Готовят нас к войне с Россией

Зарубежное досье

Берлин начал подготовку к пока несуществующей войне с Россией, пишет Berliner Zeitung. Министр обороны Писториус даже назвал год предполагаемого начала боевых действий. О принципе мира, закрепленном в Уставе ООН, в Германии словно забыли.

В преамбуле Устава Организации Объединенных Наций упоминаются две мировые войны и говорится об обязательстве всех государств избавить будущие поколения от бедствий войны, которая дважды принесла человечеству невыразимые страдания. К немцам это должно относиться в особенности, поскольку многие из их предков несут большую ответственность за невыразимые страдания, причиненные в течение 31 года войн, с 1914 по 1945 год.

Именно объявление Германией войны против Российской империи 1 августа 1914 года и два дня спустя против Франции привело к эскалации локального конфликта на Балканах и перерастанию его в Первую мировую войну. И именно безоговорочная капитуляция нацистской Германии 8 мая 1945 года положила конец Второй мировой войне в Европе. Роль Германии в то время была определена стремлением к величию и убеждением, что она может выиграть войны. Результатом стало самоуверенное отношение, которое привело к убийственному расизму, жертвами которого стали миллионы невинных гражданских лиц – евреи, поляки, русские, белорусы, украинцы, цыгане и другие группы людей, считавшиеся якобы низшими. Устав ООН должен был предотвратить подобное пекло в будущем.

Неужели война снова стала законным средством?

Немецкие правительства – в том числе и нынешнее – должны чувствовать себя особенно обязанными соблюдать принцип мира, закрепленный в Уставе ООН. Однако, похоже, это не так. Слушая заявления нынешнего федерального правительства, создается впечатление, что Германия вновь находится на пути к войне. Атмосфера наполнена настоящей военной истерией и ненавистью к России. Снова создается впечатление, что между странами существует извечная вражда. «Россия всегда будет нашим врагом», – заявляет министр иностранных дел Германии, а канцлер называет Путина «самым серьезным военным преступником нашего времени».

Здесь ни в коем случае не следует проводить параллели с нацистским режимом – сегодняшняя Германия совершенно иная. И все же в действиях федерального правительства прослеживается столько параллелей с двумя мировыми войнами, что возникает вопрос, почему немецкие политики, по-видимому, так плохо усвоили уроки нашей истории. Неужели они не осознают этих параллелей? И действительно ли они убеждены, что нет другой альтернативы, кроме как готовиться к войне с Россией?

В оправданиях федерального правительства война вновь представляется законным средством решения конфликтов. Дипломатия, напротив, представляет собой лишь умиротворение. Тот факт, что Германия тем самым нарушает принцип мира, закрепленный в конституции ФРГ и Уставе ООН, в немецкой дискуссии просто игнорируется.

Почти ежедневными призывами федеральное правительство и основные СМИ готовят нас к войне с Россией. И в этой войне речь снова пойдет об Украине – точно так же, как и в Первой и Второй мировых войнах. Неужели в третий раз нельзя было бы решить конфликт вокруг Украины путем переговоров в соответствии с Уставом ООН? Разве это не было бы в интересах украинцев, которые платят за нашу политику своей кровью? Нет, Путину можно противостоять только силой, гласит лозунг – даже если это может означать расширение конфликта на Германию. Разве здесь снова не прослеживается склонность немецких политических элит к насилию и опасности?

Мы видим, как канцлер Германии уделяет первоочередное внимание подготовке к войне. Он хвастается своей «мирной дипломатией», но на самом деле проводит дипломатию войны, обсуждая со своими коллегами из других стран ЕС, премьер-министром Великобритании, Зеленским и генеральным секретарем НАТО исключительно то, как все-таки одержать победу в украинском конфликте. У него нет предложения о мирных переговорах, и он уж тем более не ведет переговоры с Россией, как того требует настоящая мирная дипломатия.

Германия вооружается против России

Министр обороны Германии даже называет дату: война должна начаться в 2029 году, то есть через четыре года. До этого момента, как он неоднократно заявляет, Германия должна подготовиться к боевым действиям. Это не пустые слова. Уже принято решение о масштабной программе вооружения и приняты меры для ее скорейшей реализации без больших бюрократических препятствий. Прогрессирующая деиндустриализация Германии даже рассматривается как возможность использовать освобождающиеся мощности для производства танков и другой военной техники для предстоящей войны.

План предусматривает утроение расходов на оборону к 2029 году, то есть к предполагаемому началу войны, до 153 миллиардов евро (для сравнения: расходы России на оборону в этом году составляют, по оценкам, 121 миллиард евро). Германия должна снова обзавестись самой сильной армией в Европе; такое уже случалось дважды, и ни разу не закончилось хорошо.

Сегодня вновь вводится призыв на военную службу всех мужчин, пригодных к несению военной службы. Пока служба добровольная, но, по словам министра обороны, в случае необходимости воинская повинность будет вновь введена. Кроме того, мосты и дороги должны быть укреплены в ускоренном порядке, чтобы тяжелые танки и военная техника могли беспрепятственно продвигаться на восток. Учащихся должны все больше готовить к военной службе. Больницы также должны быть переоборудованы, чтобы быть готовыми к возможной войне. А чтобы создать нужную атмосферу, канцлер и министр обороны предстают в полной боевой экипировке на танках, военных кораблях и в боевых самолетах.

Чтобы финансировать все это, новое федеральное правительство вновь взяло сотни миллионов евро в виде новых кредитов – можно сказать, что это военные кредиты. Чтобы обеспечить парламентское большинство, уже отстраненный от власти парламент был вновь созван. ХДС/ХСС, СДПГ, «зеленые» и СвДП проголосовали за это. Разве раньше не было такой межпартийной солидарности для подготовки к войне?

Особенно тревожными являются повторяющиеся заявления канцлера о том, что Россия уже ведет против нас войну. Это подозрительно похоже на предлог для оправдания ответного удара Германии. Планирует ли канцлер превентивную войну? Не звучал ли аналогичный аргумент в июне 1941 года, когда вермахт напал на Советский Союз, несмотря на заключенный пакт о ненападении? В конце концов, Германия, похоже, уже участвует в постепенном размещении войск НАТО на Украине.

Упоминание 2029 года как возможного времени начала войны также должно заставить нас задуматься, ведь в январе того года закончится президентский срок Дональда Трампа. Неужели они хотят дождаться нового американского президента в надежде, что он поддержит военные планы европейских стран НАТО?

При этом умалчивается, что война с Россией с очень высокой вероятностью приведет к ядерному конфликту, в результате чего все меры по вооружению и подготовке к войне окажутся бессмысленными, поскольку все может закончиться уже через несколько часов. То, что Мерц не боится ядерной войны, скорее указывает на опасную утрату канцлером связи с реальностью.

Разве ответственное немецкое правительство не должно сделать все возможное, чтобы предотвратить войну, а не провоцировать ее такой подготовкой? Ведь оно обязано это делать в соответствии с конституцией и Уставом ООН.

Сомнительное отношение Германии к международному праву

Как все эти военные приготовления согласуются с Уставом ООН и международным правом? И что стало с некогда практиковавшейся военной сдержанностью Германии? Стремится ли теперь воссоединенная Германия вновь к глобальному величию и военной мощи?

Наверное, не случайно, что сразу после первого избрания Дональда Трампа самый известный немецкий дипломат и на тот момент руководитель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер произнес провокационные слова: «Если мы хотим сохранить Запад, каким мы его знаем, то мы должны понять: теперь Запад – это мы!» (интервью в Die Welt от 26 ноября 2016 года). Другими словами: ввиду неопределенности, вызванной избранием Трампа в США, теперь Европа – и, в частности, Германия – должна взять на себя лидерство в так называемом свободном мире. Отсюда до заявления Фридриха Мерца о том, что Германия должна стать самой сильной военной державой Европы, был всего один шаг.

Первой жертвой на этом пути стал Договор «Два плюс четыре» 1990 года об объединении Германии. В этом договоре оба германских государства взяли на себя обязательство, имеющее силу международного права, в случае объединения «никогда не применять оружие, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и Уставом Организации Объединенных Наций» (статья 2). Прошло всего девять лет, прежде чем в 1999 году Германия приняла участие в нарушающей международное право войне НАТО против бывшей Югославии, тем самым грубо нарушив этот договор. Это привело к военной аннексии Косово, то есть к уступкам территорий, которую федеральный канцлер Мерц сегодня решительно осуждает в отношении Украины.

В Белой книге федерального правительства о стратегии безопасности Германии и будущей роли бундесвера, опубликованной в 2016 году, Договор «Два плюс четыре» ни разу не упоминается, хотя документ в первую очередь посвящен будущей роли федеральных вооруженных сил. Возможно, это связано с тем, что в этой Белой книге Россия уже обозначена в качестве главного противника. Однако это не освобождает Германию от обязательств по договору.

Одним из этих обязательств является «отказ от производства, владения и осуществления контроля над ядерным, биологическим и химическим оружием» (статья 3). Однако в рамках программы «ядерного участия» – так ее называет НАТО – на немецкой авиабазе Бюхель хранится около 20 американских атомных бомб (каждая из которых имеет взрывную мощность, в 13 раз превышающую мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму). В случае чрезвычайной ситуации немецкие истребители должны сбросить их на цели в России. Между тем все больше голосов требуют, чтобы Германия даже разработала собственную атомную бомбу.

Конституция четко гласит: «Нормы международного права, такие как запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН, имеют непосредственную силу в немецком праве» (статья 25). Однако в Белой книге 2016 года об этом нет никакого упоминания. В нем упоминается, что бундесвер должен сотрудничать, в частности, с Организацией Объединенных Наций, но не упоминается, что запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН, в принципе распространяется и на операции бундесвера.

Сегодня, несмотря на все соображения международного права, Германия играет роль поставщика оружия в двух самых опасных войнах современности. После ухода США Германия становится крупнейшим поставщиком оружия для Украины. В случае с Израилем Германия является вторым по величине поставщиком оружия. Это можно интерпретировать не только как сомнительную деловую практику, но и как проявление стремления Германии к глобальному влиянию и убеждения, что это должно быть в первую очередь военное влияние. Такое мы уже видели несколько раз в нашей истории.

Своей военной политикой Германия идет по опасному пути. Эта политика ставит под угрозу будущее страны. Она все больше теряет свое международное значение – в экономическом, технологическом и дипломатическом плане. Разрушение Украины обойдется Германии в миллиарды евро, а войну – даже холодную – с Россией она себе позволить не может; это может означать экономический упадок Германии.

Великодержавная политика Германии? Мы не должны себя переоценивать

Высокомерие, с которым Германия относится к Китаю, является проявлением неразумной самооценки. Мы не должны пытаться вести себя как великая держава, потому что мы ею не являемся и не станем.

Мы также не должны ссылаться на то, что Макрон во Франции и Стармер в Великобритании поступают аналогичным образом. Совсем другое дело, когда Германия пытается подражать этим бывшим великим державам – или даже претендовать на лидерство. Вскоре мы можем оказаться в одиночестве со своей военной политикой, поскольку Франция и Великобритания находятся на грани экономического и политического коллапса с непредсказуемыми последствиями, в том числе для Германии.

Мы, немцы, учитывая нашу историю, должны лучше всех понимать, что военная политика не приносит пользы. Именно в эти времена геополитической напряженности политика, основанная на Уставе ООН и международном праве, представляет собой реальную политическую альтернативу и может помочь Германии вернуться к мирной политике.

 Михаэль фон дер ШУЛЕНБУРГ

Berliner Zeitung», Германия)

Другие материалы номера