Заметки о новаторстве композитора А.Н. Холминова
Редко где идут сегодня оперы советских композиторов. Под предлогом утверждения классики из репертуара театров оперы и балета изымаются даже те, содержание которых к советской действительности не имеет отношения. Таким образом, из отечественной культуры исчезает целый – и весьма значительный – пласт музыкальной реальности, связанный с именами выдающихся композиторов, с их творчеством. А если советские оперы и значатся в репертуаре, то идут они редко, да и к тому же зачастую в концертном исполнении, когда музыка превалирует над текстом. Так в угоду идеологической сиюминутности история нашей страны обедняется, ее поэтапное духовное развитие, культурное и нравственное наполнение обесценивается.
Обратимся, например, к деятельности Александра Николаевича Холминова, чье столетие со дня рождения отмечается 8 сентября 2025 года. Как никто другой, пожалуй, он брал для либретто советскую классику, соединяя слово и музыку в единое целое, которое создает новую художественную реальность, где читатель и слушатель, совмещаясь в одном лице, поднимается на новую, более высокую ступень в своем восприятии национальных культурных ценностей.
Хотя опера как жанр зародилась в Италии, однако и в России издавна существовали музыкально-драматические представления, идущие от скоморохов, которые органично сочетали диалог, пение и танец. В 1742 году, свидетельствуют историки, в Москве, на берегу реки Яузы, был построен деревянный оперный дом для демонстрации спектаклей высшим кругам общества. Поначалу репертуар оперного дома составляли произведения западного искусства, но с появлением в 1836 году оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), где содержание пелось целиком, отечественная опера плотно вошла в культурную жизнь страны. Недаром ее автор считается «отцом русской оперы».
С установлением советской власти в ноябре 1917 года за подписью В.И. Ленина «императорские театры – Большой театр в Москве и Мариинский театр в Петрограде – были национализированы, что открыло доступ туда народным массам, ликвидировав таким образом «элитарность» оперного и балетного искусства. Нарком просвещения А.В. Луначарский, комментируя эти и другие меры советского правительства, говорил: «Революция сказала: «Театр, ты мне нужен. Ты мне нужен не для того, чтобы после моих трудов и боев я, революция, могла отдохнуть на удобных креслах в красивом зале и развлечься спектаклем… Ты мне нужен как помощник, как прожектор, как советник. Я на твоей сцене хочу видеть моих друзей и врагов». Согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 26 августа 1919 года, подписанному Лениным, для руководства театрами был образован Центротеатр, распределявший между творческими коллективами государственные субсидии. Вскоре были поставлены первые «пролетарские» оперы, но они оказались прямолинейными по содержанию и невыразительными по музыкальному языку. И только с появлением в 1935 году оперы И.И. Дзержинского «Тихий Дон» советское оперное искусств ярко заявило о себе как о достойном продолжателе традиций русской и мировой оперной классики. Сюда по праву относятся оперы «Семен Котко» и «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьева, «В бурю» и «Мать» Т.Н. Хренникова, «Семья Тараса» Д.Б. Кабалевского, «Броненосец «Потемкин» О.С. Чишко, «Муса Джалиль» Н.Г. Жиганова, «Молодая гвардия» Ю.С. Мейтуса, «Кружевница Настя» В.Н. Трамбицкого, многие оперы А.Н. Холминова.
Александр Холминов родился 8 сентября 1925 года в рабочей семье. Отец Николай Данилович работал переплетчиком в типографии, участвовал в художественной самодеятельности; мать Мария Алексеевна не только вела домашнее хозяйство, но и хорошо пела. Так что родители подводили сына исподволь к занятиям музыкой, впрочем, он и сам к ней искренне стремился. Из-за слабого зрения на фронт его не берут, и он, работая в Академии имени М.В. Фрунзе, выступает в госпиталях перед фронтовиками. «Во время моего детства в Москве у нас дома была черная тарелка радиорепродуктора. Вот эта тарелка давала возможность слушать классическую музыку», – скажет он впоследствии.
В 1934 году Холминов поступил в музыкальное училище при Московской консерватории на композиторское отделение, поскольку уже тогда у него проявились композиторские задатки. В 12 лет он сочинил оперу по А.С. Пушкину «Сказка о попе и работнике его Балде», а также ряд симфонических вещей. Его учителями в училище были Е.И. Месснер, автор учебника «Основы композиции», и И.В. Способин, автор многих теоретических работ по гармонии и форме. Они умело и творчески развивали способности юноши, благодаря чему его сочинения сразу же заинтересовали музыкальную общественность. В 1947 году начинающий композитор стал победителем конкурса на лучшее хоровое произведение, выступив с «Казачьей песней для хора и оркестра».
Окончив Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского в 1950 году, Холминов был принят в Союз композиторов СССР, избран потом секретарем Союзов композиторов СССР и РСФСР. Уделяя немало внимания такой интенсивной общественной деятельности, он продолжал заниматься главной своей работой – написанием музыки.
Подлинным событием в истории советского оперного искусства стала «Оптимистическая трагедия» Холминова, которую он писал пять лет, переделывая по многу раз, подбирая варианты, наиболее соответствующие героическому характеру пьесы Всеволода Вишневского, написанной в 1932–1933 годах и прославленной на драматической сцене прежде всего спектаклями А.Я. Таирова в Московском камерном театре и Г.А. Товстоногова в Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина. Оперу поставили в Ленинградском театре имени С.М. Кирова в 1966 году – дирижер Д.Э. Долгат, режиссер Р.И. Тихомиров – с Ириной Богачевой и Людмилой Филатовой в образе Комиссара. В 1967 году оперу поставили в Большом театре.
Дирижер Г.Н. Рождественский, говоря о работе над оперой в Большом театре Союза СССР, подчеркивал, что ее создатели хотели сделать спектакль, который был бы равен пьесе Вишневского. Партию Комиссара исполняла Ирина Архипова, Алексея – Георгий Андрющенко, Вожака – Алексей Огнивцев. Помимо Москвы и Ленинграда, опера была поставлена была в двадцати театрах у нас и за рубежом – в ГДР, Польше, Болгарии, Венгрии, Финляндии, Франции, США, Японии. Уже сам интерес к опере в столь различных по общественному устройству странах свидетельствует о музыкальных и содержательных качествах произведения, и это было несомненным достижением советского оперного искусства.
Другим успехом композитора стала опера «Анна Снегина» по поэме Сергея Есенина, куда были включены как фрагменты из поэмы, так и строки из стихов «Край любимый», «Исповедь хулигана», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Песня», «Русь Советская». Оперу поставили в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, в театрах Горького, Улан-Удэ, в Югочешском театре из Ческе-Будеёвице.
Дальше последовали оперы «Чапаев», которую автор, определяя ее жанровую принадлежность, назвал и трагической, и героической, ибо в ней действовали и простые люди, не считающие себя героями, а просто искренне преданными идеалам революции; «Двенадцать серий» по рассказу Василия Шукшина «А поутру они проснулись».
Опера «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева поражает умением композитора передать в музыке атмосферу битвы под Сталинградом во всем его многоголосом звучании, подчеркивая композиторскими средствами подвиг народа в Великой Отечественной войне. Холминов говорил: «В «Горячем снеге» я погрузился в оркестр, «ударился» в оркестровую стихию».
Нечто подобное можно сказать и об опере «Сталевары» по пьесе Геннадия Бокарева, когда то мощное, то лирически задумчивое звучание оркестра и соответствующее исполнение на сцене своих партий певцами реалистически точно передает напряженный труд рабочих, зрительно обосновывая понятие «рабочий класс». Нынче же старательно обходят или искажают его социальную сущность.
Несомненным развитием оперного жанра станет сотрудничество Александра Николаевича Холминова с Камерным оперным театром под руководством Бориса Александровича Покровского. Там будут поставлены оперы «Шинель» и «Коляска» по Н.В. Гоголю и «Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому. «Для меня Холминов ближе всего как композитор, сочиняющий камерные оперы, – говорил Покровский. – Особенно дорого то, что он пишет их не по заказу, а по велению сердца. Поэтому, вероятно, произведения, которые он предлагает нашему театру, всегда оригинальны».
Подчеркнем при этом, что оригинальность такая естественна. «Я должен верить, что именно это произведение сейчас я должен написать, – отмечает композитор. – Себя стараюсь не тиражировать, не повторяться, ищу всякий раз какие-то новые звуковые закономерности».
Закономерности видятся для нас, слушателей, и в том, что связь современных опер на советские темы с операми на классические сюжеты соединяется плодотворно, подчеркивает единство русской национальной культуры, чуждой формалистическим приемам, часто теперь навязываемым с целью принизить ее, культуру нашу, для внедрения в новые поколения преклонения перед западными буржуазными образчиками жизни, мысли, сознания, восприятия, поведения.
«И слушать, и смотреть», – так просто и мудро определял оперное искусство Петр Ильич Чайковский. Этому девизу всегда следовал и Александр Николаевич Холминов. Наряду с операми он писал кантаты, симфонические, инструментальные произведения, песни, музыку к кинофильмам.
За заслуги в своей композиторской деятельности Холминов удостоен звания Народного артиста СССР, многих премий и наград, в том числе, награжден орденами «Знак почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством IV степени», Золотой медалью имени А.В. Александрова.
Скончался Александр Николаевич Холминов 26 ноября 2015 года, похоронен на московском Перепечинском кладбище.
Музыка Холминова звучит и поныне. Будем надеяться, что интерес к ней будет расти. Место ее в русской и советской культуре значительно и важно.
Эдуард ШЕВЕЛЁВ
Петербург – Ленинград
