Прозвенел последний звонок для сотен тысяч вчерашних школьников и…
Прозвучал последний звонок для сотен тысяч вчерашних школьников. Воздушные шары, взлетевшие в небо, символизируют их мечты и надежды, и дарят самое главное – веру в себя и в свое будущее. Это не просто школьный праздник, это рубеж. Рубеж, отделяющий беззаботное детство от взрослой, полной вызовов жизни. В российских школах этот день, ставший хорошей традицией, особенно волнителен, ведь он знаменует окончание учебы, период становления личности, дружбы, первых открытий и разочарований.
Думаю, никто не забудет атмосферу этого дня – радостную и грустную одновременно. Дня, когда все окружающие, школьные друзья и учителя, кажутся такими родными и привычными, и одновременно – уже чужими и далекими…
Школьные годы остаются позади, словно яркий, но быстротечный сон. Впереди – неизведанные горизонты взрослой жизни, где радужные мечты нередко сталкиваются с суровой реальностью. Бывшие ученики, вчерашние беззаботные дети, вступают на тернистый путь, полный испытаний и неожиданных поворотов судьбы. Трудности ждут их на каждом шагу. Это и поиск своего места в профессиональном мире, где конкуренция высока, а требования к молодым специалистам неуклонно растут. Это и финансовая независимость, требующая грамотного планирования и упорного труда. Это и сложности в межличностных отношениях, где необходимо умение строить здоровые связи и разрешать конфликты. Проблемы наваливаются одна за другой, заставляя таких юных взрослых проявлять стойкость и мужество. Неудачи на работе, разочарования в любви, предательство друзей – все это оставляет шрамы на неокрепшей душе. Однако именно эти испытания закаляют характер, учат справляться с трудностями и находить выход из самых сложных ситуаций.
Взрослая жизнь – это не только бремя ответственности, но и возможность для самореализации и достижения поставленных целей. И этот рассвет новой жизни нашим школьникам должна обеспечивать школа, по меньшей мере помочь подросткам найти ответ на вопрос: кем я хочу быть в это новой жизни? С 2023 года в российских школах действует программа профориентации, которая, в зависимости от уровня, предусматривает 40–60–80 часов обучения. Как она работает? Как человек, знакомый с ситуацией, отвечу: работает так же, как скажут сотни экспертов и преподавателей, – никак. Возможно в специализированных лицеях, школах и классах, где собирают подростков, уже определившихся с будущей профессией, профориентация помогает. Но в обычных школах не работает. В стране по-прежнему идеально работает профориентация по системе, сохранившейся еще с советских времен, в силовых структурах и у военных. И их можно понять – в этих ведомствах строгий отбор, чтобы туда попасть, нужно заранее пройти все проверки, военно-врачебную комиссию и другие формальности, а на это уходят месяцы.
Сегодня все тревожнее звучит: в России острая нехватка людей рабочих профессий, грамотных техников, инженеров и конструкторов. Необходимо уже со школьной скамьи нацеливать школьников на эти профессии, показывать их преимущества. Но это редкость.
К примеру, незадолго до школьного звонка на ряде предприятий рабочие выступили против неравномерного распределения заработной платы. Десятки каналов СМИ рассказали о том, что менеджмент предприятий получает огромные зарплаты, а работяги, которые и делают всю работу, получают деньги по остаточному принципу. А молодежь у нас давно сориентирована на главный факт рынка: деньги! Как им расценить социальный конфликт? Захотят они работать у станка? Конечно же, нет!
Вчерашние школьники, как правило, хотят одного – денег, обеспечивающих финансовую независимость. Чем больше, тем лучше. Финансовое благополучие в рыночной экономике становится не только главным, но и определяющим фактором в плане выбора профессии. Рабочие династии ушли в прошлое вместе с наставничеством, мастерами, станками в школьных мастерских и многим другим. И если мы хотим восстановить все это, то начинать нужно с чистого листа. Хотя бы с того, чтобы сделать зарплаты на производстве такими, чтобы молодежь смогла купить квартиру и работать, не заботясь о том, чем будут питаться и что будут одевать их семьи. Пока же целым ряд промышленных предприятий, как сообщают СМИ, предпочитают нанимать людей предпенсионного возраста: «Это люди ответственные и дисциплинированные».
Да, с дисциплиной и ответственностью сегодня у молодежи далеко не во всем понимание. И в этом тоже проблема современной школы, которая должна прививать эти качества подросткам. Но поражаешься иной раз «педагогике». Пока страна обсуждает введение единой школьной формы, учебные заведения Нижневартовска, как сообщают в соцсетях родители, запретили детям приходить на последний звонок в советской школьной форме. Я даже предположить не могу, чем руководствовались распорядители. Между тем именно школьная форма была важной составляющей дисциплины, которая воспитывалась в советских школах. И никаких минусов в этом не было – мы все были разными, но ответственность и дисциплина помогали нам во взрослой жизни.
Наблюдая празднующих выпускников в 2025 году, прохожие шарахались от них, не понимая – это вчерашние школьники или вернувшиеся из мест, не столь отдаленных. Школьницы распугивали жителей Подмосковья такими познаниями русского языка, что даже у видавших виды пожилых людей «уши вяли». Часть вчерашних выпускников начала свою взрослую жизнь с того, что теперь их ищет полиция. Так, компания двухметровой «школоты» в Воронеже зверски избила прохожих, разогнав случайных свидетелей криками: «Ты тоже хочешь?» Странное представление о взрослой жизни, не правда ли? В Казани и Буйнакске полицейские разыскивают участников массовых драк, которые после последнего звонка устроили повзрослевшие «детишки». Заботливое нововведение – запретить продажу спиртного в магазинах в день последнего звонка, «аукнулось» во многих местах пьяными толпами подростков.
Мы никогда не сумеем воспитать нашу молодежь бесконечными запретами и формальными нотациями, что все профессии хороши. Если хотите получить хороших рабочих – покажите реальный пример, где честный токарь или слесарь сможет получать достойную зарплату, купить квартиру и содержать семью… Пока молодежь не видит такой заботы о рабочем классе ни от преуспевающих капиталистов, ни от государственных чиновников. Потому и в российской школе сегодня подростки не чувствуют своей ответственности за себя, за семью, за школу, за город, за страну…
Но конечно же, хочется пожелать всем выпускникам российских школ веры в себя, успехов и счастья. Какими бы они ни были, они – будущее нашей страны. И пусть все их планы и мечты воплотятся в реальность, сделав наше общество хоть немного лучше и справедливее. Пусть они будут достойны памяти тех, кто спас нашу страну от немецко-фашистских захватчиков; тех, кто строил нашу промышленность; тех, кто созидал, вдохновлял и творил в надежде на то, что их труд сделает жизнь будущих поколений лучше и безопаснее.
Успехов вам, ребята! И пусть вера и надежда никогда не покидают ваши сердца!
Евгений ФЕДОРИНОВ
Фото https://t.me/Klychkov_Andrey

