Дума о трамвае
Все чаще самый безопасный общественный транспорт России становится причиной гибели людей
Происшествия с трамваями в России давно перестали быть редкостью. Напомним, в прошлом году произошло страшное ДТП в Кемерово – у набитого пассажирами трамвая отказали тормоза. При движении неисправный вагон из-за высокой скорости накренился в повороте, в итоге распахнулись дверцы, и пассажиры стали выпадать под колеса движущихся по дороге автомобилей. Затем потерявший управление электротранспорт врезался в другой состав. Тогда из-за «цепи» аварий пострадало более 90 человек. Расследование этого происшествия не завершено до сих пор. И вот в России произошла новая трагедия, показывающая состояние некогда самого безопасного и экологически чистого общественного транспорта.
В Туле, на Пролетарском мосту, случилось масштабное ДТП с участием трамвая, двух маршруток и двух легковых автомобилей. По последним данным, авария унесла жизни пяти человек, ещё 21 пассажир получил травмы – от лёгких до крайне тяжёлых. Трамвай внезапно сошёл с рельсов и, набрав скорость, буквально снес две пассажирские маршрутки. Водитель одной из них отчаянно пытался избежать столкновения – резко вывернул руль, но в итоге врезался в столб. Как видно на видеокадрах, снятых сразу после ЧП, очевидцы до сих пор под впечатлением от случившегося и не могут прийти в себя – слишком неожиданно все произошло.
Один из пассажиров вспоминает с дрожью в голосе, как в момент удара у него выбило из рук телефон. Рядом с ним сидел мужчина, которому не повезло куда больше: у него оказалась сломана рука. Трагедия не оставила шансов еще четверым: трое пассажиров и водитель маршрутки погибли мгновенно. Их тела остались на месте аварии, став немым свидетельством чудовищной силы столкновения.
По предварительным данным СК РФ, трамвай сошёл с рельсов, после чего его заднюю часть занесло, что привело к столкновению с маршрутками. Среди погибших – три пассажира маршрутки и водитель. Еще один человек, по сообщениям СМИ, от полученных травм скончался в больнице.
Городские соцсети и СМИ сообщают, что трамвайные пути на этом участке неоднократно «горели» и дымились, а в последнюю неделю жители часто жаловались на качество дорожного полотна. Возгорание рельсов чиновники объяснили «обгоранием минусовой клеммы», отметив, что это не представляет угрозы для проезда трамвайных вагонов и автомобилей. Управление транспорта и дорожного хозяйства администрации Тулы опровергло версию о том, что причиной аварии мог стать дефект трамвайных путей. Начальник управления Владимир Маринин заявил, что последнее обследование и текущий ремонт участка, на котором произошло ДТП, проводился накануне аварии. Сам трамвай, по его словам, был полностью исправен и проходил предрейсовый осмотр перед выпуском на линию. Сообщается: такой же осмотр проходили все транспортные средства, участвовавшие в ДТП, – как маршрутки, так и трамваи.
СУ СК России по Тульской области возбудило уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшем по неосторожности смерть двух и более лиц (часть 3 статьи 238 УК РФ).
Трамвайный транспорт когда-то считался одним из самых безопасных и удобных средств передвижения в городах России. Но с течением времени многие трамвайные парки пришли в крайне запущенное состояние. Разбитые рельсы, старые провода и повсеместные технические неисправности приводят к частым авариям и даже возгораниям. Если обратиться к статистике, то в последние годы количество случаев ЧП с трамваями выросло в несколько раз. Это связано как с ухудшением состояния инфраструктуры, так и с устареванием подвижного состава.
Трамваи начинают гореть в прямом смысле – соцсети заполонены видеороликами с такими происшествиями. Так, за последние годы возгорания трамваев произошли в Краснодаре (4 случая за 1,5 года), Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и ряде других. Как правило, среди пассажиров жертв и пострадавших нет. Но сам факт того, что общественный транспорт, который прошел предрейсовый осмотр и был выпущен на линию, начинает гореть вместе с пассажирами, наводит на неприятные мысли. Основные причины возгораний – короткое замыкание, перегрев электрооборудования, неисправности после ремонта.
Как правило, повреждённые вагоны требуют дорогостоящего ремонта или списываются. Причем нельзя отнести все эти случаи на счет устаревшего подвижного состава – так, в Самаре горел совсем новый трамвай, только недавно вышедший на линию. А в Санкт-Петербурге сгорела машина, только что вышедшая на линию после трехмесячного ремонта.
По данным на 2023 год, износ электротранспорта в городах РФ составлял от 60 до 80 процентов, а в некоторых регионах, например, в Ростовской области, достигал 87. Это приводило к частым поломкам, отказам тормозной системы, возгораниям из-за неисправностей электрооборудования.
В Омске на 2022 год износ парка трамваев составлял более 70 процентов, а рельсового полотна – более 90. В Ростовской области по данным на июль 2025 года износ электротранспорта достиг 87 процентов.
В Екатеринбурге средний «возраст» трамваев в 2019 году достигал 34 лет, троллейбусов – 22 года, при этом амортизационный срок эксплуатации трамвая составляет 20 лет, троллейбуса – 12.
Отметим, что многие предприятия электротранспорта получают средства по остаточному принципу, что ограничивает возможности для полноценного обслуживания и обновления парка. Это же проблема касается и оплаты труда специалистов – она, как правило, гораздо ниже среднерыночной. Люди уходят, и на предприятиях часто не хватает квалифицированных специалистов и комплектующих для ремонта, что вынуждает использовать временные решения (например, ремонт «на проволочку» или «изоленту»).
Неполноценное обслуживание техники снижает её надёжность. Часто поломки устраняют прямо на линии «на скорую руку», что создаёт дополнительные риски. И такие поломки как инфраструктуры, так и подвижного состава в стране обусловлены не только износом, но ошибками при ремонте транспорта.
Неэффективные ремонты, недостаточное качество запчастей и плохая подготовка персонала – это основные причины, которые в значительной мере влияют на безопасность трамвайного транспорта. Часто подрядчики, выполняющие работы, не имеют достаточных знаний о технических характеристиках, что и приводит к ошибкам. Кроме того, использование неоригинальных запчастей часто отрицательно сказывается на надежности. Необходима более строгая система контроля качества.
Современные технологии могут значительно повлиять на безопасность трамвайного транспорта. Внедрение более современных систем, таких как автоматизированные системы управления движением, позволит не только повысить безопасность, но и улучшить качество обслуживания.
Инженерно-технический состав и обслуживающий персонал электротранспорта должны получать достойную заработную плату и постоянно проходить обучение, и их квалификация не должна вызывать сомнений. Это позволит не только повысить качество обслуживания, но и снизить риск ошибок при эксплуатации техники.
Необходимость обновления трамвайного парка и инфраструктуры в российских городах становится все более очевидной. Устаревшие технологии, неудовлетворительное состояние рельсов и электрооборудования, а также недостаток средств – все это ставит под угрозу безопасность миллионов пассажиров. Однако комплексный государственный подход к решению этих проблем, включая модернизацию, повышение квалификации персонала и внедрение новых технологий, может существенно повысить уровень безопасности.
Евгений ФЕДОРИНОВ
Фото с сайта 27.vchs.gov.ru

