Развернуты масштабные работы по ликвидации аварии
В районе мыса Панагия Темрюкского района Краснодарского края началась откачка нефти из танкера «Волгонефть-239». Танкер обнесли специальной дамбой для того, чтобы техника могла подъезжать к нему вплотную. Пока строили дамбу вокруг танкера (обвалку), мазут нагрели до 45 градусов и провели все подготовительные работы. Также очистили от нефтепродуктов и саму акваторию в районе мыса, где стоит судно. Сейчас в работе по откачке мазута из танкера задействованы восемь машин – герметичных битумовозов, все работы идут в круглосуточном режиме.
Руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко в эфире Первого канала рассказал, что предстоит откачать 1408 тонн мазута: «Далее мы утилизируем полностью все судно на железо и вывезем отсюда его полностью, и ничего здесь не будет. Все здесь прямо на месте будет. Полностью все распилим, железо увезем на металлолом. Сейчас вот мы отдаем 20 тонн мазута в битумовоз, и он идет на ж/д состав полностью, и полностью мы сейчас прогреваем следующий танк, следующий – и по очереди так осушим». Водолазы обследовали дно в этом районе и обнаружили затонувшее части «Волгонефть-239», также содержащие нефтепродукты. Их будут герметизировать, а затем поднимать со дна. Специалистам поставлена задача закончить все работы до начала курортного сезона.
Как сообщают МЧС РФ в своем телеграм-канале, «В трех субъектах обследуют 910 километров. От нефтепродуктов очищено более 280 километров берега. Всего с береговой линии собрано 167 578 тонн загрязненного песка и грунта, вывезено 128 231 тонна. В акватории Керченского пролива обследованы 2918,4 квадратных километра, обработаны 42 985 квадратных метров, использовано 4464 килограммов сорбента, собраны 25 тонн нефтесодержащей жидкости».
Продолжаются работы в акваториях портов и пляжей Анапы и Севастополя, там собрано более шестнадцати тонн нефтесодержащих отходов, использовано около тонны сорбента. Возле кормы танкера «Волгонефть-239» собрано почти 14 тонн мазута.
Также обнаружены единичные незначительные выбросы нефтепродуктов от центрального пляжа Анапы до мыса Железный Рог Темрюкского района. В Крыму обследуют свыше 524 километров берега от Керчи до села Портовое, за сутки там собрано почти шесть тонн мазута. В Севастополе спасатели обследуют 165 километров берега между поселками Ласпи и Андреевка. За сутки собрано 0,4 тонны, вывезено 4,5 тонн. Сейчас к ликвидации последствий, по данным МЧС РФ, привлечены более 4300 человек и свыше 740 единиц техники.
Недавно в социальных сетях появились видео, снятые подводными дронами. На них отчетливо видно, что мазут располагается в ложбинах на дне Черного моря в различном количестве. Это означает, что при потеплении он снова окажется на берегу, и процесс контроля и ручной очистки нельзя прекращать ни на минуту.
Колл-центр «Спасай море» (https://spasaimore.ru/ ) продолжает непрерывно принимать звонки от граждан. С момента его открытия уже поступило около трех тысяч звонков. Чаще всего люди интересуются, как зарегистрироваться волонтером, оказать помощь в отмывке птиц, где расположен штаб, как компенсируются затраты на проезд и проживание и т.д. Звонки поступили из Краснодарского края, Казани, Кемеровской области, Владикавказа. Также были обращения по вопросу гуманитарной помощи, а также с предложениями по ликвидации последствий ЧС.
Накануне в Витязево начал работу единый волонтерский штаб (улица Черноморская, 120 Б), куда обращаются добровольцы из разных городов и регионов России, чтобы принять участие в расчистке анапских пляжей от нефтепродуктов. Специалисты проводят для них инструктаж, выдают инвентарь и средства индивидуальной защиты и затем распределяют по участкам, где сегодня проводятся работы.
Напомним, танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» с заполненными мазутом баками попали в шторм 15 декабря 2024 года. Корпуса танкеров не выдержали ударов волн в штормовом море и затонули. Их экипажи удалось эвакуировать, при этом погиб вахтенный матрос «Волгонефти-212». Появилась угроза загрязнения моря 9 тысячами тонн мазута. По сообщениям Минтранса, в море попало около двух с половиной тысяч тонн нефтепродуктов. В результате мазутом оказались загрязнены пляжи, его выносило и продолжает выносить на побережье Краснодарского края и Крыма. Природе нанесен колоссальный урон – на берег до сих пор выбрасывает мертвых рыб, дельфинов и птиц. Организованы волонтерские центры, где сотни добровольцев очищают измазанных мазутом, но еще живых птиц, пытаясь спасти их.
Как сообщает официальный сайт Морской спасательной службы Минтранса РФ (morspas.ru), «специалистами ведется спутниковый мониторинг, позволяющий обнаружить загрязнение нефтепродуктами районов Черного моря, в том числе разрозненные нефтяные пятна в прибрежной акватории. Дежурный специалист берегового операционного центра проводит постоянный анализ гидрометеорологических данных в районе аварии и поддерживает связь с Азово-Черноморским филиалом ФГБУ «Морспасслужба», от которого незамедлительно поступает оперативная информация о ходе проведения аварийно-спасательных работ, а также фактическом наличии загрязнения в акватории в соответствии с данными мониторинга. Круглосуточно ведется экологический мониторинг морской поверхности с использованием снимков от космических спутников, а также прогнозирование движения загрязнения нефтепродуктами».
Спасатели Морспасслужбы уже провели весь комплекс работ, направленных на обнаружение, обследование и определение состояния фрагментов затонувших судов «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Водолазами службы проведено обследование всех частей танкеров. Сейчас продолжается работа по герметизации и недопущению повторных разливов нефтепродуктов из танкеров.
Черное море спасает от катастрофы вся страна. Сколько это стоит в денежном эквиваленте – будет ясно позже. Поэтому остается вопрос об ответственности тех, кто допустил выход таких старых судов с полными танками мазута в море. Арбитражный суд Краснодарского края принял к производству три заявления Новороссийской транспортной прокуратуры о привлечении к административной ответственности владельца танкера «Волгонефть-239», их рассмотрение пройдет 6–10 февраля. Также на начало февраля назначено судебное заседание по иску прокуратуры о привлечении к административной ответственности компании-владельца танкера «Волгонефть-212».
Ространснадзор уже выяснил, что оба танкера находились в Керченском проливе в нарушение сезонных ограничений на плавание в акватории. Сейчас в отношении компаний, владеющих танкерами, проводятся внеплановые проверки в рамках федерального государственного контроля в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта. Очень надеемся, что все судебные решения и проверки смогут исключить повторение такой катастрофы. Уникальная природа Краснодарского края, Крыма и Черного моря, еще одной такой катастрофы может и не пережить.
Евгений ФЕДОРИНОВ
С пляжей Севастополя вывезли более 200 тонн загрязненного мазутом грунта. Такую цифру привел губернатор города Михаил Развожаев. «За 19 января вывезли 21,74 тонны загрязненного мазутом грунта из Качи и Голубой бухты, за все время работ вывезено 212,64 тонны. Вывоз мешков с побережья продолжается», – сообщил он в своем телеграм-канале. По словам губернатора, в государственной ветеринарной клинике Севастополя на реабилитации находятся 30 птиц.
По данным МЧС России, в республике Крым за все время было собрано 482,523 тонны загрязненного песка и грунта. Проведена очистка 181,537 км береговой линии. За последние сутки обследовано 464,98 км береговой линии – от городского округа Керчь до населенного пункта Портовое Раздольненского района.
В оперативном штабе Краснодарского края сообщили, что за время ликвидации ЧС с пляжей Анапы и Темрюкского района собрано и вывезено 169 тысяч тонн загрязненного мазутом песка. За последние сутки было обследовано 55 квадратных километров.
Фото: Телеграм-канал оперативного штаба по ликвидации последствий «Оперативный штаб – Краснодарский край» (https://t.me/opershtab23)

