Львы и муравьеды

27 февраля 2025 года в Москве пройдет внеочередной съезд Союза писателей России. Когда речь заходит о некоем внеочередном или внеплановом событии, то обязательно и всенепременно должна быть причина, заставляющая людей бросать свои дела и заниматься тем, чем заниматься они вроде бы и не собирались. В нашем случае писатели должны побросать свои рукописи, выйти из творческих раздумий и явиться в Дом Пашкова, чтобы… Чтобы что?..

Как ни странно, ответа на этот вопрос не существует. Точнее, нынешнее руководство СПР что-то рассказывает не то о светлом будущем, которое наступит после съезда, не то, напротив, о каких-то казнях египетских, подстерегающих неразумных писателей, по тем или иным причинам не симпатизирующих литературному начальству. Председатель Правления СПР Н.Ф. Иванов так и написал в своем ТГ-канале: «…Если у вас одна тропинка – к тем, кому ненавистен сам СП России и его руководители, кто мечтает о нашем исчезновении из литературной повестки страны, то поверьте, после 27 февраля вы станете не нужны даже им. Такая участь у всех отработанных материалов…»

Далее Николай Федорович заверил, что съезд состоится при любой погоде и рассмотрит «вопросы консолидации общества». А вот ранее в интервью газете «Московский комсомолец» Николай Федорович настаивал, что внеочередной съезд необходимо провести ради обсуждения духовно-нравственных ценностей, из чего сложилось довольно странное впечатление, потому что такое внимание к духовно-нравственным ценностям свидетельствует о какой-то диковинной озабоченности. Но что духовно-нравственные ценности, что консолидация общества – повод для проведения внеочередного писательского съезда явно недостаточный, особенно во время боевых действий, идущих, в том числе и на территории Российской Федерации. Особенно если учесть, что к проведению этого съезда имеет отношение государство.

Все тот же Николай Федорович очень не любит, когда писатели обсуждают слухи. Но в ситуации, когда никто ничего не объясняет, а события грядут прямо-таки выдающиеся, ничего другого не остается, как прибегать к слухам. К тому же Николай Федорович сам сказал в интервью газете «День литературы»: «Если кто-то стремится к махновщине и многодневным дискуссиям – для этого есть пленумы, общие собрания, в конце концов – пресса. Никто никому не мешает высказываться».

Ну, пресса так пресса. К махновщине мы, понятное дело, не стремимся. Многодневные дискуссии нам тоже ни к чему. А вот насчет высказаться – с удовольствием воспользуемся дозволением Николая Федоровича.

Тем более что в писательском сообществе действительно ходят разные слухи. Говорят, что небезызвестный государственный чиновник В.Р. Мединский возглавит обновленный Союз писателей России, который объединит бывшие до сих пор самостоятельными писательские организации. Правда, никто не может пояснить, почему именно сейчас понадобилось вдруг, и срочно, объединять писательские союзы, почему и зачем их вообще нужно объединять, что изменится для писателей в случае объединения и почему, наконец, все это делается впопыхах и втайне?

И хотя на эти вопросы никто не дал вразумительных ответов, кое-что, однако, прояснилось после встречи делегатов будущего съезда с В.Р. Мединским. Кстати, встреча с руководством Союза российских писателей тоже состоялась, но ее подробности неизвестны – Светлана Василенко загадочно молчит как сфинкс, а редакция «Литературной России» сообщила в своем ТГ-канале, что региональные представительства Союза российских писателей недоумевают: правда ли, что «за их спиной председатель СРП решила их <…> втолкнуть в другой союз?».

Что же касается встречи в СПР, ее участники делятся друг с другом впечатлениями и довольно активно обсуждают увиденное и услышанное. Встреча на «Комсомольском, 13» была организована для обсуждения вопросов, связанных с внеочередным съездом СПР. Но на съезд зарегистрировано 162 делегата, а на встречу съехались от силы человек 30. Официального отчета от СПР нет. Поэтому, как ни крути, но руководство Союза писателей само поощряет обсуждение слухов.

Итак, 20 февраля на Комсомольский проспект в дом №13 приехал В.Р. Мединский, чтобы пообщаться с членами Правления СПР, а также с некоторыми делегатами грядущего внеочередного съезда. И очень скоро участники встречи отметили одну любопытную подробность: судя по всему, Владимир Ростиславович не представлял, с кем он намерен встретиться. Исходя из рассказов делегатов, можно сделать вывод, что ситуация напоминала скетч британской комик-группы «Монти Пайтон» про бухгалтера и укротителя львов. Там некий бухгалтер обратился в агентство по подбору персонала с просьбой подобрать ему работу укротителя львов. Но потом выяснилось, что, говоря «львы», он имел в виду «муравьеды».

Вот и Владимир Ростиславович, придя на «Комсомольский, 13», рассчитывал, очевидно, встретить в блеске и славе Виктора Пелевина, Дарью Донцову, Евгения Водолазкина и других писателей, чьи имена он слышал, а книги видел. Но тут опять на ум приходит английский юмор, потому что получилось точь-в-точь как в лимерике Эдварда Лира: «В жаркий день добрый старец из Лондона / Захотел выпить пива холодного. / А ему вместо этого / Принесли подогретого. / Чуть не вырвало старца из Лондона».

Но поскольку человек Владимир Ростиславович бывалый, он быстро взял себя в руки, и разговор вошел в нужное для него русло. В общем и целом этот разговор свелся к следующему. Во-первых, из множества союзов необходимо сделать один. Во-вторых, не стоит сейчас сводить счеты и мериться патриотизмом, поскольку все, кто не уехал из страны, все – патриоты. Вон Тургенев, Толстой, Достоевский тоже, так или иначе, друг друга недолюбливали, а уж взгляды имели совершенно разные. Но каждый из них прославил Отечество, и не следует их судить по ошибкам и заблуждениям. В-третьих, никаких восьми тысяч писателей – по числу, вероятно, членов СПР – в природе не существует. Большинство из этих восьми тысяч – в лучшем случае публицисты и общественные деятели, но никак не писатели. А писатели – это те люди, которые продают свои книги, получают престижные премии, выступают на телевидении, занимают вполне определенное место в медийном пространстве, те, кого знают в лицо. Можно предположить, что настоящий писатель – это, к примеру, Виктор Ерофеев, о котором все слышали…

Так что задача обновленного Союза писателей – объединить тех, кто имеет какое-никакое писательское имя (говорят, прозвучало даже слово «звезды»), а таких, дай Бог, наберется несколько сотен. Настоящий писатель – это медийный писатель. А читать книжки и разбираться, кто есть кто, Владимир Ростиславович отказался. В-четвертых, объединив медийных авторов и опираясь на них, нужно будет создать новые издания, свой собственный печатный орган и вернуть всю собственность, некогда принадлежавшую Союзу писателей РСФСР.

К слову, под статьей Марины Кудимовой на портале «Литературная Россия» от 06.02.2025 писатель и переводчик Татьяна Набатникова написала: «Кто может считаться членом профессионального союза? Тот, кто зарабатывает этой профессией на жизнь. То есть надо представлять в приемную комиссию не книжки, изданные за свой счет, а выписки из банковского счета с платежами от издательств». Сначала это показалось забавным: зачем таким авторам нужны союзы? Но когда о том же заговорил и Мединский, стало понятно, что Набатникова, вероятно, просто была в курсе планов по реформированию писательских объединений.

В-пятых, у новой организации будет новая структура, будет Председатель, Правление и Секретариат. Председателем Правления и Первым секретарем В.Р. Мединский предложил оставить Н.Ф. Иванова. В-шестых, Владимир Ростиславович объявил, что пришел в СПР не ради того, чтобы сохранить чьи-то там должности. И уговаривать делегатов он не намерен. Так что если за него не проголосуют 100% участников съезда, он не станет заниматься писательскими делами. Тогда гостя заверили, что за него проголосуют 99%.

Вот такая сложилась картинка в преддверии внеочередного съезда Союза писателей России. Но прояснилась ли ситуация хоть немного? Стало ли понятнее, почему и зачем вдруг понадобилось объединять разные союзы в один? Не стало. Более или менее понятным представляется только одно – создание некоего «звездного» союза, что означает не разрешение заскорузлых внутрилитературных проблем, а скорее их усугубление.

Ведь в чем заключается основная беда литераторов? В нехватке денег? Да ни в коем случае! Беда в том, что при развале СССР Союз писателей тоже развалился на несколько организаций. При этом в силу вполне объективных причин одни организации получили преимущества в книгоиздании, книгораспространении, доступе к премиальным средствам и распределении этих средств. А другие организации, в частности Союз писателей России, остались за пределами означенных благ. Так что исторической миссией руководства Союза писателей России, соответствующей историческому моменту, было и есть выравнивание сложившейся примерно тридцать лет назад ситуации. Другими словами, обеспечение допуска для членов СПР к тем же благам и возможностям, что имеются в распоряжении у членов других писательских союзов и группировок. Или уж на худой конец, создание своей аналогичной системы. А если это руководство не может ни того ни другого, то зачем оно избиралось?..

Когда Н.Ф. Иванов говорит, что после 27 февраля все недовольные руководством СПР окажутся никому не нужны, то читать или слушать это, по меньшей мере, странно. Поскольку если подобное и произойдет, то произойдет не иначе как с попустительства Н.Ф. Иванова, предавшего доверие членов СПР, в свое время избравших своим председателем Иванова, а не Шаргунова, и согласившегося на создание фактически нового союза вокруг дутых литературных звезд.

Что касается «звездности», то когда говорят: «Пишите так же хорошо, как известные писатели, и вас издадут и наградят», то следует отдавать себе отчет – это ложь и манипуляция. Почему Владимир Крупин, Юрий Козлов, Михаил Попов, Владислав Артемов, Евгений Шишкин и многие, многие другие писатели менее талантливы, чем Виктор Ерофеев, Евгений Водолазкин, Михаил Веллер, Шамиль Идиатуллин, Алексей Сальников и т.д и т.п.? Или чем, например, рассказы Лидии Сычевой, Екатерины Глушик, Галины Бурденко хуже рассказов Людмилы Улицкой, Дины Рубиной или Линор Горалик? Да не в талантах дело! Так называемые «звезды» не талантливее – они лучше организованы. И только благодаря этому в глазах непосвященных, коим оказался и В.Р. Мединский, они выглядят писателями, а не общественными деятелями. Но государство, вмешавшись в литературный процесс, пляшет не от печки, а Бог знает откуда. Итогом чего станет лишь усугубление раскола и рост обид. И что, это называется «объединением» и «преодолением разногласий»?

На протяжении десятилетий государство всячески потакало тому, что писателями становились люди, ненавидящие «эту страну», да к тому же, как правило, косноязыкие до безобразия. Зачем, скажем, из человека с придуманной биографией, меняющего политические взгляды как перчатки, не имеющего ни малейшей склонности к писательству как таковому (чего только стоят его «недвижимая суматоха», «бесчисленный пот», «заблудиться насмерть», «неисчислимое комарье искало моего лица» и прочие бесконечные примеры) слепили «гения» и «великого писателя»? Ведь полно доверчивых людей, которые всему верят. Зачем же так издеваться над ними? Это же безбожно!

И вот теперь на основе и вокруг этих маркетинговых извращений создается новый союз писателей. Да страшно представить, что это будет! Особенно если учесть неподдельный интерес нового предполагаемого руководства нового союза к недвижимости Союза писателей РСФСР. Кстати, методы возврата этой недвижимости – еще одна загадка.

Однако находятся писатели, испытывающие неподдельную радость по поводу предстоящих событий. Как же здорово, что государство обратило свое внимание на литераторов, – теперь будет финансирование! Ей-богу, просто грустно делается.

Почему бы не задать себе простой вопрос: а как будет выглядеть это финансирование? Как вы себе представляете: в чем оно будет заключаться? Вы что, медийные фигуры современного литературного процесса? Да вас уже оставили за бортом, чему тут радоваться? Замечу без ложной скромности: об этом я писала еще в 2015 году. Но тогда на меня накинулись все алчущие государевой казны. И вот прошло десять лет – и что?.. Да ничего. Финансирование, к слову, и раньше было. Та же ненавидимая всеми Роспечать выделяла деньги на поддержку литературы. Зачем отрицать очевидное? Другое дело, что большинство писателей, то есть те, кому В.Р. Мединский отказал в праве называться таковыми, даже не знало об этой поддержке. Ну так и не узнает впредь. А все мечты по воссозданию Союза писателей СССР так и останутся мечтами, и никому не удастся войти в одну и ту же реку дважды.

Впрочем, последнее слово остается все еще за писателями. Им решать, подарить ли свой Союз медийным персонам или оставить себе. Теперь уже ни у кого не получится сказать: «Мы не знали, нас обманули». Все было сказано в лицо, и в случае чего обижаться можно будет только на самих себя.

Светлана ЗАМЛЕЛОВА

Другие статьи автора

Другие статьи автора

Другие материалы номера

3.7 / 3


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 2
    Сначала новые 
  • Ignat

    Уже одно упоминание В.Мединского как берущегося за очередное переустройство в области Литературы говорит о заказе на что-то весьма сомнительное.

    И сколько уже бывших и показавших свои цели и способности, ещё здравствуют и дорываются до новых и новых кормушек, несть им числа ...

  • indago2020

    О Писателе.

    80 лет назад, 23 февраля 1945 года ушёл из жизни Алексей Николаевич Толстой. Выдающийся писатель, на произведениях которого воспитывалось не одно поколение советских людей. Издание в 1934 году его книги «Пётр Первый» как бы перевернула страницу изложения истории России, от приземлённого её изложения, так необходимого после революции, к её возвращению почти к дореволюционному, но уже с новых позиций, отвечающих требованиям нового времени. Так сложилось, что в эти же февральские дни закончил перечитывать, уже не бегло, как когда-то, а основательно, книгу заместителя наркома просвещения, члена Академии наук, историка Михаила Николаевича Покровского (1868 – 1932) «Русская история в самом сжатом очерке. Часть 1 и 2» (Пятое посмертное издание. Учпедгиз 1934 Текст печатается без изменения с 10-го издания.) Две книги, вышедшие в один год и два противоположенных подхода к Петру I и его времени. «Пётр Первый» Толстого был встречен жесточайшей критикой сторонников уже покойного Покровского, но пройдёт немного времени и критика прекратится, учебники Покровского будут изыматься из библиотек и учебных программ, а по книге Толстого в 1936 – 1938 годах будет снят двухсерийный фильм. И это будет только начало новой, крайне необходимой стране, политики патриотического воспитания предвоенного поколения. История России в изложении Покровского, думается, была необходима в 20-е годы, не зря же она выдержало столько изданий, а 30-е и 40-е, в пору небывалых темпом индустриализации, коллективизации, подготовки технически грамотных кадров, под угрозой большой войны и с её началом, потребовали иную историю. Историю, показанную в фильмах «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов», «Иван Грозный». И начало этому было положено А. Толстым. В пятидесятых годах было издано собрание его сочинений в десяти томах. Пересматриваю их содержание и мысленно возвращаюсь в прошлое, детство и юность. Рассказы Толстого, его романы «Хождение по мукам», и фантастические «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», всё это оттуда, из нашего счастливого прошлого, самого в мире читающего поколения. Может упоминание об уходе из жизни, как не самого значимого события, можно и пропустить, но всё же, думается её 80-летие и личность А. Толстого требует иного подхода. Не подошли, а жаль.   

     

     

    Читать полностью