С Лениным в сердце

Заметки к 125-летию со дня рождения писателя Л.В. Успенского

Думая о Льве Васильевиче Успенском, о встречах и беседах с ним, невольно вспоминаешь ленинский афоризм: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». И хотя Успенский членом партии не был, жизнь его ясно подтверждает понятие «блок коммунистов и беспартийных», способствовавших победе народа в годы Великого Октября, Гражданской войны, социалистического строительства, во времена Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и культуры в послевоенный период.

Я уже писал о Льве Васильевиче Успенском (1900–1978) в «Советской России» пять лет назад, сегодня же мне хочется обратить внимание наших читателей на то, какое влияние оказал образ и деятельность Владимира Ильича Ленина на мировоззрение и работу этого незаурядного человека.

Я брал интервью у Льва Васильевича Успенского в его квартире на Красной (Галерной) улице и вот привожу сейчас ее фрагменты. Поводом же к встрече послужило найденное им в архиве и написанное после войны неизвестное стихотворение Александра Прокофьева об их любимом городе Ленинграде: «Я счастлив, что в городе этом живу, / Что окна могу распахнуть на Неву, / Я вижу, как зори над нею играют – / Так сильно, так ярко, что волны пылают… / Все грозы, все бури наш город осилил, / Он воин, любимый Советской Россией, / И гордый стоит он в красе небывалой, / И Ленина орден – на бархате алом».  

Спокоен по виду Лев Васильевич, но заметно все-таки, сколь волнуется он, говоря на дорогую, незабвенную и выстраданную тему – ленинградскую, ленинскую:

– Мое внимание к Владимиру Ильичу Ленину обратилось довольно рано и по причинам, так сказать, социально-личностным. Наш род – Успенских – происходил из дворян и из разночинцев, а Ленин был, как известно, дворянин. Любимыми книгами у него были книги классические, а их авторы – опять же – дворяне и разночинцы. Октябрьская революция упразднила всю эту нелепую градацию, соединив всех нас в единый советский народ. А без всенародного единства победу в Гражданской войне и в Великой Отечественной войне представить весьма затруднительно. Я был фронтовым корреспондентом на Балтфлоте и знаю, как воевали люди разных национальностей – мужественно, отважно, не щадя своей жизни.

– Владимир Ильич сыграл большую роль в истории вашей семьи…

– Да, большую, если не сказать, огромную. Отец мой, Василий Васильевич Успенский, всегда старался поступать по справедливости, и четкие, реалистичные ленинские принципы построения общества на справедливых началах импонировали ему. Геодезист и педагог, он с 1913 года читал лекции в «Обществе межевых инженеров» и, будучи атеистом, посещал «Религиозно-философское общество», дискутировал там с оппонентами. После Октябрьской революции он наотрез отказался участвовать в саботаже советской власти, поступил на работу в самоуправление Москвы и, спустя недолгое время, стал одним из основателей и руководителей Высшего геодезического управления, созданного по декрету, подписанному Владимиром Ильичом.

– Лев Васильевич, у Ленина было много псевдонимов. Расскажите, пожалуйста: почему Владимира Ильича, еще совсем молодого человека, стали называть Стариком?

– На этот вопрос четко ответил Глеб Максимилианович Кржижановский.

Успенский подходит к одному из книжных шкафов, берет книгу, листает и читает: «За обнаженный лоб и большую эрудицию Владимиру Ильичу пришлось поплатиться кличкой Старик, находившейся в самом резком контрасте с его юношеской подвижностью и бившей в нем ключом молодой энергией. Но те глубокие познания, которыми свободно оперировал этот молодой человек, тот особый такт и та практическая сноровка, с которыми он подходил к жизненным вопросам и к самым разнообразным людям, его необыкновенное умение поставить себя среди рабочих, к которым он подходил, как это верно отметила Надежда Константиновна Крупская, не как надменный учитель, а прежде всего как друг и товарищ – все это прочно закрепило за ним придуманную нами кличку…»

Лев Васильевич Успенский родился 8 февраля (27 января) 1900 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Василий Васильевич, до революции служил в главном управлении уделов, что располагался на Литейном проспекте; мать – Наталья Алексеевна Костюрина, была дочерью псковского помещика. С юных лет Лев проявил тягу к различным языкам, писал стихи, интересовался естественными науками. По окончании престижной гимназии К.И. Мая юношу призвали в армию; но участвовал он в Гражданской войне, согласно своим уже четко выработанным идейным убеждениям, на стороне Революции – был топографом штаба Десятой стрелковой дивизии Красной Армии. Получив тяжелое ранение, демобилизовался и работал землемером, помощником лесничего. Возвратившись в Ленинград, начал заниматься литературой уже всерьез, печатался в популярных журналах «Чиж» и «Еж», которые выписывали родители и мне, дошкольнику. В журнале «Костер» Успенский заведовал научно-познавательным отделом, выпустил книжку «Кот в самолете».

Круг жанровых интересов Успенского был необычайно широк. Писал он фантастику (в соавторстве), опубликовал исторический роман «Пулковский меридиан» о событиях 1919 года, в которых участвовал, в 1939 году ступил в Союз писателей СССР, в 60–70-е годы возглавлял приемную комиссию Ленинградской писательской организации, немало сделав для ее достойного пополнения. Интересно отметить, что спустя пятнадцать лет он напишет роман «Шестидесятая параллель», где действие происходит в тех же самых, дорогих сердцу ленинградца, местах, что и в «Пулковском меридиане», но в исторически новых условиях. Попробует продолжить работу в жанре фантастики, однако бросит, наблюдая, как иные литераторы используют этот жанр для «фиг в кармане», а его, ни дать ни взять, «старомодные» произведения отодвигаются издателями из конъюнктурщиков куда-то в прямо-таки плохо видимую даль.

Ему, офицеру флота, писавшему заметки, статьи, очерки во фронтовую газету «Боевой залп» Кронштадтского района, получившему орден Красной звезды, претила любая двусмысленность, любая неискренность, и он снова берется за углубленное исследование русского языка, выпускает книги «Слово о словах», «Ты и твое имя», «Имя дома твоего», «Почему не иначе?: Этимологический словарь школьника», «Загадки топонимики», «Закон буквы», «Культура речи» и другие, утверждая, что «оборонять будущее Родины и всего человечества от ненавистных врагов, сокрушать тяжкие заблуждения прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим гневом мы способны только при помощи слов. А слова составляют язык».

Таким прекрасным русским языком написаны все книги Успенского, в том числе и интереснейшие «Записки старого петербуржца» и «Мифы древней Греции», «По дорогам и тропам языка». Вот и заканчивая ту нашу беседу, Лев Васильевич подчеркнул:

– Владимир Ильич Ленин решительно выступал в защиту русского языка, боролся за его чистоту и как человек, и как политик. Во множестве мест земного шара поработители отнимали у порабощенных народов всё, что те имели, вплоть до языков их. Чтобы люди добивались успехов в освободительной борьбе, нужно восстанавливать и очищать их поруганную речь, изучать историю родного языка. Для нас, русских, это великий язык великого русского народа.

***

Есть выражение: «С Лениным в сердце». Когда-то из-за неумеренного употребления оно как бы потускнело, но теперь вновь обрело свой глубокий смысл, историческое значение, устремленность в будущее. Поэтому и хочется закончить эти заметки словами: «С Лениным в сердце, вперед!»

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург-Ленинград

Другие статьи автора

Другие материалы номера

4.0 / 4


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 0
    Сначала новые