«Искусство принадлежит народу…»

Заметки об эстетических взглядах В.И. Ленина

Собственные суждения о литературе и искусстве вообще и об отдельных произведениях в частности Владимир Ильич Ленин никогда никому не навязывал, но и не скрывал их, исходя из конкретно-исторической обстановки. Во всех видах и жанрах художественного творчества он ценил больше всего классику, хотя со вниманием относился и ко всему новому, а если не принимал в этом новом что-нибудь, так старался изучить его тщательнее, не боясь изменить прежнее мнение. Так было с Владимиром Маяковским, чей талант он признал, а о «Прозаседавшихся» говорил с воодушевлением: «…давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».

«Владимир Ильич не только не лишен чувства изящного, писал его сподвижник П.Н. Лепешинский, – не только не похож на сухого, черствого, не способного ни к каким «нежностям», ни к каким эстетическим эмоциям человека с гипертрофированной природой политического деятеля, но обладает удивительно нежной душой». В его кремлевском кабинете была сформированная им библиотека из классических произведений XIX века и новинок молодой советской литературы. Со многими авторами В.И. Ленин встречался и беседовал. Это писатели М. Горький, Д. Бедный, А. Куприн, А. Серафимович, Д. Рид, Г. Уэллс; скульпторы и живописцы Н. Андреев, С. Коненков, Ф. Малявин, Ф. Мазерель, Н. Альтман; архитектор И. Жолтовский; актеры В. Качалов, М. Андреева, А. Дункан; певцы А. Нежданова, Ф. Шаляпин; пианист И. Добровейн; руководитель народного хора К. Пятницкий…

Первейшее значение придавал Ленин, естественно, литературе. В его списке для кремлевской библиотеки были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Достоевский, Майков, Некрасов, Лесков, Л. Толстой, Грибоедов, Г. Успенский, С.И. Аксаков, Салтыков-Щедрин, Левитов, Кольцов, Тютчев, Григорович, Тургенев, Помяловский, Фет, Апухтин, А.К. Толстой, Чехов, Златовратский, Козьма Прутков, Надсон, Короленко, Радищев, Писарев, Добролюбов и другие. А на иностранных языках – Нексе, Барбюс, Сервантес, Дидро, Дюма, Уэллс, Шоу, Гейне, Гете, братья Гримм, Гауптман, Плутарх.

«Марксизм не отрицает, а, наоборот, утверждает здоровую радость жизни, даваемую природой, любовью и т.д.», – подчеркивал Владимир Ильич. А его статьи о Л.Н. Толстом как «зеркале русской революции» не просто давали оценку этому гениальному писателю, но и явились методологическим принципом рассмотрения художественного творчества вообще. Он выступал за «хорошее», «полезное искусство».

Однажды В.Д. Бонч-Бруевич спросил, как он толкует данные определения, и Ленин ответил: «Помните определение настоящего искусства у Толстого? То настоящее искусство, которое выражено так ясно, что всем понятно. Оно имеет своей темой нечто значительное и важное для трудящейся массы народа, а не для праздного меньшинства».

В музыке Владимира Ильича особенно увлекали Бетховен, Мусоргский, Чайковский, Бизе, народные песни их он прекрасно знал и нередко напевал, обладая абсолютным слухом, к тому же и сам прекрасно играл на фортепиано.

В живописи тоже, разумеется, отдавал предпочтение реалистическому направлению. Не раз бывал в Третьяковской галерее, Лувре, Лондонской картинной галерее, в музеях Вены, Копенгагена, Антверпена, Стокгольма, Мюнхена. В 1905 году, кода вовсю шла первая русская революция, Ленин, находясь на конспиративной квартире, улучил время, чтобы просмотреть монографии о видных художниках мира, сказав потом А.В. Луначарскому: «Какая увлекательная область история искусства! Сколько здесь работы для коммуниста. Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времен заняться искусством».

В живописи Ленину очень нравились картины «Товарищества передвижных художественных выставок», куда входили В. и М. Маковские, И. Репин, И. Крамской, В. Поленов, И. Шишкин, П. Брюллов, В. Суриков, Н. Ярошенко и другие. «Как хорошо эти картины передвижников передают русскую жизнь», – говорил Владимир Ильич, выделяя особо репинские полотна «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Крестный ход в Курской губернии», «Отказ от исповеди», их роль в становлении и развитии революционной мысли в России.

М. Фофанова, которую Ленин называл «энергичной и преданной большевичкой» и из квартиры которой он направился 25 октября 1917 года в Смольный, чтобы начать вооруженное восстание, вспоминала

«У меня на письменном столе лежала открытка с репродукцией картины художника Ярошенко «Всюду жизнь»… Владимир Ильич увидел открытку и говорит: «Вот замечательный художник!» А кто такой Ярошенко, я по-настоящему не знала. Он рассказал его биографию: «Подумайте, это кадровый военный человек, и, представьте себе, какой он прекрасный психолог действительной жизни, какие у него чудесные вещи!» Я вытаскиваю из своего письменного стола еще одну открытку с репродукцией картины Ярошенко «Заключенный». Владимир Ильич говорит: «Прекрасно! Когда будем хозяйничать, чтобы не забыть. Такому человеку надо отдать дань».

И дань была отдана. В 1962 году в Кисловодске, где он жил с 1855 года, открыли музей-усадьбу Николая Александровича Ярошенко на улице его имени. Я не раз бывал в этом музее и свидетельствую, что дань эта достойная.

Реалистическое направление отстаивал Ленин и в театральном искусстве. Поэтому любимым его театром был Московский Художественный. «Превосходно играют в Художественно-общедоступном…» – писал Владимир Ильич матери Марии Александровне после посещения в 1898 году спектакля «Геншель» по пьесе Г. Гауптмана. В театре этом он смотрел «На дне» М. Горького, «Село Степанчиково» Ф.М. Достоевского, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, восхищаясь игрой В. Качалова, И. Москвина, К. Станиславского, В. Лужского, М. Савицкой, С. Судьбинина.

Об исполнении Константином Сергеевичем Станиславским роли Крутицкого, противника любых – каких бы то ни было – реформ, вконец выжившего из ума генерала, Владимир Ильич говорил: «Станиславский – настоящий художник. Он настолько перевоплотился в этого генерала, что живет его жизнью в мельчайших подробностях. Зритель не нуждается ни в каких пояснениях. Он сам видит, какой идиот этот важный с виду сановник. По-моему, по этому пути должно идти искусство театра».

Высказывание Ленина, переданное Луначарским, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», как бы продолжает мысль о театре. Владимир Ильич считал кинематограф действеннейшим из действеннейших средств просвещения и общекультурного воспитания народных масс. Жизнь убедительно подтвердила это наблюдение, когда советское кино представило миру произведения Эйзенштейна, Пудовкина, Гардина, Эрмлера, Александрова, Роома, Лукова, братьев Васильевых, Юткевича, Козинцева, Довженко, Петрова, Райзмана, Пырьева, Барнета, Герасимова, Зархи, Хейфица, Рошаля, Дзигана, Савченко, Алова и Наумова, Ромма, Чиаурели, Юдина, Птушко, Иванова, Роу, Швейцера, Калатозова, Арнштама, Столпера, Бондарчука, Чеботарева, Чухрая, Озерова, Анненского, Самсонова, Солнцевой, Ордынского, Файнциммера, Гайдая, Тарковского, Лебедева, Вышинского, Салтыкова, Кошеверовой, Воинова, Митты, Лукашевич, Тихомирова, Ускова и Краснопольского, Хуциева, Карелова, Михалкова-Кончаловского, Ершова, Фрида, Чулюкина, Казанского, Скуйбина, Попова, Авербаха, Венгерова, Шепитько, Климова, Полоки, Кеосаяна, Рязанова, Говорухина, Лапшина, Соколова, Бирмана, Шукшина, Панфилова, Балабанова, Шахназарова, Михалкова…

Литература и искусство тесно соотносится с ленинской теорией отражения действительности. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» Владимир Ильич решительно и доказательно опровергает разглагольствования идеалиста Маха, что противопоставлять иллюзорное и действительное неправомерно. Материалисты же, по Ленину, утверждают первичность не духа, а материи, понимая искусство как составную часть общего процесса познания, как художническое отражение человеком реальной жизни. То есть в отражении «действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека = мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека…» Для материалистов, подчеркивал Ленин, мир представляется не только полным звуков, красок, но и неизмеримо более богатым, живым, разносторонним, чем он кажется. Каждая новая ступень в развитии человеческих знаний, в совершенствовании эстетического отношения человека к действительности открывает в нем новые и новые стороны и грани, обогащая человека и его эмоциональный мир.

Ленинская теория отражения позволяет понять и раскрыть суть художественного творчества в единстве его познавательной, социальной и воспитательной функций. И тут важно отметить ленинское положение о том, что познание не является зеркально мертвым, пассивным актом, а существует в движении, разрешая возникающие противоречия. Субъект же предается своему воображению, своим мечтам, что формирует целостную картину действительности, или, говоря ленинскими словами, «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его», а «искусство не требует признания его произведений за действительность».

Владимир Ильич понимал, какую огромную роль играют в процессе творчества личность художника, его политические и эстетические взгляды. Мерило же – практическая деятельность: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности».

Владимир Ильич четко оговаривался, что литература и искусство обладают спецификой, когда весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов, и, конечно, в способности художника мыслить личностно-своеобразными образами, исследуя те или иные жизненные стороны и проблемы и связывая их с будущим – которое должно быть лучше сегодняшнего дня, – бороться за это светлое грядущее своими произведениями.

Художественное творчество, согласно ленинской теории, зиждется на основополагающих принципах народности и партийности. Еще в 1905 году в статье «Партийная организация и партийная литература» В.И. Ленин писал:

«Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идеи социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, Которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)».

Теория отражения, созданная Лениным, и в наши дни крайне актуальна, ибо открывает новые и широчайшие перспективы воссоздания художниками текущей реальности, нацеливает его на правдивое ее отображение, служит надежным компасом, указывающим направление в борьбе за преобразование жизни на социалистических началах. А «Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (В.И. Ленин).

В сегодняшнем мире марксизм-ленинизм, идеи В.И. Ленина и их практическое осуществление востребованы с новой силой, несмотря на изощренные методы противодействия им – клевету, домыслы, драпировку Мавзолея в дни официальных теперешних мероприятий. Хотя неизвестно еще, кто от кого оказывается задрапированным. Ведь не уйти никому и никогда от тех фактов, что ленинские произведения занимают первое место в мире (данные ЮНЕСКО) по количеству переводов на другие языки – они изданы в 63 странах на 125 языках. То есть Ленин один из самых, если не самый популярный, автор международного масштаба. И это сейчас, когда Советского Союза давно нет, когда мировая реакция развернула повсеместную лживую кампанию по дискредитации великого вождя не только мирового пролетариата, а всех трудящихся.

Приведу пример искреннего почитания Владимира Ильича Ленина за рубежом. Есть в Германии в земле Северный Рейн – Вестфалия город Гельзенкирхен с населением около 260 тысяч человек. Так вот там в июне 2020 года открыли памятник Ленину. Местная коммунистическая организация купила его у частного владельца, который в свою очередь приобрел его у чехов, кому он показался ненужным в период так называемой «пражской весны».

Администрация города была против – тогда коммунисты обратились в суд, и тот поддержал их. Посмотрите в интернете, в какой торжественной обстановке, с каким воодушевлением прошло открытие памятника. Люди, в большинстве молодые, размахивали красными флагами, стояли в почетном карауле, отдавая честь скульптурному изображению Ильича. Это ли не доказательство того, что, как писал Маяковский, «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»

О личности Ленина, его деятельности, его вкладе в развитие человечества высочайшим образом отзывались многие и многие выдающиеся люди. Вот лишь писатели. М. Горький, выступая на собрании 20 апреля 1920 года по случаю 50-летия Владимира Ильича (от празднования которого тот всячески отказывался и пришел только чтобы не обижать товарищей, но все же, не выдержав похвальных речей, ушел), говорил, что «Ленин в политике велик, но в то же время он реальный, земной, простой человек»; что «лучшее, чем можем почтить его огромную работу, и лучшее, чем вы поблагодарите его за все, что он сделал не только для России, но для всего человечества, – это честный труд, это напряженный труд, это любовь к труду, это та духовная бодрость, которую я вам всем от всей моей души желаю».

Подтверждением ленинской простоты и бескорыстия может служить следующая его записка: «Управляющему делами Совета Народных Комиссаров Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу. Ввиду невыполнения Вами настоятельного моего требования указать мне основания для повышения мне жалованья с 1 марта 1918 г. с 500 до 800 руб. в месяц и ввиду явной беззаконности этого повышения, произведенного Вами самочинно по соглашению с секретарем Совет Николаем Петровичем Горбуновым, в прямое нарушение декрета Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1917 года, объявляю Вам строгий выговор. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)».

Владимир Ильич считал, что его зарплата не должна превышать зарплату квалифицированного рабочего, и соответственно обязаны зарабатывать другие высшие советские руководители. Хочешь, не хочешь, а начинаешь понимать, зачем драпируют ленинский Мавзолей…

Сила ленинского понимания искусства как народного достояния настолько велика, что мы и сегодня, не глядя на реставрированный капитализм, исподволь следуем этому пониманию. Везде проводятся праздники города и улиц, где люди демонстрируют свои яркие таланты в исполнении народных песен и танцев, в изобразительном искусстве, и любительской кинематографии, в самодеятельном театре, понуждая власти идти навстречу народному творчеству. Ибо верно и точно сказал Владимир Ильич Ленин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Так было. Так есть. Так будет.

                                               Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург – Ленинград

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 0
    Сначала новые