Долгое «эхо 90-х» в российских школах

На вопросы «Советской России» отвечает заслуженный юрист РФ, профессор и депутат Самарского заксобрания Н.А. Боброва

Педагоги российских школ едва ли не еженедельно становятся объектами скандалов в учебных заведениях, новости о которых затем выходят на всех новостных лентах. У школьников, которые «они же дети», в соцсетях давно появился новый «тренд» – доводить учителей, затем снимать это на видео и таким образом собирать себе подписчиков в соцсетях. Таких провокационных роликов уже не сотни, а тысячи, но власти продолжают рассуждать о том, кто прав, кто виноват, вместо того чтобы защитить учителей, от которых напрямую зависит образование нашей молодежи. Ситуация, как показывают последние события, давно вышла из-под контроля – даже центральные телеканалы наконец-то обратили внимание на те условия, в которых сегодня приходиться работать российским преподавателям. С просьбой прокомментировать ситуацию с педагогами корреспондент «Советской России» обратился к Заслуженному юристу Российской Федерации, профессору и депутату Самарской областной Думы Наталье Алексеевне Бобровой.

 – Наталья Алексеевна, 26-летний учитель физики в Екатеринбурге тащил ругающегося подростка к директору школы, и за это был осужден. Учитель физики из Бурятии подрался со старшеклассником, «попутавшим берега», и к нему также есть вопросы. Что происходит в наших школах? Не самые лучшие и успешные представители школьного сообщества травят учителей как хотят, при этом виноватым почти всегда оказывается учитель? Как остановить этот буллинг в отношении учителей?

– Буллинг – это травля по-русски. То есть осознанное и подготовленное целенаправленное, повторяющееся психологическое или физическое насилие одного человека или группы лиц над другим человеком, который не может себя защитить. Отдельно стоит отметить, что травля отличается от обычного конфликта тем, что носит систематический характер и происходит в условиях явного неравенства сил и возможностей. Не заметить этого руководители школ просто не могут, а значит значительная часть вины в распространении этого явления лежит на них. Сложившаяся система образования не гарантирует нашим детям ничего, и в этой ситуации говорить о нормальном воспитании подростков в школах просто невозможно. Не знаю, как себя вел в школе ученик в Бурятии, но в Екатеринбурге, как отметила директор школы, мальчик за короткое время сменил три школы. Были причины? Почему агрессивные подростки попадают в обычные школы? В России же существуют специализированные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением, которые заменили прежние спецшколы.

Решение о помещении туда школьников принимается судом или комиссией по делам несовершеннолетних при наличии показаний, таких как стойкая социальная дезадаптация, употребление психоактивных веществ, агрессия или совершение правонарушений до достижения возраста уголовной ответственности.

Увы, сегодня, чтобы отправить в такую школу малолетнего хама, необходимо получить согласие родителей или законных представителей. То есть тех самых любящих свое агрессивное чадо «я ж мам и пап», которые его таким образом и воспитали. Те, кто принимал такой закон, не понимали, что в итоге все агрессивные подростки останутся в обычных школах? Ни один любящий своего ребенка родитель такого документа не подпишет, это должно происходить в принудительном порядке, на основании подтвержденных фактов и свидетельств. Тогда порядок в школах можно будет навести быстро и эффективно. Сейчас имеем то, что имеем. Агрессивные подростки продолжают «буллить» как учителей, так и одноклассников, понимая, что в спецшколу их отправить все равно не смогут. Все соцсети заполонены подобными видео, и их количество продолжает расти.

– О воспитании подростков в последние годы сказано очень многое. Но, к сожалению, сейчас упор делается именно на патриотизм, при этом такие понятия, как вежливость и доброта, уважение к старшим, давно ушли на второй план. В итоге наше общество получило поколение, представители которого не считают зазорным обижать и оскорблять тех, кто слабее их.

– Да, именно так. Мы получили поколение, в котором есть дети, которые ненавидят всех вокруг. Вы посмотрите, наше Министерство просвещения для «укрепления традиционных ценностей и культурного кругозора» рекомендовало к просмотру только советские фильмы, фильмы, которые учат доброте и человечности, учтивости и вежливости. Почему? Да потому что наш российский кинематограф ничего подобного не снимает. У нас за последние пару лет вышел десяток сериалов про маньяков – зачем это снимают? Молодежное кино основано на откровенном идиотизме, насилии, грубости. Чему такое отношение к культуре может научить? Кого наши чиновники пытаются воспитать? Западные фильмы, которые также доступны к просмотру везде, – чему наших детей эти непрерывные «факи» могут научить? Тысячу раз права Мария Шукшина, которая после одного из концертов во Владивостоке написала: «Тяжело. Горько. Больно». Пока одни защищают нашу Родину от врага, наш внутренний враг, та самая пятая колонна, продолжает пляски на костях. Послушайте молодежную музыку: непрерывный мат, оскорбления и «отвези меня пьяную домой» – и все это безнаказанно.

Люди устали! Они сломлены и нуждаются в надежде! Надежде на то, что в правительстве еще есть те, для кого понятия «долг», «честь», «совесть» не пустой звук. Надежде на то, что мы не движемся к пропасти, – но сейчас именно это и происходит.

Воспитание, как метко отметила Шукшина, – это питание души. Чем мы питаем души наших детей и подростков, какое будущее им создаем, какие жизненные ориентиры им закладываем?

– Сегодня наши власти пытаются спасти ситуацию в школах тем, что стараются повысить зарплату учителей. Поможет ли это исправить ситуацию?

– Зарплату надо повышать не крохами в 5 тысяч, а в разы. Но дело не только в зарплате. Это отражение общего падения нравственности в обществе, а также падения престижа профессии учителя, что отражается, прежде всего, и на зарплате. А повышать – в новейшей истории нашей страны уже были примеры, когда повышением зарплаты пытались остановить отток учителей. Вспомните, о чем был первый указ Бориса Ельцина, когда он стал президентом 12 июня 1991 года? Да, именно о зарплате преподавателей, которая тогда была приравнена к зарплатам металлургов, стоящих у доменной печи. Так Ельцин заигрывал с интеллигенцией, которая привела его к власти. Но потом он вытер об неё ноги. Впрочем, как и о рабочий класс и крестьянство.

На демонстрации в 90-е годы я увидела отличный лозунг в руках студентов: «Все напасти от ЕБНвласти!» Лучше и не скажешь. Но по-прежнему нас душат ельцинские «ценности», символом чему является Ельцин-центр в Екатеринбурге и его филиале в Москве.

Простым повышением заработных плат проблему не решить. Сколько сюжетов по телевидению прошло о травле учителей за последний месяц? Тысячи. Плюс публикации в СМИ. Будущие педагоги всё это видят и понимают, что сами могут стать героями таких сюжетов. Худшей антирекламы для профессии и придумать трудно. А если еще двойная нагрузка и заработная плата, не дотягивающая до средней в регионе? Чиновники жалуются на нехватку учителей – так они сами создали для этого все условия. В романе екатеринбуржца Иванова «Географ глобус пропил» отлично показано лицо современной школы.

– В мире есть примеры, когда престиж учителя поднимался за счет повышения его доходов?

– Да, в Финляндии давно сделали зарплату учителей самой высокой, что решило многие проблемы в обществе: и нравственные, и экономические. Теперь по этому же пути идёт Казахстан, где средняя зарплата учителя 70–100 тысяч в переводе на российские рубли. И сейчас там огромные конкурсы в педагогические вузы! Учителей награждают правительственными наградами!

Но в Казахстане пошли еще дальше, кардинально изменив законодательство в пользу педагогов. Теперь одним из основных документов, регулирующих статус этой профессии, является Закон «О статусе педагога». Он ориентирован на обеспечение правовой защиты учителей и создание нормальных условий для их профессиональной деятельности. Закон «О статусе педагога» предоставляет учителям юридическую защиту от различного рода давления и гарантирует, что педагоги могут свободно исполнять свои обязанности, не опасаясь репрессий со стороны учеников, их родителей или администрации учебных заведений. Этот закон устанавливает четкие критерии для оценки профессиональной деятельности, что исключает возможность необоснованных требований и проверок.

Учителя, исполняющие свои обязанности в соответствии с законом, имеют возможность отстаивать свои права в случае злоупотреблений. А это особенно важно в контексте гибкой и иногда неопределенной системы, в которой могут возникать конфликты между учителем и другими участниками образовательного процесса. Особое внимание в законодательстве уделено защите чести и достоинства педагогов. Закон предусматривает ответственность за оскорбление учителей, что делает их менее уязвимыми к неправомерным действиям. Это важный шаг к созданию позитивной культуры общения между всеми участниками образовательного процесса. В законе четко прописано все, даже то, как нужно обращаться к учителю.

В современных российских условиях педагоги сталкиваются с различными вызовами, связанными как с профессиональной деятельностью, так и с социальным статусом. Но на фоне роста случаев травли учителей, а также общественной нагрузки на учебный процесс вопросы правовой защиты учителей выходят на передний план. И в России именно эту проблему нужно решать в первую очередь.

Как пример, могу привести обращение учителя математики, опубликованное в телеграм-канале ZERGULIO (t.me/SergeyKolyasnikov): «На консультации ко мне в класс зашли два неизвестных мне подростка, уселись на последнюю парту, достали демонстративно телефоны. Спросила, кто они и зачем зашли в класс. По ответу поняла, что кто-то из присутствующих им знаком, то есть пришли они к кому-то из учеников. Указала им на дверь: «Выйдите из класса». Не сразу, но встали и пошли к двери, по ходу движения один из них произнес: «Да пошла ты на…» Две девицы (возможно, именно к ним и пришли эти подростки) громко засмеялись, остальные ребята были просто ошарашены таким поведением.

Город маленький, узнала имя и фамилию одного, имя другого, школу, где они учатся. Написала заявление в полицию. Это было 11 мая 2025 года. В июне пошла в полицию узнать, как продвигается дело, мне сказали, что отказ в возбуждении дела, «ждите ответ почтой». Прождала до июля и написала в прокуратуру. Позвонила дама из полиции и пригласила на разговор разъяснительный. В беседе с ней мне объяснили, что, побеседовав с подростками, инспектор выяснила, что никто меня не оскорблял, просто дети, общаясь друг с другом, использовали ненормативную лексику, а это мелкое хулиганство, а не публичное оскорбление. К тому же оказывается, что эти подростки передо мной уже извинились (!), инцидент исчерпан. На мои слова о том, что есть свидетели оскорбления и ученики сами вызвались подтвердить факт оскорбления, мне сказали, что я не права, к тому же мальчикам 14 и их не привлекут за использование мата в беседе между собой.

Я опять написала в прокуратуру. Мне пришел ответ, что постановление об отказе несправедливо, полиции необходимо вынести справедливое решение. Потом позвонила дама из прокуратуры и сказала, что будет опять отказ, но вы идите в суд с заявлением на возмещение морального вреда. Я так понимаю, и суд мне откажет и пошлет еще куда-нибудь… У меня зарплата на руки меньше 40 000, нагрузка в том году, когда это произошло, была 42 часа в неделю. Скажите, это стоит того, чтобы какой-то 14-летний подонок в присутствии моих учеников при исполнении моих обязанностей (причем это была консультация по моей инициативе, не оплачиваемая, просто для того, чтобы дать возможность исправить двойки) меня посылал на три буквы?

Я в прошлом преподаватель высшей математики вуза, курировала математиков области, награждена почетной грамотой министерства и за все это хожу на три буквы от подростков, полиции, прокуратуры и, скорее всего, от суда?

Собиралась уйти из школы уже этим летом. Но ребята, у которых веду математику, уговорили довести их до 11 класса. Сейчас самые младшие у меня это 9 класс, вот доведу их и уйду. У меня лучший показатель сдачи профильной математики в области, мои бывшие студенты работают ведущими программистами как в центре России, так и за границей. Это учитывая, что мы живем в маленьком городке нашей необъятной страны».

Если бы школа, где учатся эти подростки, полиция и прокуратура наказали виновных сразу, проблемы бы не было. Но даже в этой ситуации никто не встал на защиту заслуженного педагога – ни правоохранители, ни школа, в которой эти подростки учатся. «Девочки в классе засмеялись» – они не виноваты? Это такое же оскорбление. Где руководство школы, которое обязано было вызвать инспектора ПДН и поставить подонков на учет? Теперь школа лишится заслуженного педагога, и кто от этого больше всего пострадает? Наше образование и общество. Вот когда наши чиновники поймут, что значительная часть учителей уходит с любимой работы даже не из-за зарплаты, а из-за отсутствия уважения к ним, тогда ситуация начнет меняться.

– Подготовка учителей должна учитывать новые реалии в школах? Они должны быть подготовлены к подобным ситуациям?

– Конечно, такие уроки и сейчас должны быть в программах педвузов. Это и психология подростков, и психология общества, и уроки права – все это всегда было в программах педвузов. Но важно изменить практику, когда дитяти и его родители, особенно наглые и богатые, всегда правы, и одними законами здесь мало что исправишь. Разве что за подобное поведение надо наказывать родителей. Рублём. В порядке внесения такой статьи в Кодекс об административных правонарушениях.

– Все это наследство, включая и ситуацию с дисциплиной в школах, досталось нашей стране из 90-х, когда реформаторы разваливали все, что могли. Насколько я понимаю, из-за этого же пострадала и наша наука, которую сегодня чиновники пытаются «поднять с колен»?

– Помню, как несколько лет назад Чубайс заявил, что всегда ненавидел советскую школу из-за дисциплины и обязанности «ходить строем». Он считал, что такие организации, как пионерия, не давали развиваться личности ребенка. Сегодня мы наглядно видим, какие «личности», включая того же Чубайса, развиваются при отсутствии дисциплины. И пожинаем плоды такой политики в отношении образования.

В результате беззакония 90-х годов беспрецедентно пострадала и наша наука, в том числе из-за внедрения рыночных реалий в науку и деятельность диссертационных советов, государство наплодило множество дутых кандидатов и даже докторов наук. А с нулевых годов началась обратная тенденция – сокращение количества диссоветов и ужесточение к ним требований, а также к диссертациям и диссертантам. Из-за этих требований трудно найти и диссовет, в котором можно защититься, и официальных оппонентов, и ведущую организацию, которая даёт заключение по диссертации. Например, официальный оппонент должен иметь не менее 5 публикаций в ведущих рецензируемых журналах именно по теме диссертации, причём исключительно за последние 5 лет («устаревшие» публикации не считаются, даже если это фундаментальная монография по теме диссертации). Не считаются публикации в сборниках по итогам конференций и в так называемых «мусорных» (не рецензируемых) и публицистических журналах. Не принимается во внимание даже то, что диссертант выбрал совершенно новую тему, по которой никто из ученых не имеет требуемого количества публикаций в ведущих журналах.

Подобное ужесточение требований в совокупности с другими причинами (низкое качество самих аспирантов, падение престижа науки в целом, нищенские зарплаты научно-педагогических кадров) привело к катастрофическому падению количества защищаемых диссертаций.

Так, в Институте права Тольяттинского государственного университета защищают кандидатские диссертации чуть более 20% аспирантов, а докторская диссертация за последние 10 лет защищена лишь одна. Между тем кадровое обеспечение научно-технологического развития регионов предполагает создание условий для воспроизводства кадров и роста количества участников инновационной цепочки. Внимание к этим вопросам усилилось в связи с демографическими проблемами и миграцией высококвалифицированных кадров за рубеж. Вовлечение в научные исследования и разработки начинается со студенческого звена, поэтому важна численность студентов, аспирантов и докторантов на 10 тысяч человек населения.

Спад интереса к продолжению обучения в аспирантуре и докторантуре негативно сказывается на численности исследователей с учеными степенями в будущем. Это усиливает остроту проблемы наращивания кадрового потенциала в научно-технологической сфере, о чём свидетельствует информация Российской государственной библиотеки (РГБ) о поступлении авторефератов диссертаций: за 2023 год их количество составило менее 8 тысяч, за 2022 год – 10,2 тысячи, за 2000 год – более 27,6 тысячи.

– Насколько я знаю, Вы сами по-прежнему готовите аспирантов к защите кандидатской диссертации?

– Недавно в Диссертационном совете Воронежского государственного университета успешно (ни единого голоса против) защитил кандидатскую диссертацию мой аспирант Качалов Александр Геннадьевич. Тема диссертации: «Электоральная активность и политический абсентеизм молодёжи: конституционно-правовой аспект». Электоральная активность – это активность участия в выборах органов государственной и муниципальной власти, а абсентеизм, наоборот, означает неучастие в выборах, отсутствие, политическую апатию (равнодушие) или политический протест в форме игнорирования выборов.

Александр Качалов всего в жизни добился сам, будучи полным сиротой: отца он никогда не знал, его мама умерла на операционном столе в результате медицинской ошибки, когда ему было 19 лет. Одной из последних его должностей была должность заместителя вице-губернатора, руководителя представительства Самарской области в Москве, до той поры, когда в октябре 2024 года «в три дня» был уволен прежний состав сотрудников…

Александру 36 лет. Это довольно большой возраст для защиты кандидатской диссертации, но получилось так, что после окончания первой аспирантуры ему не удалось защитить диссертацию по политологии из-за конфликта между научным руководителем и председателем Диссовета.

Пришлось заканчивать вторую аспирантуру, по конституционному праву, и вторично сдавать кандидатский экзамен не только по другой науке и специальности, но и по философии и иностранному языку. Все экзамены он сдал на «отлично».

                                            Беседовал Евгений ФЕДОРИНОВ

Другие статьи автора

Другие материалы номера