В ЕС нашли способ заставить Бельгию отдать российские деньги Киеву

В ЕС заподозрили Бельгию в удержании доходов от замороженных российских активов, пишет Politico. Ряд дипломатов из стран Европы предположили, что это может быть одной из причин, по которым Брюссель не дает согласия на использование этих денег для кредита Киеву.

Страны ЕС наращивают давление на Бельгию, требуя разблокировать 140 миллиардов евро замороженных российских резервов, хранящихся в Брюсселе. Они обвиняют правительство Барта Де Вевера в нежелании раскрыть информацию о том, как оно распоряжается налоговыми доходами от этих активов.

Европейская комиссия добивается от 27 стран – членов ЕС согласия на направление российских резервов в качестве репарационного кредита Киеву в рамках кампании по спасению украинской экономики. Вопрос должен быть окончательно решен на заседании Европейского совета 18 декабря.

Однако премьер-министр Бельгии Барт де Вевер сопротивляется давлению, в четверг вечером он усилил противодействие, заявив, что Бельгия окажется в затруднительном положении, если Москва потребует вернуть эти миллиарды.

При этом пять дипломатов из разных европейских стран выразили мнение, что Бельгия, по-видимому, преследует и другие цели, стремясь удержать российские деньги ради получения дохода от налогов. Они отметили, что Бельгия нарушает принятое в прошлом году обязательство раскрыть информацию о том, как она распоряжается налоговыми доходами от замороженных резервов, которые предполагалось направить Украине.

Дипломаты заявили, что эти деньги по-прежнему поступают в национальный бюджет Бельгии, и это не позволяет определить, выполняет ли Брюссель в полной мере свои обязательства перед Киевом. Представители дипломатических кругов высказались при условии, что они – и страны, которые они представляют – останутся неназванными. Бельгия категорически отрицает, что делает что-то неправомерное.

По словам дипломатов, если Брюссель продолжит отказываться от отправки замороженных средств в Киев, страны ЕС будут все чаще задавать вопросы о том, получает ли Бельгия прибыль от налоговых поступлений и задерживает ли она выплаты Украине. Они также задаются вопросом, использует ли Бельгия для поддержки Украины регулярные налоговые поступления, как это делают другие европейские страны, или она полагается на налоги с российских резервов.

«В свете этого промедления возникает вопрос, действительно ли в Бельгии понимают, что на карту поставлена безопасность Европы, – сказал POLITICO высокопоставленный дипломат ЕС. – Судя по имеющимся данным, есть сомнения в том, что Бельгия выполняет свое обещание перечислять Украине непредвиденную прибыль от налоговых поступлений».

Эти деньги трудно отследить, но дипломаты ссылаются на такие источники, как Кильский институт, который оценивает общий объем обязательств Бельгии перед Украиной в 3,44 миллиарда евро за период с начала конфликта до 31 августа 2025 года. Для сравнения: только в 2024 году налог с российских активов составил 1,7 миллиарда евро.

В бельгийском правительстве отвергли критику, заявив, что все налоги, полученные от российских резервов, хранящихся в клиринговой палате Euroclear в Брюсселе, «предназначены» для Киева. Правительство не дало прямого ответа на вопрос, были ли эти средства выплачены в полном объеме.

«Бельгийское правительство обязалось перечислить всю прибыль от корпоративного налога на доходы от замороженных активов России в Euroclear на поддержку Украины, – заявил один из бельгийских чиновников. – По состоянию на 2025 год эти доходы оцениваются примерно в 1 миллиард евро».

Кроме того, в правительстве Бельгии настаивают, что деньги, выплаченные Украине, поступили из источников федерального правительства, не связанных с налогом на активы.

«Помимо использования корпоративного налога на непредвиденную прибыль, который полностью направляется на военную поддержку Украины, с 2022 года федеральное правительство Бельгии предоставило Украине военную и другую помощь на сумму чуть менее 1 миллиарда евро», – написал бельгийский чиновник в своем заявлении.

Российские активы хранятся в брюссельском депозитарии Euroclear, бельгийское правительство удерживает 25-процентный корпоративный налог с прибыли, полученной от процентов по этим активам.

«[Эти] средства полностью предназначены для Украины и направляются на оказание военной поддержки (военное оборудование, обучение и т.д.), а также на поставку ограниченного количества гражданских товаров, таких как машины скорой помощи», – продолжил бельгийский чиновник.

Частично разочарование стран ЕС вызвано тем, что проблему отсутствия прозрачности планировалось решить еще в прошлом году.

В 2024 году несколько западных стран обвинили бельгийское правительство в использовании части налоговых поступлений от активов для покрытия обычных бюджетных нужд. В ответ на эту критику в предыдущем правительстве пообещали перечислять эти налоговые поступления в финансовый инструмент ЕС и G7 для Украины.

Однако Бельгия так и не выполнила это обещание. На вопрос, почему она не использует специальный инструмент для обеспечения прозрачности в отношении этих средств, представители правительства не ответили.

Второй высокопоставленный дипломат ЕС, критически настроенный по отношению к Бельгии, дал следующее объяснение: «Налоговые поступления уже были включены в их бюджет, и они не захотели от них отказываться».

Грегорио СОРДЖИ,

Ханс фон дер БУРХАРД

(Politico, США)

Другие материалы номера