовые загрязнения, отравления природы, рек и озер – а в итоге смешные штрафы? Где ответственные, где виновные, где, в конце концов, осужденные? Почему у нас преступления против природы, последствия от которых необратимы, считаются чем-то вроде хулиганства? Такое отношение к природе приведет к тому, что мы потеряем наши уникальные заповедники, реки, озера, «живая природа» останется только в зоопарках… Это тяжкие преступления против нашей страны, и ущерб от них невозможно измерить даже сотнями миллиардов, потраченных государством на очистку. Необходимо изменить наш Уголовный кодекс и максимально увеличить ответственность за такие преступления, иначе мы просто уничтожим окружающую нас природу. Если такие «бизнесмены» будут знать, что за загрязнение морей, рек или озер им грозит пожизненное заключение, – они осознают всю меру ответственности. И никакими штрафами и условно-смешными сроками остановить их невозможно – это должны понять наши законодатели!

В Анапе в новогоднюю ночь на берег Черного моря выбросило рекордное количество мазута и истерзанных птиц. Новогодним утром добровольцы организовались в отряд спасателей, ловили птиц, патрулировали берег в поисках их пострадавших сородичей. На месте волонтеры оказывали крылатым первую помощь. Затем пернатых доставляли в реабилитационный центр, чтобы отмыть и осмотреть. Случившийся выброс мазута стал самым сильным за всю историю побережья.

Подробности беспрецедентной катастрофы на Черном море обсуждаем с активистом-экологом, первым секретарем Куйбышевского райкома КПРФ Самары Оксаной Петровной РОМАНОВОЙ.

О.П. Романова: – Анапа всегда считалась идеальным местом для отдыха детей. Там прекрасные пляжи, есть вся инфраструктура, масса санаториев, домов отдыха и турбаз. Те, кто был там, видят уникальную природу, чистое море, птиц и дельфинов. Это неотъемлемая часть отдыха, туда за этим и едут. Теперь тысячи людей занимаются очисткой берега, но в Сети уже сотни фото и видео погибших дельфинов, птиц и рыб. Вся мазутная масса сейчас опустилась на дно, и теперь будет на протяжении месяцев, если не лет, выбрасываться на берег. Будут гибнуть дельфины, птицы, будет медленно умирать природа. Кстати, я так и не поняла из сообщений наших силовых структур, кто за эту катастрофу будет отвечать. Запрещена ли перевозка нефтепродуктов в таких старых танкерах? Да, чиновники уже заявили, что собственники «возместят ущерб». Вы с ума сошли? Как можно возместить непоправимый урон природе?! Президент России уже заявил, что ситуация недооценена, и отправил чиновников на место этого ЧП. Да, примут меры по очистке и прочее. Где виновные? Где те, кто допустил эту катастрофу?

Корр.: – Основная проблема, насколько я понял, в марке этого мазута, который не всплывает на поверхность, а опускается на дно и перемещается на глубине?

– Основная проблема в том, что это «топочный» мазут марки М100. Аварий такого масштаба в мире еще не было, этот мазут по плотности почти как вода или тяжелее ее, и, в отличие от других продуктов нефтепереработки, он не всплывает на поверхность. М100 уходит на дно, либо перемещается в толще воды вместе с течением. В мире способов очистки морской воды от такого вещества просто не существует – нужно ждать, пока его выбросит на берег, и уже после этого утилизировать, что сейчас и происходит. Собирать в мешки, вывозить с берега на полигоны. Именно этим сейчас занимаются тысячи сотрудников спасательных служб и волонтеров.

– Но возможно ли таким способом собрать весь мазут, вытекший из танкеров?

– Конечно, нет. Там же порядка трех тысяч тонн, а всего в этих танкерах было больше девяти тысяч. Загрязнена береговая линия длиною в десятки километров. При этом рядом с местом загрязнения расположен заповедник и ландшафтно-рекреационный парк. Мазут уже распространяется на Крым, обнаружены «пятна» около Керчи, Севастополя, как сообщают СМИ, пленка мазута уже появилась у побережья Феодосии, Алушты, Судака. Нанесен ущерб всему Азово-Черноморскому бассейну, и сколько мазута еще выльется в море, сегодня никто с уверенностью сказать не может. По опыту прошлых аварий, такие пятна могут появляться на берегу от нескольких месяцев до полутора лет.

В ноябре 2007 года, в семибалльный шторм, в Керченском проливе затонуло четыре судна, еще шесть были сорваны с якорей. Тогда же стоявший на якоре танкер такого же типа, «Волгонефть», получил повреждения и переломился. В море вылилось более тысячи тонн мазута, впоследствии было собрано, по разным оценкам, 600–800 тонн. Но нужно понимать, что в чистом виде мазут с берега не соберешь – это вес вместе с прибрежным песком, камнями, почвой. Поэтому тогда и было собрано и утилизировано более четырех тысяч тонн загрязненного вещества, содержание мазута в которых колебалось от 10 до 30 процентов. Вот и считайте, сколько после нынешней катастрофы придется собирать загрязненных веществ. Если брать по примеру 2007 года – это десятки тысяч тонн.

– Понятно, что основная масса мазута останется на дне. Что с ним будет происходить, и насколько долго еще будут происходить такие выбросы на берег?

– Когда температура повысится, часть мазута начнет всплывать. Тем более что в Краснодарском крае, в Крыму температура значительно выше среднероссийской. Так что новых загрязнений не избежать, но это будут не такие большие выбросы, как в декабре. Это вещество, мазут, частично растворяется в воде (отсюда, видимо, и мазутная «пленка» близ Севастополя), и постепенно разлагается под действием микроорганизмов, тепла и света. Слои мазута опустятся на дно, в песок, плюс осадки и штормы. Но на полную «утилизацию» все равно уйдут годы.

– Возможно ли оценить размер ущерба от этой катастрофы?

– В 2007 году публиковались данные о гибели порядка тридцати тысяч птиц, но тогда выбросы были в безлюдных местах, на южном побережье острова Тузла. В районе крупных городов птиц не так много, поэтому сейчас пока речь идет о тысячах птиц, десятках дельфинов. Но общий ущерб оценить невозможно. В Черном море порядка 350 видов простейших животных, 650 видов ракообразных, более 200 видов моллюсков, около 160 видов рыб. Как повлияет на них такое количество попавшего в море мазута, сказать невозможно. Да, и там же обитают млекопитающие – три вида дельфинов, чьи тела уже сейчас находят на побережье. Смогут ли выжить крабы и моллюски, обитающие в морской растительности, медузы, сказать сложно. Какая-то часть просто сменит места обитания, но часть может погибнуть.

В первые дни привозили до тысячи испачканных в мазуте птиц, очищали клювы, перья, чтобы они могли самостоятельно дышать. Но, как пишут сами волонтеры, на очистку каждой птицы уходит около часа работы, а помимо этого необходимы люди, чтобы готовить места содержания, считать птиц, носить воду, кормить и размещать уже помытых пернатых. Из-за нехватки рук часть птиц гибло, причем даже очищенные птицы. Волонтеры – не орнитологи, и если при мойке у птиц смыли жировой слой, у них нарушена терморегуляция, они не смогут самостоятельно питаться, нужен период реабилитации. Нужны центры реабилитации, которые будут работать под контролем специалистов. В Краснодарском крае уже созданы такие центры, в Севастополе открыта горячая линия для тех, кто обнаружил пострадавших животных. Это действительно страшная катастрофа для всего черноморского побережья.

– Оба затонувших танкера были построены более пятидесяти лет назад и эксплуатировались «на износ». Если уже были подобные аварии, не проще ли было запретить движение таких танкеров в шторм?

– У нас при нынешнем капитализме все эксплуатируется «на износ». Вся страна, все отрасли. Танкер, который «разломился» в 2007 году, был «моложе», построен в 1978 году, возил грузы 29 лет. Тогда судно стояло на якоре, но все равно трагедии не удалось избежать. Чем руководствовались в люди, когда в шторм отправили пятидесятилетние суда в рейс в декабре, да еще с такой загрузкой? Любую проблему проще предотвратить, чем потом расхлебывать такие катастрофические последствия. Суда более пятидесяти лет работали, приносили прибыль. И более тридцати последних лет уже были, насколько я понимаю, в частной собственности. Такие танкеры выпускаются сегодня, причем не где-то за границей, а в России. Заменить на новые не пробовали? На часть своей прибыли просто купить новые танкеры? Дорого? А гибель людей, нанесение невосполнимого ущерба природе – это дешевле? Сегодня в России главное для капиталистов – получить прибыль, а не обеспечить безопасность людей и природы. Если страна не вернется к социализму, если по-прежнему главным ориентиром будет прибыль, нас ждут трагедии в самых разных отраслях. Потому что люди гребут деньги, не задумываясь о будущем. Танкер в 2007 году был списан только после того, как затонул, но должна же быть какая-то грань разумная. Нельзя списывать корабли только тогда, когда они уже лежат на дне, у них есть расчетный предел прочности. Где были контрольные органы, где наша фантастическая «ответственность бизнеса»?

– Согласно информации Минтранса, собственники танкеров сообщили, что поднимут и утилизируют свои суда, откачав из них оставшийся мазут. Глава Минприроды РФ Александр Козлов сообщил, что возмещать ущерб также будут собственники судов.

– Даже просто установить размер этого ущерба – это многолетний тяжелый труд. Погибли дельфины, птицы, иные обитатели моря. Загрязнены лучшие пляжи страны, где ежегодно отдыхают миллионы людей. Как вы все это пересчитаете? Глава правительства Михаил Мишустин создал рабочую группу по координации ликвидации этих последствий, ведется постоянный визуальный мониторинг береговой черты от мыса Панагия до Крымского моста.

Непрерывно работают сотрудники МЧС со всей страны. Десятки тысяч людей задействованы, сотни единиц техники. О каком возмещении ущерба можно говорить в этом случае? Когда задействованы ресурсы всей страны? В этом случае даже приблизительно подсчитать ущерб практически нереально. А вот поставить «на прикол» подобные устаревшие танкеры, запретить им перевозить такие грузы – возможно. Пока не поздно, нужно принимать меры. Капитализм безжалостно уничтожает нашу природу, и его нужно остановить… Нашей власти нужно останавливать безответственных предпринимателей, жестко ограничить их законами, а не работать в симбиозе с таким бесполезным и бессмысленным «бизнесом», готовым только «делать деньги».

– Получается, если сменить общественный строй, таких катастроф можно избежать?

– Не избежать, а предотвратить. Лидер нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов сказал: для того, чтобы избежать тенденцию деградации техносферы в России, нужно вкладывать в обновление оборудования в пять раз больше, чем сейчас. Нынешние собственники, по крайней мере значительная их часть, совсем не думают об этом, используя оборудование и технику до немыслимых пределов. Нужно понимать, что в их цели не входит модернизация и замена техники и оборудования – они нацелены на получение прибыли любыми способами. И изменить эту ситуацию может только КПРФ, у нас есть для этого и люди, и программы. Мы, коммунисты, знаем, где найти эти ресурсы. Но пока у нас власть продолжает играть по правилам нашего бизнеса, работая «в связке» с теми, кто готов выкачивать из страны прибыль любой ценой, ситуация не изменится. Танкеры будут тонуть, трубы рваться, а заводы влачить жалкое существование. Посмотрите ситуацию в Белоруссии. Не они у нас, а мы у них сегодня покупаем технику, станки, электробусы и трактора. Беларусь в двадцать пять раз меньше России. И там все хорошо и с демографией, и с импортозамещением, и с производством. А наши власти по-прежнему предпочитают рассуждать о капитализме «с человеческим лицом», который страшит уже природу.

– Вы считаете, что развитие России тормозят капиталисты?..

– И те законы, которые принимаются благодаря лоббированию нашего бизнеса. Российский сатирик Михаил Николаевич Задорнов как-то сказал, что «мы живем при капитализме – самом негодяйском строе. Но нам внушают, что это демократия…» Нам действительно внушают, что мы живем при власти народа, как переводиться демократия с латинского. На самом деле зачастую выбор делает не народ, а региональные боссы, связанные с бизнесменами и зависящие от них же. У них административный ресурс, большинство в региональных парламентах; медиаресурсы и многое другое, что порой позволяет подменять волю народа желанием наиболее влиятельных и богатых граждан. И такая ситуация не помогает России решать проблемы и развиваться, а наоборот, тормозит развитие страны. И если сегодня наш общественный строй не изменится, все может закончиться катастрофой.

                                       Записал Евгений ФЕДОРИНОВ

Другие статьи автора

Другие материалы номера