Нам нужны четкие гарантии, а не «передумки»

Фрагмент интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова Первому каналу,

Москва, 25 марта 2025 года

Вопрос: Переговоры в Эр-Рияде – важный вопрос. Какая у них стояла задача и чем завершились? Прокомментируйте, пожалуйста.

С.В. Лавров: Переговоры завершились тем, что о предварительных результатах, которые там были достигнуты, сейчас докладывают Президенту России В.В. Путину и Президенту США Д. Трампу. Как и условились президенты, там обсуждались, прежде всего, вопросы безопасного судоходства на Черном море. Это уже не первая попытка.

Первая попытка была еще в июле 2022 года. Тогда Генсекретарь ООН А. Гутерреш вместе с Президентом Турции Р.Т. Эрдоганом посредничали со специалистами, представлявшими соответствующие украинские и российские структуры, и согласовали «пакет». Он состоял из двух частей. Первая – это обеспечение облегченных методов доставки украинского зерна по Черному морю через проливы при инспектировании кораблей. Чтобы там не было никакого подлога и чтобы, если заявлено зерно, везя его в точку, куда оно должно быть доставлено, порожний рейс за новой партией зерна не использовался для доставки оружия.

Были согласованы инспекционные процедуры. Они работали в течение целого года. Но после этого мы были вынуждены прекратить этот процесс, как минимум взять паузу. Потому что вторая неотъемлемая часть «пакета» просто саботировалась на сто процентов. Она касалась того, что необходимо снять все «препоны» на пути экспорта российского зерна и удобрений. Это было связано с включением всех судов, которые перевозят российские сельхозпродукты, включая удобрения, в запрещенные списки. Компания «Ллойд», которая страхует эти суда, взвинтила ставки. Перевод денег за поставки нашей продукции тоже был затруднен. «Россельхозбанк» отключили от SWIFT. Там было много того, что оказалось нацелено на взвинчивание цен. Европейские фермеры создавали себе ситуацию недобросовестной конкуренции, но при этом предвзятость наших западных коллег проявлялась в том, что украинское зерно демпингом «вываливалось» на европейские рынки, хотя его качество было далеко не соответствующим критериям, существующим в этой области.

Запад делал все, чтобы как можно больше выгораживать Украину и как можно больше наказывать Российскую Федерацию.

Поэтому, когда Генсекретарь ООН А. Гутерреш через год после действия той «черноморской инициативы» развел руками и сказал, что у него ничего не получается, мы сказали, что когда у него получится, тогда давайте и вернемся к этой сделке. Мы просто вышли из украинской части, которая была одобрена на год. Год истек. Мы не стали продлевать эту сделку. «Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки» о том, что нужно снять все «препоны» на пути экспорта российского зерна и удобрений (которые составляют гораздо большую долю на мировых рынках нежели украинские), действителен три года и продолжают действовать до июля с.г.

Генсекретарь ООН А. Гутерреш и его представители постоянно с нами в контакте. Они стараются как-то помогать. Но ищут пути не через принципиальную отмену санкций, потребовав от Запада (если тот действительно хочет радеть за интересы развивающихся стран, Глобального большинства, прежде всего в Африке), чтобы были отменены дискриминационные меры в сфере продовольственной безопасности.

Генсек ООН А. Гутерреш пошел по другому пути. Он решил искать лазейки во введенных санкциях Запада, не требуя их отмены. Более того, по сути дела, уважая и выполняя эти санкции, что для любого чиновника ООН, а тем более для Генерального секретаря абсолютно неприемлемо. Потому что в Уставе ООН записано, что ни один сотрудник Секретариата ООН, включая Генерального секретаря и его заместителей, не имеет права получать указания от какого-либо правительства. Если Генеральный секретарь ООН ищет «лазейки» между санкциями, признавая, что они существуют, то он выполняет решения, которые принимаются в столицах стран-членов ООН. А он не имеет права этого делать.

Поэтому сейчас наши переговорщики в Эр-Рияде, определенные Президентом России В.В. Путиным, напомнили обо всей этой истории своим американским коллегам и сказали, что, учитывая «послужной список» и самой Украины, и всей «черноморской истории», мы бы хотели, чтобы на этот раз не было никаких двусмысленностей.

Напомнили также о том, что, когда в 2023 году истекла украинская часть инициативы, после этого мы из нее вышли, Президент Турции Р.Т. Эрдоган два или три раза пытался возобновить ее. Причем год назад он просил нашей поддержки в том, чтобы можно было возобновить эту инициативу в упрощенном виде, без физических инспекций порожних судов, возвращающихся после разгрузки зерна и удобрений. Мы были готовы пойти даже на это. Потом в последний момент Президент Турции Р.Т. Эрдоган сказал, что В.А. Зеленский хочет еще договориться о том, чтобы не наносить удары по объектам ядерной инфраструктуры. Хотя их наносил только сам В.А. Зеленский по Запорожской АЭС. Но, поскольку такое предложение последовало из Киева, мы и на это согласились. Причем тоже без каких-то особых верификационных механизмов. Иными словами, мы ответили на все просьбы Президента Р.Т. Эрдогана. Включая и ту, которую ему непонятно с какой целью подсунул сам В.А. Зеленский в последний момент. Мы сказали «да». Потом Р.Т. Эрдоган позвонил Президенту России В.В. Путину и сказал, мол, вы знаете, В.А. Зеленский передумал.

Учитывая все эти «передумки», учитывая, что каждый раз, когда вдруг объявляется перемирие, Украина соглашается на это исключительно потому, что в конкретный исторический момент, о котором идет речь, она оказалась в безвыходном положении на поле боя. Как только наступала пауза, немедленно, в течение недель или пары месяцев, это перемирие грубо нарушалось. Так было на протяжении всего действия Минских договоренностей.

Поэтому нам теперь нужны самые четкие, самые конкретные, проверяемые, работающие гарантии и механизмы. Как сказал Президент В.В. Путин на пресс-конференции с Президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко несколько дней назад, он выступает за инициативу Президента США Д. Трампа о том, чтобы объявить перемирие на 30 дней, а не только мораторий на удары по энергоинфраструктуре или по морской инфраструктуре на Черном море – а вообще перемирие на тридцать дней. Он сказал, что мы «за». Но, учитывая протяженность этой линии, способность украинского «воинства» создавать провокации…

Недавно они ударили по газоизмерительной станции «Суджа» и сказали, что Россия сделала это сама. Хотя это наша собственность, от которой во многом зависит продолжение обеспечения энергией целого ряда европейских стран. Сейчас это невозможно делать, так же как использовать Каспийский трубопроводный консорциум, отражающий интересы бизнеса Казахстана и США. Одна из его перекачивающих станций – «Кропоткинская» – была атакована. Этот ущерб быстро не восстановить. Объемы прокачки нефти для европейских потребителей резко снизятся из-за очередного террористического акта украинцев.

Президент В.В. Путин говорил, что мы – за перемирие, но есть нюансы: кто будет обеспечивать «чистоплотность» нацистского режима в Киеве? Выступаем и за то, чтобы рассмотреть пути не нанесения какого-либо ущерба энергетической инфраструктуре. Это не в наших интересах. Как сказал Президент, мы – и за возобновление в более приемлемой для всех форме «черноморской инициативы». Именно ее в качестве приоритета обсуждали в Эр-Рияде.

Наша позиция простая. Я сейчас ее примерно изложил. Мы не можем верить на слово этому человеку. Хотим, чтобы рынок зерновых и удобрений был предсказуемым, чтобы нас никто не пытался «отвадить» от него. Не только потому, что мы хотим (хотели) получить законную прибыль в честной конкурентной борьбе, но и потому, что беспокоимся о положении с продовольственной безопасностью в странах Африки и других государствах Глобального Юга и Востока, которые страдают от этих «игр» Запада на ниве нечистоплотной конкуренции. Цены там сейчас совершенно не разорительные, но они могли бы быть значительно ниже, если бы Запад прекратил вмешиваться в свободную игру рыночных сил, которую он боготворил, когда зазывал нас всех в это «царство глобализации и свободы».

Как я уже сказал, нам будут нужны четкие гарантии. Учитывая печальный опыт договоренностей с Киевом, гарантии могут быть исключительно результатом приказа из Вашингтона В.А. Зеленскому и его «команде» делать так и не иначе.

Мне кажется, наши американские партнеры восприняли этот сигнал. Они понимают, что лишь Вашингтон может добиться позитивных результатов в прекращении терактов, обстрелов гражданской энергетической инфраструктуры, не связанной с военно-промышленным комплексом.

Европа сейчас пошла совсем по другому пути. Она, как и во времена Наполеона, А. Гитлера, во времена Крымской войны, проявляет очередную «прыть» по нанесению «стратегического поражения» нашей стране. Как и в те годы, под ружье поставили практически все европейские страны за редким исключением. Только они пока физически не воюют против нас на территории Украины, но без них эта страна давно бы уже потерпела поражение, и жизнедеятельность этого нацистского режима была бы прекращена.

Накачивая киевский режим оружием, Лондон и Париж (особенно два лидера – Премьер-министр Британии К. Стармер и Президент Франции Э. Макрон) при поддержке не очень мощного хора Прибалтики и ряда других стран не только ведут речь о том, что будут по-прежнему накачивать Украину оружием, но и говорят о каких-то «коалициях желающих», о том, чтобы разместить некую «миротворческую миссию» или «миссию по обеспечению безопасности Украины» после прекращения войны. А то и две миссии разместить на Украине: одну – на границе с Евросоюзом и НАТО и вторую – из стран Глобального Юга (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия, даже Китай). Но эти «мечтатели» с каждым днем доказывают свою полную политическую несостоятельность, но желание не просто «сдержать» Россию, а нанести ей «поражение» (кто-то даже сказал, надо унизить В.В. Путина), как оказывается, историки меня могут поправить, но мое ощущение, что мы уже все это проходили: и Наполеон, и А. Гитлер – цели были те же. Для реализации этих целей вся Европа была завоевана Наполеоном и А. Гитлером, а в данном случае мобилизована.

Сейчас Европа во главе с Германией, начиная с У. фон дер Ляйен, начинает всерьез рассматривать вопрос ремилитаризации за баснословные сотни миллиардов евро в ситуации, когда у них «аховые» дела в экономике и социальной сфере в результате того, что администрация Дж. Байдена «спустила их с крючка» и отправила воевать с Российской Федерацией. У них децентрализация и огромное количество проблем.

Этим отчасти и объясняется то, что они с таким пылом, жаром требуют не «сдавать» Украину, вооружать ее, требуют даже не заикаться о том, что эта страна не должна вступать в НАТО и Евросоюз. Президент Франции Э. Макрон недавно высказался на эту тему. Они прямо противоречат администрации Д. Трампа. Устами самого Президента, Госсекретаря США М. Рубио и Советника по нацбезопасности США М. Уолтца четко сказали, что сейчас идут предварительные «проговоры» параметров окончательного урегулирования. Д. Трамп четко сказал, что про НАТО надо забыть и нечего было эту тему «ворошить». Дж. Байден совершил колоссальную ошибку и отказался слушать Россию, настаивая, что Украина будет в НАТО, создавая этим неприемлемые угрозы. М. Уолтц и спецпосланник Д. Трампа С. Уиткофф сказали, что вопросы территории – «это ключ». Потому что территории, где состоялись референдумы, всегда были русскими по культуре, языку, религии, традиции. Люди хотят быть по-прежнему ассоциированы с русской культурой, которую киевский режим законодательно истребляет.

Перевооружение, о котором сказал Президент России В.В. Путин – необходимо прекратить поставки оружия. А Европа и В.А. Зеленский говорят, мол, нет, мы не возьмем «паузу».

Другие материалы номера

1.0 / 1


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 16
    Сначала новые