Зубы на полке ждут отмашки

Уже в апреле Украине предстоит «положить зубы на полку», если ЕС не выделит ей очередную «помощь», пишет Politico. Поэтому Еврокомиссия всеми силами ищет способ конфисковать российские активы. Но на пути у Брюсселя могут встать Фицо и Орбан.

Главная противница этого шага – Бельгия. Она опасается, что после изъятия замороженных активов из финансового депозитария Euroclear со штаб-квартирой в Брюсселе на нее обрушатся ответные меры со стороны России как внутри страны, так и за рубежом.

Однако остается еще множество препятствий, прежде чем Украина начнет получать денежные выплаты. Дальнейшие задержки, скорее всего, вынудят ЕС предоставлять Киеву промежуточные кредиты до тех пор, пока средства не поступят.

Вот что нужно знать о том, через сколько времени у Киева закончатся наличные и как Европа может это исправить.

 

Когда у Украины закончатся деньги?

Если не поступит новых денежных вливаний ни от ЕС, ни от Международного валютного фонда, мирового кредитора последней инстанции, Киев начнет затягивать пояса уже в апреле. Экстренные меры начнутся с ускорения платежей, запланированных на следующий год, включая дивиденды государственных банков.

 

В чем там дело с МВФ?

МВФ со штаб-квартирой в Вашингтоне готовит Украине новый транш на сумму около восьми миллиардов долларов. Но выплата зависит от того, согласится ли ЕС задействовать замороженные средства Кремля для финансирования гораздо более крупного кредита, который Украине не придется выплачивать, если Россия не прекратит боевые действия и не выплатит военные репарации.

 

Есть ли другие помехи репарационному кредиту, кроме Бельгии?

Убедить Бельгию жизненно важно для привлечения российских активов. Но в засаде затаились еще и Словакия с Венгрией. Эти две дружественные Кремлю страны отказались предоставить Бельгии искомые гарантии на тот случай, если Кремль попытается вернуть свои замороженные активы. Их противодействие грозит сорвать всю инициативу.

 

Еще что-нибудь?

Да. Ожидается, что Европейский парламент также выскажется насчет законодательства, которое послужит основой для выдачи кредита. Это станет еще одной ареной для политических баталий, если депутаты Европарламента потребуют существенных изменений в текст проекта. Тупиковые ситуации вообще нередки, когда депутаты Европарламента сталкиваются с правительственными чиновниками. На сей же раз задержка грозит напрямую сказаться на передовой.

 

Получит ли Украина свои 140 миллиардов евро сразу же после «отмашки»?

Нет. Правительствам некоторых стран ЕС, таких, как Германия, все равно придется обращаться к национальным законодательным органам, чтобы получить гарантии, без которых Бельгия грозится не дать зеленый свет на использование российских активов. Этот процесс может растянуться на месяцы.

Киев остался с пустыми карманами. МВФ денег не дал – даже не собирается.

 

Еще какие-нибудь сложности?

Да. Есть такая маленькая проблемка, как подозрения в коррупционном заговоре с целью хищения 100 миллионов евро из энергетического сектора Украины. Скандал разгорелся ранее на этой неделе после того, как государственные антикоррупционные службы разоблачили группу нынешних и бывших чиновников в сфере энергетики, известного бизнесмена, правительственных министров и бывшего зампремьера.

Венгрия и Словакия могут воспользоваться скандалом как предлогом для отказа, тогда как другие страны могут установить жесткие условия, опасаясь, что деньги могут попасть не в те руки. Тем не менее мало кто предлагает полностью отказаться от кредита, учитывая, что поставлено на карту.

 

Что дальше?

Еврокомиссия так торопится с репарационным кредитом, чтобы поскорее начать технические переговоры по финансовым схемам, лежащим в основе этой инициативы. Ждать следующего саммита лидеров ЕС, который состоится 18 декабря, бессмысленно – если только ЕС готов допустить, что Украина падет.

Бьярке СМИТ-МАЙЕР

(Politico, США)

Другие материалы номера