Светлые марши эпохи

К 125-летию со дня рождения И.О. Дунаевского

В либеральных СМИ можно услышать суждения, которые вкратце уместно сформулировать так: Дунаевский был «сталинским придворным композитором» и «беспечным романтиком убогого сталинско-советского быта». В 1937 г., когда страна содрогалась от разоблачительных процессов над «вредителями» и «врагами народа», повсюду звучали песни Дунаевского, помогавшие «строить и жить», а в кинотеатрах шли фильмы с его жизнеутверждающей музыкой. Попробуем разобраться в оценках, данных либерал-демократами музыкальному творчеству самого выдающегося композитора советской эпохи в жанре «массовая советская песня».

И.О. Дунаевский родился 30 января 1900 года в семье банковского служащего в городке Лаховицы (Украина). Семья Дунаевских была исключительно музыкальной, и часто в их доме проводились вокально-музыкальные вечера. Юные отпрыски Дунаевских легко осваивали музыкальную грамоту. Успехи, которые демонстрировал Исаак, просто поражали родителей. В четыре с половиной года он успешно подбирал на рояле по слуху весь репертуар местного оркестра, игравшего по воскресеньям в городском саду. После серьезных занятий музыкой под руководством местного скрипача-любителя Г. Полянского маленький Исаак начал сочинять свои первые музыкальные пьесы, которые были печальны и грустны. Будущий автор самых мажорных сочинений советской музыки, может быть, и «выплакал» всю грусть в юные годы. (Биография И. Дунаевскогоhttps: // ru.wikipedia.org/wiki)

Ему судьба уготовила стать основоположником массовой советской песни, которая интонационно включала в себя лучшие музыкальные элементы русских, украинских и еврейских песен, которые всегда звучали в родительском доме. Его песни объединяли и сплачивали миллионы советских людей в строительстве самого справедливого общества на земле – социализма. Они без особых усилий перешагнули за пределы СССР, поскольку были проникнуты братской любовью и солидарностью к трудящимся зарубежных стран.

В 19 лет Дунаевский закончил Харьковскую консерваторию и музыкальную карьеру начал с работы скрипачом в оркестре. Скрипка спасала его в голодные годы Гражданской войны. Исааку удалось устроиться в оркестр Харьковского русского драматического театра, который возглавлял знаменитый театральный деятель Н.Н. Синельников. Однако любимым занятием И.О. Дунаевского было сочинять музыку к спектаклям, которые ставились в театре. (Биография И. Дунаевского // https://ru.wikipedia.org/wiki)

В Харькове юноша приобщился к мировой музыкальной культуре, и особенно к русской. Знакомство И. Дунаевского с руководителем джаз-оркестра Л. Утесовым в 1929 году послужило точкой отсчета к Всесоюзной славе его как композитора. Л. Утесов знакомит Исаака Осиповича с молодым, но довольно известным в кинематографических кругах страны кинорежиссером Г. Александровым. Тот, побывав на стажировке в Голливуде, задумал создать по просьбе Сталина искрометную кинокомедию. И. Дунаевский принимает предложение кинорежиссера написать музыку к предстоящему фильму. За основу сценария будущего фильма был взят спектакль «Музыкальный магазин», поставленный Л. Утесовым в Ленинградском мюзик-холле на музыку И. Дунаевского.

Л. Утесов вспоминал: когда растаял последний аккорд музыкальной импровизации к будущему фильму в исполнении И. Дунаевского, Г. Александров был потрясен мастерством композитора. Первоначальное название фильма было «Джаз-комедия». М. Горький, который по просьбе Сталина подключился к режиссуре фильма, предложил изменить название на «Веселые ребята». Для фильма «Веселые ребята» И. Дунаевский написал 19 различных музыкальных номеров, среди которых были песни, частушки, танцы и музыкальные драки. Фильм, прежде чем выйти в прокат в 1934 году, был представлен на международный фестиваль в Венеции. Там он получил первую премию «Золотой кубок». В международном признании фильма была заслуга и И.О. Дунаевского как композитора. «Марш веселых ребят» тогда распевали по всей Италии, а мелодию песни Кости «Как много девушек хороших» в ритме танго итальянские маленькие оркестрики исполняли во многих ресторанах и кафе. Проходивший конгресс мира и дружбы с СССР в 1937 г. в Лондоне, завершился под «Марш веселых ребят».

Правда, в отношении авторства мелодии марша «Веселые ребята» чуть не возник серьезный скандал в творческом сообществе. 28 февраля 1935 г. в «Литературной газете» был напечатан фельетон за подписью Л. Безыменского «Караул! Грабят!». (Безыменский Л. Караул! Грабят! // Литературная газета. 28 февраля, 1935 г.) В нем утверждалось, что мелодия марша есть воспроизведение мелодии песни из американского фильма «Вива, Вилья!», который демонстрировался на Первом Московском кинофестивале.

Была создана авторитетная комиссия, которая пришла к выводу, что И. Дунаевский и композитор американского фильма использовали один и тот же двухтактный оборот из мексиканской народной песни «Аделита». Творческое использование народного мелоса в музыкальных произведениях, по мнению комиссии, не возбраняется, поскольку благотворно влияет на развитие музыкальной культуры любого народа.

В 1936 году И. Дунаевский приступил к созданию музыки к кинокомедии «Волга-Волга». После фильма «Веселые ребята» это была вторая кинокартина по разнообразию используемых музыкальных номеров: в ней были песни, симфонические произведения, куплеты, танцы и разнообразные музыкальные эпизоды. Фильм «Волга-Волга», работа над которым велась более 4 лет, является эпическим полотном о жизни и достижениях СССР второй половины 1930-х годов, своего рода киносимволом той эпохи.

В середине 1930-х годов руководство страны уделяло большое внимание самодеятельному творчеству масс. Тогда появилось большое количество конкурсов (смотров) народного творчества в разных номинациях: вокал, хоровое пение, народный танец, игра на народных инструментах, поэзия, проза. Вершиной конкурсов народной художественной самодеятельности было участие во Всесоюзных смотрах. Если вспомнить творческую судьбу выдающихся деятелей советского искусства (М. Биешу, Г. Вишневская, поэты М. Матусовский, М. Лисянский, Д. Джамбаев, танцор М. Эсамбаев и др.), все они первое свое признание получили в смотрах художественной самодеятельности. В то время появился лозунг «Биться за художественную самодеятельность», поскольку немало руководителей предприятий и организаций не до конца понимали значения этого движения как формы общественной деятельности, одного из важнейших направлений энергии и инициативы народа в любом возрасте в творческое русло.

Режиссер Г. Александров решил отобразить этот конфликт в комедийной форме для советских кинозрителей. Поводом для создания сценария фильма послужила история, которая произошла с ним, когда он работал над своей первой самостоятельной картиной «Веселые ребята». На одном из таких смотров художественной самодеятельности режиссер познакомился с талантливой деревенской девушкой, которую ее начальство, несмотря ни на какие уговоры, не отпускало в столицу для участия в съемках. Этот случай запомнился ему, и он решил отразить его в своей новой ленте, чтобы высмеять бюрократов, мешающих подчиненным реализовать свой творческий потенциал.

Перед тем, как приступить к съемкам фильма «Волга-Волга», творческая группа создателей фильма, среди которых был композитор И.О. Дунаевский, на паровой яхте «Свияга» совершила путешествие по Москве-реке, Оке, Волге, Каме, Белой и Чусовой. Они приставали у многих городов и сел, где знакомились с самодеятельностью жителей, заодно выбирая натуры для будущих съемок, обсуждая вопросы будущей картины. (Александров Г. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1976 г.)

Позднее Исаак Осипович отмечал, что музыкальная вокально-инструментальная составляющая фильма была «стержнем сюжета». Просмотр фильма ориентировал зрителя смотреть на мир более радостно и оптимистично, поднимал жизненный тонус советских граждан. Однако трудно согласиться с теми, кто пишет, что фильм создавал иллюзию «радостного и певучего мира», который якобы существует в Стране Советов. Я, как активнейший участник художественной самодеятельности в советскую эпоху, большую часть жизни проживший в тот период, утверждаю, что в 50–80-е гг. было огромное количество хоров, классов сольного пения и народной песни, оркестров народных инструментов и духовой музыки. Дело в том, что в системе отчетности была графа отчетности руководителей городов и поселков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий по развитию художественной самодеятельности. В крупных домах (корпусах), в которых проживало от трехсот до четырех сот семей, обязательно были «красные уголки», при которых функционировали кружки художественной самодеятельности. И надо признать, что музыкальные вокально-инструментальные сюжеты фильма «Волга-Волга» в немалой степени способствовали пробуждению творчества советских людей в той или иной сфере художественной самодеятельности.

В историко-политическом плане интересна судьба песни «Куплеты лоцмана» на музыку И.О Дунаевского и слова В. Лебедева-Кумача из фильма «Волга-Волга». Режиссер фильма Г. Александров рассказывал историю о том, что в 1942 г. Сталин пригласил посла США Гарримана и прибывшего в СССР помощника президента Гарри Гопкинса посмотреть вместе с ним фильм «Волга-Волга». Гостям фильм понравился, и Сталин, в знак особого расположения, подарил через Гопкинса президенту США Рузвельту копию фильма. Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня «Куплеты лоцмана», посвященная пароходу «Севрюга»: «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колеса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», – президент США воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт». (Некомедийная история комедии «Волга-Волга» // https://dzen.ru/a/WuqqkQQitHJlZJQR)

У поклонников музыкального творчества И.О. Дунаевского сложилось впечатление, что сочинение музыки ему, как в свое время Моцарту, давалось очень легко, без каких-либо особых усилий, в силу гениальности композиторского таланта. Устоявшееся мнение о нем, как о неизменно веселом и «солнечном художнике», не совсем точное. Да, музыкальное мышление композитора очень динамично и эмоционально. Знаменитую «Каховку» он написал за 15 минут. Тем не менее значительная часть сочиненных им песен была не только детищем природного таланта, но и продуктом скрупулезной работы профессионала-композитора. Как у В. Маяковского: «Изводишь ради единого слова тысячи тонн словесной руды», И. Дунаевский строго отбирал и шлифовал музыкальный материал, добиваясь интонационной точности и классической простоты. В итоге рождались песни, которые мгновенно воспринимались аудиторией. Хрестоматийный тому пример – «Песня о Родине».

Композитор в течение полгода написал тридцать пять вариантов, прежде чем достигнуть той мелодии, которая восхищает слушателей и исполнителей до сих пор. На создании песни-гимна категорически настаивал постановщик фильма «Цирк» Г. Александров. По его замыслу, в финале картины герои будут идти по Красной площади. Нужен марш, который будет звучать как гимн! «Но гимнов я отродясь не писал, разве что пародии на них», – пробовал возразить И.О. Дунаевский, на что от режиссера получил жесткий ответ-приказ.

Впоследствии выдающийся поэт В. Лебедев-Кумач, автор, кстати, самой знаменитой песни Великой Отечественной войны «Вставай, страна огромная…» (композитор А. Александров), и соавтор основных совместных песен, говорил композитору: «Все жилы вымотали мы друг другу, особенно ты мне». (Биография И. Дунаевского // https://ru.wikipedia.org/wiki) Это не было упреком: все поэты-песенники знали, что нет в Союзе более строгого редактора слов песен, чем Дунаевский. От своих соавторов он добивался полного слияния текста и музыки. 36 вариантов песни создали соавторы, пока у В. Лебедева-Кумача не родилась первоначальная строчка: «Широка страна моя родная». Теперь стало ясно: будет песня о Родине, бескрайней и могучей. В ней главное слово – «товарищ». В песне не воспевается делением общества на «высшие» и «низшие» социальные слои, расы и народы. Получилась она патетической, легкой по восприятию и поэтому легко запоминающейся.

Услышав тридцать шестой вариант песни, великий русский певец Ф.И. Шаляпин сказал: «Вот эта песня – по мне». С огромным подъемом эту песню исполнял великолепный негритянский певец (бас), лауреат Международной Сталинской премии Поль Робсон. Она стала государственным символом нашей страны: с 1 января 1938 года по 1943 год каждое утро страны начиналось с «Песни о Родине».

Первая музыкальная строчка данной песни в течение многих десятилетий служила позывным на радио и телевидении к официальному сообщению исключительно важного значения. «Эта песня — наш Моральный кодекс, воплощенный в искусстве. В самом деле, вспомните: «Как невесту, Родину мы любим…», «Наше слово гордое «товарищ»…», «Нет для нас ни черных, ни цветных…», «Молодым везде у нас дорога…», «Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей…» – разве все это не святые заветы для наших людей?» (Сидоровский Л. Почаще пойте песни Революции!. Очерки. Ленинград, Советский композитор, 1987 // https://newzfeed.ru/2020/08/17/cit-na-puti-k-belarusi)

С «Маршем энтузиастов» у И.О. Дунаевского произошел вообще казус. Он настолько долго не мог подобрать мелодию к припеву марша, что, по воспоминаниям композитора В. Соловьева-Седого, обратился к друзьям, попросил их стать соавторами произведения. Помог господин случай. Выступал с концертом во время обеденного перерыва в цеху Ленинградского завода «Электросила». После концерта заработали станки. Прислушиваясь к ритмичному гулу станков, композитор «услышал» четкий ритм музыки припева не удававшегося ему до сих пор марша. Он тут же на первом попавшемся клочке бумаги набросал мелодию припева одного из самых величественных маршей советской эпохи.

Талант И.О. Дунаевского, как, между прочим, и самого Моцарта, шел рука об руку с огромной работоспособностью. По воспоминаниям современников, он непрерывно «пережигал» себя, не оставляя зачастую места для спокойствия и отдыха. В жизни он был трудоголиком.

Свое музыкальное творчество он воспринимал как наслаждение. И писал одной из уважаемых им почитательниц его таланта Р.П. Рыськиной (25 октября 1950 года): «Чем напряженнее творческая работа, тем радостнее становится моя жизнь… Я могу доложить Вам, что на сегодняшний день мною уже написано в клавирах семь песен и в эскизах две… Все семь песен с огромным удовольствием приняты на радио и, по общему мнению, являются произведениями высшего класса. Таким образом, Руза (Дом творчества в Подмосковье. – В.К.) действительно исключительно благотворно на меня действует. В прошлую пятницу от пяти минут седьмого до четверти девятого вечера я сочинил… три песни! Из них две, которым, по-моему, суждено яркое будущее. Это «Золотая звезда» Исаковского и «Москвичи» Васильева. Вот Вам и Болдино!». (Шафер Н. Роковой акт. Как погубили Исаака Дунаевского // 2020https://rg.ru/2020/01/30/rodina-isaak-)

По словам композитора Д. Кабалевского: «Если И. Штрауса называли «королем вальсов», то И. Дунаевского смело можно назвать «королем маршей». (Кабалевский Д. О музыке Дунаевского. //https://clib.yar.ru/biblioteka) Бравурные, яркие, с четким ритмом и заразительной музыкальной энергетикой, его марши воспевали радость жизни, смелость дерзаний, полет мечты, любовь к Родине, веру в светлое будущее. Все это нашло соответствующее отражение в вокальных произведениях: «Марш веселых ребят» (из фильма «Веселые ребята»), «Веселый ветер» (из фильма «Дети капитана Гранта»), «Марш энтузиастов» (из фильма «Светлый путь»), «Каховка» (из фильма «Три товарища»), «Моя Москва» и «Спортивный марш» (из фильма «Запасной игрок») и многие другие.

И.О. Дунаевский обладал уникальным даром создания запоминающихся, пленительных по звучанию мелодий. Он говорил: «Нет песни без прекрасной, живой мелодии». В силу мелодичности его песен, запоминавшихся слушателями чуть ли не после первого их исполнения, он, как композитор, приобрел широчайшую популярность в народе. Его песни «Ой, цветет калина», «Каким ты был», «Колыбельная» воспринимаются сегодня как народные. За сравнительно небольшую по годам жизнь (И. Дунаевский умер в 55 лет) он написал 12 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, музыку к 88 драматическим спектаклям и 32 кинофильмам.

Безусловно, главными самыми дорогими для него «жемчужинами» в музыкальном творчестве были песни. Их он написал свыше 100. (Силин А. Советский Моцарт // https://vk.com/wall371792523_555) Как композитор, И. Дунаевский доказал, что в музыкально-вокальном искусстве нет низших форм и жанров. Он поднял «легкую» бытовую музыку на пьедестал подлинного искусства. Универсальность и легкость его музыки сочетались с умением услышать и пересказать музыкальным языком то, что говорило и диктовало время.  

Его музыка воспевала не мещанина, не индивидуалиста, живущего сиюминутными, исключительно личными интересами, а гражданина великой страны, готового к дерзаниям и подвигу в труде и на фронте. Его песни требовали от исполнителей проявления не только настоящего мастерства, но и гражданской позиции, патриотизма. Певец, который не любит свою Родину, никогда не споет вдохновенно песни И. Дунаевского. Такому певцу они будут просто не по душе. Если он и споет их, они интонационно будут звучать фальшиво.

С началом Великой Отечественной войны возможность «счастливо жить в звуках» для И.О. Дунаевского закончилась. Он не тяготел к трагедийным образам и неоднократно повторял, что его стезя – «муза мирного времени», но вел общественно-полезную работу. Л.В. Данилевич, автор первой послевоенной брошюры о его творчестве, писал: «Военные песни Дунаевского менее известны, чем его песни, созданные в довоенные годы. Дунаевский – певец радости, счастья. В его палитре светлые, радужные краски преобладают над суровыми, драматическими. В этом причина того, что военные песни Дунаевского менее увлекательны и ярки, нежели песни о мирной жизни». (Шафер Н. Роковой акт. Как погубили Исаака Дунаевского // 2020https://rg.ru/2020/01/30/rodina-isaak-)  

В годы войны под его руководством ансамбль песни и пляски железнодорожников выступал на предприятиях Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также в воинских частях. В этот период в среде его коллег родился для него очень несправедливый в творческом отношении афоризм: «Иссяк Осипович!», автором которого оказался композитор Никита Богословский. В свое время И.О. Дунаевский рекомендовал этого молодого композитора режиссеру В. Вайнштоку, приступившему к съемкам фильма «Остров сокровищ». Эта «шутка» преследовала Дунаевского почти до самой смерти, породив в нем внутренний страх исписаться как композитор. Внешне он держался, но внутренне часто переживал. «Боже мой, – писал он в декабре 1949 года Р.П. Рыськиной, – сколько людей за последние годы радовались тому, что, как им казалось, Дунаевский исписался! Торжествовали они рано. Изредка я бью их по голове весьма ощутительно. Почему изредка? Потому что здесь много «потому что». И прежде всего потому, что мне надо выпускать в свет только хорошее. Срывов мне не прощают. Я думаю, что «Веселая ярмарка» («Кубанские казаки». – В.К.) явится очередным ударом, хотя, пожалуй, уже все убедились в том, что причислять меня к творческим трупам еще рановато…» (Дунаевский И. Письмо Рыскиной Р.П. декабрь 1949 г. // [/ Н.Ш)

И все же годы Великой Отечественной войны он написал одну песню на военную тему, которая не только осталась в памяти народной, но и стала официальным гимном столицы нашей Родины. Речь идет о песне – «Моя Москва», сочиненной им весной 1942 г. на слова выдающегося ярославского поэта М. Лисянского и режиссера ансамбля песни и пляски железнодорожников С. Аграняна. Весной 1943 года ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников под управлением И. Дунаевского оказался в Москве и на одном из правительственных концертов исполнил несколько раз на бис «Мою Москву». Сталин дал указание записать грампластинку. Руководство Радиокомитета заметило, что в песне не упоминается Сталин. После отказа И. Дунаевского изменить текст оно само внесло поправку, заменив две строчки «Я приеду в мой город могучий, где любимая девушка ждет» на строчки «Я приеду в мой город могучий, где любимый мой Сталин живет». Когда песня прозвучала в эфире, но уже с новыми строчками, Сталин, которому был известен первый вариант песни, позвонил первому секретарю Московского горкома ВКП(б): «Товарищ Щербаков! Надеюсь, Вы слышали сегодняшний концерт по радио и песню о Москве Дунаевского. Хорошая песня… Только не объясните ли мне, где это девушка Сталиным стала?». («Хорошая песня… Только как это девушка Сталиным стала?» https://dzen.ru/a/YNNJ9P4E3EC7zAhu) Песня стала символом сопротивления врагу и единения советских людей для отпора немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

В течение определенного времени И.О. Дунаевский пытался написать песню о Сталине, но безрезультатно. История такова. 9 сентября 1937 г. в газете «Правда» – центральный печатный орган ВКП(б) – были опубликованы стихи на слова пензенского автора Михаила Инюшкина под названием «Песня о Сталине, мудром, родном и любимом». Музыку к ней сначала написал И. Дунаевский. Для ее оперативной записи в студию пригласили лучшие музыкальные коллективы страны — Государственный хор под управлением Н. Данилина и Государственный симфонический оркестр под управлением А. Гаука. В назначенный час в рабочем кабинете Сталина собралась группа людей из его ближайшего окружения, чтобы прослушать новую песню И.О. Дунаевского. Сталин внимательно слушал пластинку, а когда она отзвучала, после небольшой паузы сказал: «Товарищ Дунаевский применил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел. Пусть он пишет песни не для товарища Сталина, а для всего советского народа». (Максим Дунаевский: «Песни надо петь душой, а не голосом, как говорил Утесов» // https://nversia.ru/rubric/view/id/5800/)  

Действительно, эту песню так никто и не запел. А пластинка с ее записью как оперативно появилась в магазинах культтоваров, так же оперативно из них и исчезла. Когда на эти слова была написана «Кантата о Сталине» руководителем Ансамбля песни и пляски Советской Армии А. Александровым, песня И. Дунаевского была забыта навсегда. («Кантата о Сталине» — пензенская тропинка в жизни Исаака Дунаевского // https://russia58.tv/news/18462/)

Л. Шемета, автор статьи «Дунаевский и Сталин», бездоказательно, исключительно питая антипатию к Сталину, отмечает: «…После чего, наверное, в душе у Сталина зародилось чувство злобы на композитора. Да только время для мести еще не было подходящим. Как известно, Сталин был мудр и хитер и очень ревностно относился к соотечественникам, популярность которых в народе могла граничить с его собственной. И если кто-то из них неосмотрительно мог ущемить его лично, то в душе вождя возникало чувство мести, осуществление которой затягивалось на годы». (Шемета Л. Дунаевский и Сталин // http://www.dunaevski.ru/content/view/583) Спрашивается, как подобного рода суждение согласуется с тем фактом, что весной 1941 г. в печати опубликовали список первых лауреатов Сталинской премии в области литературы и искусства, и в их числе был Дунаевский? Ему присудили премию за музыку к фильмам «Цирк» и «Волга-Волга». Последний фильм Сталин просто обожал, и в немалой степени этому способствовала музыка великого композитора. О каком сведении счетов с композитором у Сталина могла идти тогда речь?

Вначале 1947 г. в павильонах Пражской киностудии «Барандов» проходили съемки картины Г. Александрова «Весна» с музыкой И.О. Дунаевского. Впервые Исаак Осипович оказался за границей. Политическая обстановка в Чехословакии тогда была нестабильной. Дунаевский без согласования с советским посольством дал интервью корреспондентке местной газеты правого толка. Она, конечно, преподнесла его интервью в соответствии с ее политической ориентацией. Вскоре об этом стало известно Сталину. Когда на стол Сталина лег список кандидатов на присуждение очередной Сталинской премии за выдающиеся достижения в области музыкального искусства, он вычеркнул фамилию И.О. Дунаевского, дав понять ему, насколько следует, с учетом огромного авторитета композитора, быть политически корректным за рубежом.

О запрете ему на композиторскую деятельность не могло идти и речи. Выдающийся кинорежиссер И. Пырьев, боготворивший талант И.О. Дунаевского и называвший его «советским Моцартом», предложил ему работу над музыкой к своему новому фильму «Кубанские казаки». И великий маэстро с новым вдохновением стал сочинять музыку. И.О. Дунаевский каскадом прекрасных песен и музыкальных фрагментов доказал, что он по-прежнему невероятно талантлив и находится в прекрасной творческой форме. Сталин, посмотрев его до массового проката, пришел в восторг. Среди получивших Сталинскую премию за создание этого фильма (драматург Н. Погодин, режиссер И. Пырьев, оператор В. Павлов, актеры М. Ладынина, С. Лукьянов, В. Давыдов, В. Володин, К. Лучко, А. Петров) оказался и И.О. Дунаевский.

Как же И.О. Дунаевский относился лично к Сталину и его политике? Как у и миллионов советских людей, у Исаака Осиповича на первом месте в жизни было творчество, и он свято верил в правильность политики Советского государства. Если кого-то и арестовывали невинно, значит, разберутся и справедливость восторжествует. Советские люди, жившие в тот период, не воспринимали общественную атмосферу, в которой они находились, как ужасную, а, наоборот, как необходимую данность, благодаря которой можно выстоять против внутренних и внешних врагов.  

Не случайно, когда началась Великая Отечественная война, граждане страны в своей массе грудью встали на защиту социалистического Отечества, кидались под танки и голодными стояли у станков и творили искусство. Перегибы в репрессиях воспринимались не как умысел властей, а как проявление чрезмерной ретивости исполнителей решений партии и правительства на местах или следствие умышленных действий врагов, пробравшихся в органы советской власти. Этим объясняется феномен веры людей в правоту действий высших руководителей страны. Вот почему огромное число людей писало письма и обращения первым лицам государства. Они верили в честность их действий и поступков. Народ знал, что у Калинина и Молотова, несмотря на их высокое должностное положение, жены оказались в тюрьме за антисоветскую деятельность.

Осмысливая ту атмосферу, в которой жили тогда советские люди, становится понятным, почему эти женщины, выйдя из тюрьмы, не характеризовали Сталина как тирана, даже после его смерти. С. Аллилуева, дочь Сталина, отмечает, что в одной из бесед с женой Молотова у них на квартире (1967 г.) она заявила ей: «Твой отец был гений. Он уничтожил «пятую колонну», и, когда началась война, партия и народ были едины». (Алилуева С. Только один год. Нью-Йорк, 1970. С. 333 // Электрон. ресурс)

В конце 40-х – начале 50-х годов И.О. Дунаевский подвергся серьезной критике со стороны композиторского сообщества за непоследовательность в оценке деятельности ряда советских композиторов. Пренебрежительно отзывался он о Соловьеве-Седом, Блантере, Мокроусове, Фрадкине, то вдруг начинал хвалить их музыку. Однако И.О. Дунаевский во всех случаях был объективен и последователен. С одной стороны, он на самом деле восхищался песенными достижениями этих замечательных композиторов, с другой — стыдился за них. Ему, блестяще образованному и в музыкальном плане технически оснащенному музыканту, было неловко сознавать, что некоторые его коллеги являются просто хорошими мелодистами и вынуждены были постоянно прибегать к услугам аранжировщиков, поскольку не в состоянии сделать самостоятельно партитуру. Подобные композиторы-песенники, считал Дунаевский, компрометируют жанр советской песни.

В рамках борьбы с «безродными космополитами» ряд музыкальных критиков в те годы (Т. Ливанова и Л. Лебединский) доказывали, что творчество И.О. Дунаевского по своему интонационному строю примыкает к музыкальной культуре Запада и, следовательно, совершенно «чуждо советскому народу». Т. Ливанова писала: «Подчеркнем здесь со всей силой, что та линия советской песни, которая идет от «Марша веселых ребят»… не имеет ничего общего ни со старой русской песенной традицией, ни с традицией революционного фольклора!» Л. Лебединский отмечал: «Ни одна песня Дунаевского (за исключением «Песни о Родине») не раскрывала богатый духовный мир советского человека». (Шафер Н. Роковой акт. Как погубили Исаака Дунаевского // 2020https://rg.ru/2020/01/30/rodina-isaak-)  

С позиции сегодняшнего дня мы видим, насколько надуманными были обвинения в адрес музыкальной деятельности И.О. Дунаевского. Следовательно, обидное в оценке его музыкальной деятельности он получал не столько от партийных властей, сколько от коллег по творческому цеху.

И.О. Дунаевский верно служил социалистическому Отечеству и, как тысячи композиторов и поэтов, воспевал его в своем творчестве и никогда не вступал в сделку с совестью. На что в Российской империи мог рассчитывать Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский? Стать банковским служащим, как его отец Цале-Йосеф Симонович, завести немало детей (у Дунаевского было четыре брата и сестра) и растить их в постоянном ожидании еврейского погрома? Как это зачастую имело место в царской России. Или отречься от веры предков, принять православие, чтобы вырваться за пределы черты оседлости, а там уже как сумеешь пробиться? Вот почему главную роль в мажорном восприятии И.О. Дунаевским советской жизни сыграла Октябрьская революция 1917-го года. Навсегда в прошлое ушла черта оседлости, евреи получили равные права с другими нациями, а слово «товарищ» заменило «господ» и «милсударей». И оно стало действительно «дороже всех красивых слов».

Друзья и близкие композитора запомнили его обаятельным, несколько стеснительным, но в то же время чрезвычайно энергичным человеком. В нем привлекало все: щедрость души и необыкновенная человеческая доброта, любознательность, колоссальная работоспособность, и, конечно, самоирония. Так, в шутку он любил приводить один разговор с женой. «Мы стали лучше жить. – Она в ответ: «Как ты это заметил?» – Соседи чаще стали просить в долг». (Биография И. Дунаевского // https://ru.wikipedia.org/wiki)

P.S. Душным вечером 25 июля 1955 года ярославская молодежь и люди старших возрастов собрались в городском парке в районе бывшего Дома офицеров на встречу с любимым композитором Исааком Осиповичем Дунаевским. Прошел час, пошел второй, а концерт не начинался. Народ не желал расходиться. Терпеливо ожидая его, начали петь любимые песни на музыку своего кумира. Около девяти вечера на сцену вышел представитель Ярославской областной филармонии. По его медленной походке, вогнутым плечам и скорбному лицу собравшиеся зрители сразу догадались: что-то случилось ужасное. Наступила звенящая тишина. Он произнес, что скоропостижно от сердечного приступа у себя дома скончался И.О. Дунаевский. Не только у девушек, но даже у молодых людей, не говоря о людях старшего возраста, навернулись на глазах слезы. Ярославцы были первыми, кто узнал о безвременной кончине великого маэстро советской песни.

                                                                                                            В.И. КОРНИЛОВ, 

                                                             лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов (номинация: вокал)

г. Ярославль

 

 

Другие статьи автора

Другие материалы номера

5.0 / 3


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 1
    Сначала новые