За время Великой Отечественной войны этот летчик-ас прошел все ступеньки авиационной карьеры – был пилотом, старшим пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.
Он воевал на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах.
За его плечами были оборона и освобождение Кавказа и Кубани, освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.
За годы войны он совершил более 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолетов противника, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика.
Невероятно, но сам он ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни единого попадания в бою! Его все считали заговоренным. А сам он любил повторять одну заповедь: «Воздушный боец не только тот, кто сбивает, но и тот, кто умеет сам не быть сбитым».
Дважды Герой Советского Союза.
Заслуженный военный летчик СССР.
Маршал авиации.
Доктор военных наук.
Профессор.
Депутат Верховного Совета СССР 6–8-го созывов.
Автор более 140 научных работ и книг: «Служение Отчизне», «Боем живет истребитель», «Резерв высоты», «Тактика в боевых примерах».
Был участником Парада Победы в Москве в июне 1945 года и более 20 военных парадов на Красной площади.
9 мая 1985 года на параде в честь 40-летия Великой Победы ему было доверено пронести Знамя Победы по Красной площади.
Владимир Высоцкий посвятил легендарному асу песни: «Их восемь – нас двое…» и «Песня о погибшем летчике».
Звали этого летчика Николай Михайлович Скоморохов.
***
Родился будущий летчик-ас 19 мая 1920 года в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской области, в семье потомственных волгарей.
Он был правнуком бродячих комедиантов (скоморохов), осевших на Волге после разгрома восстания С. Разина, внуком бурлака, сыном рыбака и матроса.
В 1928-м году Коля пошел в школу в селе Лапоть.
Во время коллективизации у семьи Скомороховых отобрали корову и Карего – любимую лошадку Николая. Мальчик страшно переживал. Вскоре Карего не стало…
К слову. Николай – дважды Герой Советского Союза, боевой офицер – вернулся в родное село после войны. Среди встречающих он увидел мужчину, который отбирал Карего. Пошел навстречу. У того глаза забегали, и он оцепенел: у Николая висел пистолет с правой стороны. Что думал тот рьяный земляк, неведомо. Николай подошел, поздоровался. Рука здоровающегося с ним мужчины дрожала.
Чтобы не ошибиться, не выпуская руки, спросил: «Мама, это он?»
– Да, сыночек… Господь с ним! – сказала мать.
Николай промолчал… Отпустил его руку, пристально посмотрел в глаза. Больше этих глаз он не видел. Назавтра односельчанин уехал из села навсегда…
***
В 1930-м году в поисках заработка семья перебралась в город Астрахань. Там Николай учился в НСШ №21 до 1935 года. Отец с сыном подрядились «метать» сети под воблу. Ну, а для этого приходилось утром в полпятого встать и до школы успеть связать с десяток метров мелкоячеистой сети. Несмотря на все это, Николай окончил семилетку.
В 1935–36 гг. – учеба в ФЗУ №12 при судоремонтном заводе им. III Интернационала.
В 1936–39 гг. Николай работал на этом заводе слесарем и токарем.
С сентября 1939 года по декабрь 1940 года Скоморохов, с детства пристрастившийся к чтению, учился в Астраханском краевом библиотечном техникуме.
Вскоре произошло событие, изменившее всю его жизнь. Николай впервые увидел самолет «У-2», приземлившийся в их поселке. Запал ему в душу самолет. Он и не думал, боялся думать, что вот вдруг он полетит на таком самолете когда-то. Но ему так хотелось этого, так хотелось… Желание летать привело его в марте 1940 года в Астраханский аэроклуб им. М.В. Водопьянова.
С тех пор он не представлял себе жизнь без авиации. После окончания техникума Николай добровольцем ушел в Красную Армию. Он был направлен в летную школу в город Батайск Ростовской области (6 декабря 1940-го года).
***
Когда началась Великая Отечественная война, Николай был курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов им. А.К. Серова.
Сразу после окончания летной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП (истребительный авиационный полк), вооруженный самолетами «ЛаГГ-3».
Это произошло в конце ноября 1942-го года. В это время шли ожесточенные бои на Волге, у Сталинграда, и в горах Кавказа.
В полку Николая кто-то сразу же окрестил «скоморохом». Именно такой позывной будет у него все годы войны.
1-е боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа. Тогда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова) базировался на Адлерском аэродроме.
На боевые операции посылались опытные летчики. А ему – новичку – чаще всего приходилось в паре с кем-то совершать разведывательные полеты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела.
В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолетов и зажали «мессеры». Лишь исключительная природная одаренность Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей.
Летчиков не хватало. И потому, хотя Николай был новичком, его посылали на боевые задания. И ему однажды пришлось ввязаться в первый свой бой с врагом.
Над нашей передовой завис «FW-189» («рама») – немецкий разведчик, корректирующий действия артиллерии. Звено «ЛаГГ-3» устремилось в атаку. Его командир капитан Дмитриев меткой очередью сбил фашиста. Скоморохов, наблюдал это, как бы со стороны, хотя сам находился неподалеку в воздухе. Он был поражен, как всё это произошло: без всякого напряга и очень изящно.
Вскоре довелось открыть боевой счет и «товарищу младшему сержанту». Случилось это в январе 1943 года над горами севернее Лазаревской. Вновь «рама» висит над нашей передовой, занимаясь разведкой. Скоморохов обнаружил разведчик «FW-189» и атаковал его сверху.
- Вот что вспоминал сам Скоморохов:
«…Проклятущая «рама». Мы знали: если сразу ее не сразишь – потом с ней трудно управиться… вышел прямо на «раму» и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы. Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо».
В том бою родился замечательный снайпер. Теперь все свободное время он изучал схемы воздушных боев, проводил математические расчеты, постигая теорию стрельбы по быстро двигающей воздушной цели.
Росла теоретическая подготовка, появились и успехи в воздухе.
22 февраля 1943-го года Николай преподнес сам себе подарок к юбилею Красной Армии, сбив «Ju-87» – пикирующий бомбардировщик, или «лаптёжник», как его у нас называли.
Через неделю – 1 марта 1943-го года – снова победа. На этот раз был сбит «Ме-109».
***
В марте 1943-го года полк отозвали с фронта для пополнения и перевооружения на новые истребители «Ла-5».
После возвращения полка на фронт, 14 июня 1943 года, произошел бой над своим аэродромом – Нижней Дуванкой.
Тогда всё происходило словно в пропагандистском фильме. Шло партсобрание, на котором обсуждался вопрос о приеме Николая в партию. И тут последовала команда «На вылет!». Скоморохов с ведомым В. Шевыриным поднялись в воздух. Используя невысокую облачность, они сбили 2 «FW-190». И в мокрой от боя гимнастерке менее чем через час Николай вновь предстал перед импровизированным президиумом. В партию его приняли единогласно…
В боях на Курской дуге 24 июля 1943 года Скоморохову довелось сбить 3 фашистских истребителя «Ме-109».
Следует отметить, что в тот день в одном из боев у его самолета заглох мотор. Всё шло к падению. Фашистский летчик внимательно наблюдал за исходом ситуации, предвкушая легкую победу. Однако Николаю в критической, смертельно опасной ситуации удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с зазевавшимся врагом.
В конце августа забытому в сержантах летчику было наконец-то присвоено звание младшего лейтенанта.
И вскоре Николай был назначен командиром звена.
4 декабря 1943 года группа «Ил-2» направлялась на бомбардировку вражеских позиций. Ее сопровождала четверка «Ла-5».
В районе цели вверху появилось 8 «мессеров», которые попытались атаковать наши самолеты для предотвращения бомбардировки.
Скоморохов бросил свою четверку наперерез врагу. Атаки шли одна за другой. Строй фашистских машин был разрушен, и они покинули поле боя. «Ильюшины» благополучно отбомбились. А Скоморохов успел за короткое время схватки сбить 2 истребителя противника.
- Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:
«4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность «Ильюшиным» полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х «мессеров», принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу».
В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им «Мессеров» и «Фоккеров», одержал свою 13-ю победу.
Вот 2 эпизода той поры:
Эпизод 1-й.
Четверка наших истребителей, возглавляемая Скомороховым, летела на прикрытие наших наземных войск.
Впереди в разрыве облаков мелькнули 2 вражеских «фокке-вульфа».
Не раздумывая, Николай бросился в атаку. Меткая очередь – и один из фашистов, кувыркаясь, полетел на землю.
А вот и основная немецкая группа, задачей которой в тот день была штурмовка наших передовых частей. Их 10. Наша четверка помчалась на врагов, и те, сбросив беспорядочно бомбы, развернулись в обратный путь.
Тут же появились еще 2 группы: 16 «Fw-190» и 4 «Ме-109».
Направив одну пару наших «Ла-5» на связывание «мессеров», Скоморохов со своим ведомым бросился на «фокке-вульфы». Требовалось не допустить их до прицельного бомбометания.
Скоморохов короткой очередью сбил одного врага. И в ту же секунду мимо него свалился на землю истребитель, сбитый Горьковым. 2 десятка фашистских самолетов спасовали перед неординарными действиями советской четверки, заставившей их сбросить бомбы на головы собственных солдат и поспешно бежать.
На земле догорали 3 самолета врага…
Эпизод 2-й.
При отступлении немцы решили взорвать Днепрогэс. Могла погибнуть гордость нашей страны. Разведка донесла, что плотина уже заминирована. Наземная операция могла не успеть. Необходимо было обнаружить, каким образом с воздуха можно предотвратить катастрофу. Операцию взял под личный контроль Верховный Главнокомандующий.
В разведку были отправлены Скоморохов с ведомым Овчинниковым.
До середины Днепра им удалось добраться без проблем. Ну, а дальше их встретил такой плотный заградогонь, что, казалось, они не летели, а лавировали между снарядными разрывами. Но им же нужно было не просто полетать там, а следовало скрупулезно отснять всю плотину. Да еще и пленку в штаб доставить неповрежденной. 2 раза они пролетели мимо плотины, 2 пленки уже были отсняты. Но Скоморохов решил, что для подтверждения уже полученных данных надо еще одну пленочку приобщить. И вот 2 самолета, как будто связанные невидимой веревочкой, скользят то над самой водой, то поднимаются до верхней кромки изогнутой бетонной стены. А фотоавтомат щелкает и щелкает. В это время бешеная стрельба зениток стихла, и к паре «Лавочкиных» устремилась четверка «мессеров».
Съемка закончена. Но в бой вступать нельзя – слишком дорогой груз в кабине. Да и горючее на исходе. Надо «делать ноги». «Мессеров» уже 3 пары, трассы пулеметных выстрелов перекрещиваются над самой кабиной. Советская пара взмывает резко вверх, из моторов выжимается значительно больше, чем рассчитывали конструкторы. Так же резко, почти в пике, ведущий мчится вниз, только над самой землей, когда кажется, уже всё, – самолет выправился и, странно покачиваясь, потянулся к своему аэродрому. Немцев нет, расстреляв весь боекомплект, они убрались восвояси.
Через два часа следует новый приказ: «Всё повторить». И снова та же пара трижды проносится мимо плотины, фотографируя всё, что только попадает в объектив. И снова зенитки. И вновь на третьем заходе «мессеры». Отличие одно, на обратном пути у Скоморохова резко поднялась температура. И летчик вынуждено совершил посадку в поле. А очнулся в госпитале: жестокий приступ малярии, привязавшейся к нему еще в детстве, сразил его в самый неподходящий момент.
Пленки в тот же день были отправлены по назначению.
Наши штурмовики разбомбили все кабели, подводящие электроэнергию к заложенной взрывчатке, плотина была спасена…
***
В начале 1944-го года из лучших летчиков 295-й ИАД была создана «эскадрилья охотников». В ее задачу входило в свободном полете обнаруживать немецкие самолеты и уничтожать их.
Заместителем ее командира – Николая Краснова – был назначен Николай Скоморохов.
В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин.
Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м ИАП, тесно взаимодействуя в воздухе с его летчиками.
За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолетов противника.
Но затем была расформирована. Потому как полки, давшие туда лучших своих бойцов, понесли в боях тяжелые потери. И командиры настояли на возвращении своих «орлов».
Скоморохов был переведен на должность комэска первой эскадрильи в 31-й ИАП, которым командовал Онуфриенко.
Случилось так, что летчики фашистской «Бриллиантовой двойки» сбили в бою друга Николая Скоморохова.
«Бриллиантовой двойкой» называли немецкую пару истребителей, летчики которой были награждены лично Гитлером бриллиантовыми крестами за особые заслуги в войне. Таких пилотов набралась целая эскадрилья. Их самолеты легко было опознать по ярко-желтому коку винта. Как правило, они летали парой. Это были асы из асов.
20 мая 1944 года именно такая пара сбила над Дунаем близкого друга Николая Скоморохова – его тезку, Героя Советского Союза капитана Николая Горбунова.
Скоморохов очень близко к сердцу принял гибель друга. И сожалел, что он сам ничем не мог ему помочь, поскольку его не было рядом в воздухе. И пообещал за него отомстить.
Через сутки в очередном бою ему попался очень опытный соперник. Очевидно, что это был один из «бриллиантовых». Долго они крутились, пытаясь найти позицию, удобную для решающей атаки. Наконец «на вертикали» Скоморохову удалось всадить в немца добрую порцию свинца. Немецкая машина взорвалась еще в воздухе. И Николай жалел, что не удалось выяснить: тот это был, кого он искал, или не тот.
Через несколько дней Николая атаковала четверка «мессеров» с желтым коком. Скоморохов устремился в бой. Но один из «мессеров» начал тянуть его вверх, как бы приглашая на рыцарский поединок, один на один. Наш летчик вызов принял, и «Лавочкин» тоже устремился вверх. На предельно допустимой высоте, когда даже кислородная маска не спасала и сознание начало затуманиваться, Скоморохову удалось на одном из виражей попасть в фашиста. Летчик выпрыгнул с парашютом, но на земле угодил в плен. Оказалось, что заместитель командира эскадры, в паре со своим командиром сбивший Горбунова, тоже решил отомстить Скоморохову за гибель друга, но сам потерпел поражение. Вот так и получилось, что Скоморохов свое обещание, данное на могиле друга, выполнил, а немцу это не удалось.
Первым делом сбитый немецкий ас попросил показать ему известного всему люфтваффе Скоморохова. И когда увидел Николая – этого 22-летнего белобрысого парнишку – никак не мог поверить, что он и есть тот самый «страшный русский ас», сбивший к тому времени не один десяток фашистских самолетов.
К слову. Рассказ Скоморохова о погибшем друге вдохновил Владимира Высоцкого на песню «О погибшем летчике», впервые прозвучавшую в спектакле «Звезды для лейтенанта» в Московском театре им. Ермоловой в 1975 году:
Кто-то скупо и четко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, –
И на ней – кто разбился,
Кто – взлетел навсегда…
Ну, а я приземлился, –
Вот какая беда…
В Ясско-Кишинёвской операции старший лейтенант Скоморохов сбил несколько «Ме-109».
В конце августа ему было поручено сопровождать «Ли-2», где летел маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт подобных полетов: ранее он сопровождал самолет Василевского и даже решительно обстрелял «Як», сделавший попытку приблизиться к нему.
В боях за освобождение Украины и Донбасса, в небе Молдавии и на Балканах Николай совершил сотни боевых вылетов, в десятках воздушных боев оттачивал свою боевую выучку.
Ему доверили лично и во главе группы вести воздушную разведку. Здесь в полной мере проявились его организаторский талант и тактическое мастерство.
В конце 1944-го года Скоморохов участвовал в освобождении Румынии и Болгарии.
В ноябре в небе Югославии четверка «Ла-5» под командованием Скоморохова получила задание прикрыть наступавшие наземные войска в районе Апатина. На виду тысяч бойцов сухопутных войск «Лавочкины» ринулись на армаду истребителей-бомбардировщиков «FW-190».
Наша четверка врезалась в строй «фокке-вульфов», разметала его и вынудила немцев освободиться от бомбового груза, не долетев до нашей передовой.
В течение 10 секунд Скоморохов сбил 2 самолета противника.
Особенно успешными были его бои в Венгрии.
Там интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряженностью боев на Кубани, Курской дуге, над Днепром.
В декабре 1944 года в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с «Ме-109», пилотируемым немецким асом, на высоте более 9000 метров в 3-й лобовой атаке он сбил «мессер». Его летчик спасся с парашютом и был пленен.
Через несколько дней – 21 декабря 1944-го года – Н. Скоморохов с ведомым И. Филипповым вылетел на «свободную охоту», которую ему время от времени разрешали.
Внизу нашим наземным войскам удалось прорвать оборонительную линию «Маргарита» и приступить к окружению будапештской группировки врага. Немцы всячески пытались сдержать советские войска. При этом они очень надеялись на свою авиацию. К этому времени в люфтваффе оставалось совсем немного бомбардировщиков. В армию в основном поступали истребители нового поколения «фокке-вульф-190», которые использовались немцами, в том числе, и в качестве штурмовиков. Бронированная кабина, мощное вооружение (две пушки и два пулемета), высокая скорость (до 625 км в час) делали этот самолет опасным противником.
Вот с восьмеркой таких истребителей, шедших с подвешенными бомбами, в районе озера Веленце, и встретилась пара «Ла-7», тоже совершенно новых советских истребителей.
– Филиппов, прикрой! – скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался в атаку на фашистских истребителей.
Свой удар он направил по ведущему.
Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара.
Но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки «Лавочкина». Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и «фоккер» штопором врезался в землю.
Выходя из пике, Николай заметил еще 2 группы «FW-190», направляющихся в сторону наземного боя. «Фоккеры» шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.
Считая свое превосходство подавляющим, немцы были уверены в своей неуязвимости.
Действительно, что могла противопоставить им пара советских истребителей?
Скоморохов же придерживался другого мнения.
– Атакую левую группу «фоккеров»! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов, прием, прием! – передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.
Еще несколько секунд, пушечная очередь и еще один объятый пламенем вражеский самолет полетел, кувыркаясь, на землю.
В наушниках Филиппова раздался тревожный голос фашистского диспетчера:
– Achtung! Achtung, in der Luft Skomorokhoff.
Даже не зная немецкий, понять эти слова было нетрудно. Диспетчер повторял их снова и снова. 28 «фоккеров» тут же, беспорядочно сбрасывая бомбы на свои войска, начали разлетаться в разные стороны.
Но бегство удалось не всем.
Филиппов поймал в прицел одного стервятника и тот, объятый пламенем, рухнул вниз. Взмыв в небо, Филиппов опередил еще одного фашиста и мастерски сбил его.
В свою очередь Скоморохов тоже догнал одного удирающего врага и отправил его на землю.
Внизу сотни людей, затаив дыхание, наблюдали этот потрясающий бой двоих против 30-ти. Случилось непостижимое. Два советских летчика невредимые направились домой, в то время как 5 немецких самолетов валялись на земле…
К концу декабря 1944-го года на боевом счету командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка капитана Н.М. Скоморохова числилось уже 25 вражеских самолетов, сбитых им лично, и 8 – в составе группы. А также уничтожены были им на земле 3 вражеских самолета, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим и 9 железнодорожных вагонов.
Бесстрашный ас к этому времени носил 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени…
***
16 января 1945-го года капитан Скоморохов в паре вылетел на свою любимую «свободную охоту».
В районе Таряй, северо-западнее Будапешта, летчики встретили в воздухе 3 группы транспортных самолетов «Ju-52» (16 машин) и 38 истребителей прикрытия «Ме-109».
Двое против 54-х!!!
Такого еще не знала история Второй мировой войны. Для непосвященных результат боя ошеломителен. Но для тех, кто хорошо знал Скоморохова, вполне предсказуем.
В результате смелых атак Николай лично сбил 2 «Ju-52» и 1 истребитель, а его ведомый уничтожил еще 2 машины противника. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы, убрались подобру-поздорову.
Позднее, в боях за Будапешт, Скоморохов сбил 16, а за Вену – еще 9 вражеских самолетов.
При сопровождении штурмовиков для ударов по танкам и мотопехоте противника, Николай и его подчиненные провели немало блестящих боев и без потерь возвращались на свой аэродром.
Так, сопровождая группу «Илов» в район севернее Будапешта, капитан Скоморохов во главе шестерки «Лавочкиных» вступил в бой с группой истребителей противника.
В непродолжительной, но упорной борьбе на вертикалях наши летчики сбили 8 вражеских машин, не потеряв ни одной. При этом 3 самолета вогнал в землю лично Николай Скоморохов.
- Характеризуя Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г.Д. Онуфриенко писал:
«В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчетлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчиненным. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости…»
В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей, основу которых составляло не звено из 3-х самолетов, а пара и звено из 4-х машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту.
Результатом стало успешное противостояние в бою с силами противника, имеющего многократный численный перевес. Неоднократно летчики под командованием Скоморохова в воздушных боях шестеркой, звеном и даже парой атаковывали многократно превосходящие силы противника.
Совсем еще молодой человек, но уже признанный снайпер, виртуозно владеющий своим самолетом, которого серьезно опасались немецкие асы, вывел собственную формулу воздушного боя: «Истребитель обороняется только нападением». Эта формула стала законом в боевой работе и для него самого, и для его подчиненных.
Проведенные им бои стали классикой военного искусства.
22 февраля 1945-го года за умелое командование эскадрильей, мужество и отвагу, проявленные в боях, капитану Н.М. Скоморохову было присвоено звание Героя Советского Союза.
10 апреля 1945-го года, уже в бою над австрийскими Альпами, ас атаковал несколько плотных групп «FW-190».
2-х «фоккеров» Скоморохов «свалил» в 1-й же атаке в течение нескольких секунд: 1-го – с ходу сзади – сверху, 2-го – резко изменив траекторию полета, снизу.
Продолжая атаковать истребителей-бомбардировщиков, летчик сбил еще один самолет.
Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные.
В одном из них погиб ведомый Скоморохова – младший лейтенант Филиппов.
Последнюю победу Николай Скоморохов одержал 25 апреля 1945-го года в небе Австрии, когда он, демонстрируя молодым пилотам мастер-класс, изящно, без суеты расправился с очередным «фокке-вульфом». Молодежь наблюдала за боем, открыв рты…
18 августа 1945 года за боевые заслуги, проявленные при освобождении Венгрии и Австрии, Скоморохов был награжден 2-й медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошел всю войну, закончив ее майором.
От гор Кавказа Николай дошел (точнее будет сказать – долетел) до Венгрии и Австрии.
Это невероятно, но до последнего дня войны летчик, совершивший 605 боевых вылетов, проведший 143 воздушных боя, в которых лично сбил 46 и в группе еще 8 самолетов противника, выполнивший более 100 разведочных полетов по ту сторону линии фронта, сам ни разу не был сбит. Мало того, он не был ни разу ранен, а его самолет в боях не получил ни одной пробоины, и только от обстрела вражескими зенитками один раз немного пострадал…
- Дочь Скоморохова Светлана Николаевна рассказывала:
«У папы было очень хорошее зрение. Свыше 120 процентов. Поэтому он всегда первым обнаруживал в небе врага… По официальным данным, он лично сбил 46 фашистских самолетов и 8 – в групповых атаках. Но это не совсем так. Папа часто рассказывал, что вот, например, был бой, в котором он уничтожил четыре или пять самолетов противника. По официальным данным, такого нет: он сбивал за один вылет не более трех машин. Я сначала ничего не понимала. Потом мне объяснили папины друзья. В войну летали двойками – ведущий и ведомый. У папы был очень хороший ведомый. И когда ему не хватало нескольких побед до очередной награды, Николай Михайлович просто отдавал ему на счет свои сбитые самолеты».
Николай Скоморохов был одним из выдающихся советских асов.
Это просто удивительно: как молоденький парнишка Коля Скоморохов родом из деревни Лапоть громил фашистских асов, кавалеров всяких там Бриллиантовых крестов, элиту люфтваффе? Столько побед!
Да, он не был первым или вторым по числу сбитых немецких самолетов (хотя на его счету их тоже немало). Скоморохов отличился другим. За всю войну (а летал он с 1942 года и до Победы) его самолет ни разу не был подбит, а уж тем более сбит, и сам летчик за все время не получил ни одной царапины!
Он оказался в десятки раз лучше, смелее, мужественнее и профессиональнее фашистских «стервятников» (так наши летчики называли немецких асов).
***
После Войны Николай Скоморохов не раз участвовал в Парадах.
Первый раз Скоморохову довелось пройти по Красной площади среди других Героев Советского Союза 24 июня 1945 года в самом главном Параде в истории нашей Родины – Параде Победы.
Тогда, четко чеканя шаг и держа равнение направо, он и представить себе не мог, что это будет не последний парад, в котором ему придется принять участие. Свыше 20 раз, шагая строевым шагом по Красной площади впереди воинского соединения, которое он возглавлял, у генерала Скоморохова, наверное, каждый раз перед глазами была одна и та же картина: Мавзолей, на котором стоит всё руководство страны, и среди них человек, с именем которого шли в бой миллионы советских солдат.
А был еще один парад, который состоялся в мае 1985 года, когда, в честь 40-летия Победы над фашизмом, маршалу авиации, дважды Герою Советского Союза Николаю Михайловичу Скоморохову было доверено почетное право пронести историческое Знамя Победы по Красной площади.
После войны легендарный летчик-ас продолжал служить в ВВС.
Он командовал авиационной частью, соединением.
Летал на разных типах боевых реактивных самолетов.
В 1949 году окончил Военную академию имени Фрунзе.
В 1958 году окончил с отличием и Золотой медалью Военную академию Генерального штаба.
В 39 лет стал генералом.
В 1971 году ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР».
С 1973 года он был начальником Военно-Воздушной академии имени Гагарина.
Он всю жизнь жил боем, оставаясь верным старой фронтовой пословице: «Боем живет истребитель». Война не окончилась для него в 1945-м. Много лет командуя Военно-Воздушной академией им. Ю.А. Гагарина, он готовил курсантов, передавал им свой опыт, делал из мальчишек настоящих офицеров. Он болезненно переживал «перестройку» и развал армии. И в частности авиации, зная, какую дорогую цену приходится платить за небоеспособность войск.
Большое внимание уделял начальник Академии истории развития отечественной авиации. Имеющийся в Академии музей за годы его службы пополнился уникальными экспонатами. Им было предложено организовать поиск и реставрацию летательных аппаратов разнообразнейших типов. Более 60 таких экземпляров и пополнили фонды музея, в том числе такие, как «Илья Муромец», «Ил-2», «СБ», «Як-4», «Су-100», «Ту-144» и другие.
Николай Михайлович защитил диссертацию доктора военных наук.
Одна за другой выходили научные работы (более 140!) за авторством Скоморохова, учебники по тактике ВВС и тактике армейской авиации, многочисленные учебно-методические материалы. Во время боевых действий в Афганистане и других горячих точках большинство из теоретических разработок Скоморохова нашли свое практическое применение.
В 1981 году Н.М. Скоморохову было присвоено высшее воинское звание для родов войск – Маршал авиации.
В 1983-м году ему было присвоено ученое звание профессор.
Николай Михайлович Скоморохов 3 созыва избирался депутатом Верховного Совета СССР, был делегатом 5 съездов КПСС (с XXIII по XXVII), делегатом XXIV съезда Компартии Украины.
Перу Скоморохова принадлежит 7 книг, изданных большими тиражами.
С августа 1988 года он – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
В 1992-м году он уволился из Российской Армии. Надо сказать, что Скоморохов отслужил в армии 52 календарных года, ну а если посчитать выслугу лет с учетом войны, то она достигает 79 (!).
После этого все свои силы Николай Михайлович направил на общественную работу.
Скоморохов никогда не забывал о городе, где обрел крылья, о людях, которые дали ему путевку в жизнь. Бывая в Астрахани, всегда приходил на родной завод, встречался с наставниками, рабочими, молодежью. Был в курсе всех дел и проблем, всегда помогая и словом, и делом.
В 1992 году Скоморохов возглавил Российский комитет ветеранов войны и участников вооруженных конфликтов. На посту председателя Комитета Маршал авиации Скоморохов находился по 1994 год.
Эти годы, оказавшиеся самыми тяжелыми в жизни нашей страны, сильнее всего ударили по наименее защищенным слоям населения. И особенно это коснулось ветеранов Великой Отечественной.
Много сил пришлось потратить Николаю Михайловичу, отстаивая честь и достоинство русского офицера. Им написано много статей, противостоящих валу нападок на Красную Армию, когда преуменьшался подвиг советского народа и в мозги молодежи вбивалось мнение, что Советский Союз выиграл войну только после того, как «завалил врага трупами», да и без помощи союзников, которые якобы явились истинными победителями, наша страна ничего сделать не смогла бы. Простой перечень названий его публикаций говорит сам за себя: «Подвиг срока давности не имеет», «Святое дело и кривая тень», «Непобежденные, мы – победители».
Приближалось 50-летие Победы, и Николай Михайлович с присущей ему энергией включился в эту работу. По его предложению в Москве был возведен памятник Маршалу Победы Георгию Константиновичу Жукову. Руководствуясь высказанным в одной из своих статей афоризмом: «Подвиг тогда обретает крылья, когда о нем узнают люди», Николай Михайлович прилагал все свое влияние для сохранения в народной памяти всех – и мертвых, и живых…
***
14 октября 1994 года произошло непоправимое. На 38-м километре Горьковского шоссе, прямо напротив въезда в возглавляемую им много лет Академию, маршал Скоморохов попал в автомобильную аварию и трагически погиб.
В прессе никакой информации, проливающей свет на эту трагедию, нет.
Похоронили дважды Героя Советского Союза Маршала авиации Николая Михайловича Скоморохова на Новодевичьем кладбище.
На родине Героя – в родном селе Белогорское Саратовской области – был установлен бронзовый бюст выдающегося летчика.
Именем Героя названа средняя школа в городе Астрахань.
В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.
По Волге ходит судно «Николай Скоморохов».
Владимир Семенович Высоцкий посвятил Николаю Скоморохову («дядя Коля», как он его называл) 2 песни.
Р.М. БАЙБУРИН, лауреат премии «Слово к народу»