Вперед, без страха и сомненья!..

К 200-летию А.Н. Плещеева

Когда смотришь на портрет поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893), написанный художником Н.А. Ярошенко в 1887 году, то чувствуешь, как точно и выразительно переданы черты выдающегося человека, скромно называвшего себя «рядовым русской литературы». Вспоминается и сказанное о поэте критиком В.В. Воровским: «Нежный лирик, одухотворенный альтруистическими чувствами и гуманными идеями, свойственными передовым людям его поколения, он выступил сразу борцом «за свет и простор», «Он звал молодое поколение в ряды борцов». К этим словам, наверное, куда больше подходит литографический портрет П.Ф. Бореля, показывающий поэта в молодые годы, и напоминание, что в семье Ульяновых любимой песней была песня Плещеева:

По чувствам братья мы с тобой,

Мы в искупленье верим оба,

И будем мы питать до гроба

Вражду к бичам страны родной.

Когда ж пробьет желанный час

И встанут спящие народы –

Святое воинство свободы

В своих рядах увидит нас.

Слова у Плещеева не расходились с делом. Всерьез увлекшись социалистическими идеями, он вступил в кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, где по еженедельным «пятницам» обсуждались насущные темы общественно-политической жизни, актуальные публицистические произведения, например, «Письмо Белинского к Гоголю», из-за чего кружок был распущен, а большинство его членов, включая Плещеева, приговорили к расстрелу.

22 декабря 1849 года петрашевцев перевезли из Петропавловской крепости на Семеновский плац. Им зачитали приговор, но после проведения соответствующего ритуала (описанного Ф.М. Достоевским в романе «Идиот») объявили об изменении наказания: «вместо расстрела» А.Н. Плещеева «лишить всех прав, состояния и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».

Затем он был переведен рядовым отдельного Оренбургского корпуса в город Уральск, познав с лихвой тяжкую обстановку николаевской военщины. Обстановка эта смягчилась, когда ему стал покровительствовать губернатор В.А. Перовский, знакомый его матери…

Родился Алексей Плещеев 4 декабря (22 ноября) 1825 года в Костроме, в обедневшей дворянской семье. Отец Николай Сергеевич служил чиновником по особым поручениям при олонецком, вологодском, архангельском губернаторах. Детство Алексей провел близ Нижнего Новгорода, где отец с 1827 года был лесничим. Через пять лет отец умер, и мать Елена Сергеевна Горскина учила и воспитывала сына лома, наняв знающих учителей. По настоянию ее же он поступил в Петербургскую школу прапорщиков, однако излишняя муштра ему не нравилась, и он ушел оттуда, поступив на восточное отделение филологического факультета Петербургского университета, но учебу пришлось оставить по материальным причинам.

Зато при переезде в Петербург Плещеев познакомился на вечерах в доме издателя и редактора А.А. Краевского с выдающимися литераторами И.А. Гончаровым, Д.В. Григоровичем, А.Н. и В.Н. Майковыми, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Ф.М. Достоевским; стал печататься.

Свои первые стихи Алексей Плещеев послал П.А. Плетневу, ректору Петербургского университета, и тот в письме к Я.К. Гроту, педагогу, писал: «Видел ли ты в «Современнике» стихи с подписью А.П-въ? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса, Плещеев. У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал. Он идет по восточному отделению, живет с матерью, у которой он единственный сын».

В 1846 году вышел первый сборник стихотворений А.Н. Плещеева, куда вошли и произведения, проникнутые революционным пафосом; современники восприняли автора как «поэта-борца»; Н.Г. Чернышевский назвал их «прекрасным гимном», Н.А. Добролюбов увидел в них «смелый призыв, полный такой веры в себя, веры в людей, веры в лучшую будущность». А критик В.Н. Майков, брат поэта А.Н. Майкова, писал даже так: «Плещеев – бесспорно первый наш поэт в настоящее время… Он, как видно из его стихотворений, взялся за дело поэта по призванию, он сильно чувствует вопросы своего времени, страдает всеми недугами века, болезненно мучится несовершенствами общества».

В 1947–1948 годах Плещеев печатается в издаваемом литератором и предпринимателем А.А. Краевским журнале «Отечественные записки», тираж которых достигал четырех тысяч подписчиков, что являлось большим, если не сказать огромным, по тем временам числом. Однако из редакции ушел В.Г. Белинский, резко разошедшийся во взглядах с издателем А.А. Краевским, а ведь именно он, Виссарион Григорьевич, и его соратники обеспечили журналу столь важный подъем. После ухода Белинского политика журнала начала постепенно смещаться в правоцентристскую сторону.

Плещеев же писал:

Да! Этот мир хорош, но право наслаждаться

Даровано ли всем могучею судьбой?

Здесь узники вдали от родины томятся,

Там в рубище бедняк с протянутой рукой.

Тот в солнечных лучах напрасно ищет взором, –

От зноя отдохнуть нет крова у него!

…Не для него красы улыбка молодая,

Его трудов другим всегда назначен плод.

Под тяжким бременем нужды изнемогая,

Прекрасным этот мир бедняк не назовет!..

Переплетение лирических и социальных тем обусловило популярность поэзии Плещеева в различных кругах общества, когда одних привлекал пафос неприятия несправедливости, а других любовные переживания или тонко выписываемые пейзажи, вроде: «Не умолкай, не умолкай! / Отрадны сердцу эти звуки, / Хоть на единый миг пускай / В груди больной задремлют муки. / Волненья прошлых, давних дней / Мне песнь твоя напоминает, / И льются слезы из очей, / И сладко сердце замирает».

Или: «Осень наступила, / Высохли цветы, / И глядят уныло голые кусты. / Вянет и желтеет травка на лугах, / Только зеленеет / Озимь на полях. / Туча небо кроет, / Солнце не блестит, / Ветер в поле воет, / Дождик моросит. / Зашумели воды / Быстрого ручья, / Птички улетели в дальние края».

Музыкальность плещеевского слога привлекала многих и многих композиторов; на его стихи писали А.С. Аренский, А.Е. Варламов, А.Т. Гречанинов, В.С. Калинников, Ц.А. Кюи, С.М. Ляпунов, М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, М.М. Ипполитов-Иванов, Р.М. Глиэр. А пели романсы на слова Плещеева видные советские исполнители, в том числе Иван Козловский и Сергей Лемешев, Елена Образцова и Зара Долуханова, Марк Рейзен и Юрий Гуляев, Николай Охотников и Дмитрий Хворостовский.

Яркой страницей биографии Плещеева стало участие в марте 1853 года в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть в составе 4-го линейного батальона. Об этом Алексей Николаевич говорил: «Цель похода была благородна – защита утесненных, а ничто так не воодушевляет, как благородная цель». За проявленную в бою храбрость он был произведен в унтер-офицеры, а через некоторое время получил чин прапорщика, что давало возможность перейти на гражданскую службу, правда, «кроме столиц».

Он переезжает в Оренбург и поступает в «пограничную комиссию», где служит до сентября 1858 года, а затем переходит в канцелярию оренбургского гражданского губернатора.

Несмотря на служебные занятия, Плещеев старается не расставаться с поэзией, написав в те годы ряд стихотворений, обращенных к борцам за справедливость – и к себе тоже – не забывать гуманистические настроения молодости, быть верными своим идеалам, против «поникших навек», «истерзанных борьбой»: «И говорю тогда: явись, явись к нам снова, / Господь в наш бедный мир, где горе и разлад, / Да прозвучит еще божественное слово / И к жизни воззовет твоих отпадших чад!»

Обращение это было своевременным, ибо незримо и зримо шла подготовка к отмене крепостного права, обсуждались назревшие вопросы преобразования общества. Пишет он и прозу, в частности, для детей; пьесы, которые не без успеха шли на русской сцене; критические статьи; переводит европейских классиков – Гейне, Байрона, Золя, Стендаля, Петефи, Мура, из славян – Шевченко.

Александр Блок чутко подчеркивал, что плещеевские стихи «будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства». И чувства эти были нередко обращены к самому себе, к молодым годам своим, когда бывает стремление жить совестливо, отдавать пыл своего сердца счастливым мгновениям любви к людям, прежде всего обездоленным, страдающим от жизненной неуютности. «Как больно мне!» – восклицает поэт, говоря о тех, кто «истерзан борьбою», кого он называет «поникшим человеком». Но нет, нельзя предаваться унынию, призывает поэт, и призыв идет из глубин его души, ранимой и мужественной, гордой и всеобъемлющей, что отчетливо звучит вот в этом стихотворении: «Мне страшно, страшно за себя; / Боюсь, чтоб сердце вовсе не остыло, / Чтоб не утратил чувства я, / Пока в крови огонь и в теле сила. / Годами я еще не стар… / О боже, всех, кто жаждет искупленья, / Не дай, чтоб пеплом сердца жар / Засыпало мертвящее сомненье!»

«Сердечный жар» связывал поэта с Николаем Гавриловичем Чернышевским, чью революционную деятельность он считал «безукоризненной и полезной» и кому посвятил стихи, написанные в 1863 году, но опубликованные только в 1905 году:

Честные люди, дорогой тернистою

К свету идущие твердой стопой,

Волей железною, совестью чистою

Страшны вы злобе людской!

Пусть не сплетает венки вам победные

Горем задавленный, спящий народ,

Ваши труды не погибнут бесследные,

Доброе семя даст плод.

Нередко Плещеева называют поэтом некрасовской школы. Это и верно, и неверно. Неверно потому, что он был самобытнее других, именуемых данным определением. Скорее его следует называть работником некрасовской школы. По предложению Николая Алексеевича Некрасова Плещеев, пытавшийся издавать в Москве газету, переезжает в Петербург и становится секретарем редакции «Отечественных записок», когда Некрасов возглавил журнал. После же смерти Некрасова Плещеев заведует стихотворным отделом, потом участвует в организации журнала «Северный вестник», проводя в жизнь идеи В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А Добролюбова.

Памяти Некрасова Плещеев посвятил взволнованно печальные, но и обращенные к будущему строки, подчеркивая, что он, Некрасов, «Пел о желанных, лучших днях, / Народа прозревая силы, / И песнь его в людских сердцах / К неправде ненависть будила… / Он смолк… / Его не слышно нам… / Но в песнях, полных вдохновенья, / Он юным завещал певцам / Народу честное служенье!»

Сам Алексей Николаевич Плещеев – при разных метаниях своего лирического героя – был человеком твердого характера, свободолюбивых убеждений, широкой и доброй души. Познав горе и нужду, гонения и непонимание, он оставался верным передовым настроениям в обществе, помогал и другим, чем мог, от души и сердца. Неожиданно разбогатев в конце жизни по случаю наследования состояния пензенского родственника А.П. Плещеева, он создает фонды имени В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского, вносит большую сумму в Литературный фонд, финансирует журнал Н.К. Михайловского и В.Г. Короленко «Русское богатство», поддерживает бедствующих литераторов.

Приехав в Париж, в Ниццу на лечение, Плещеев помогает и там русским людям, но ему становится все хуже и хуже, и 8 октября (26 сентября) 1893 года А.Н. Плещеев умирает. Тело его перевозят в Москву и захоранивают на территории Новодевичьего монастыря. На похороны пришло много молодежи; траурные речи были властями запрещены, лишь К.Д. Бальмонт произнес стихотворную речь: «Его душа чиста как белый снег, / Был для него святыней человек, / Он был всегда певцом добра и света, / К униженным он полон был любви, / О, молодость! / Склонись, благослови, / Остывший прах / Умершего поэта!»

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Вперед, без страха и сомненья…» пользовалось огромной популярностью в революционной рабочей среде и имело множество вариантов. Один из них, наиболее распространенный, переписываемый в листовках, звучал так:

Вперед, без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Давно уж жаждет единенья

Рабочих дружная семья!

Мы подадим друг другу руки,

Соединившись в тесный круг,

И пусть на пытки и на муки

Пойдет за друга верный друг.

Хотим мы радости и света,

Да сгинет рабства гнусный век!

Ужель у матери-природы

Не равен каждый человек?

Завет нам вечный Марксом дан,

Тому завету подчиняйтесь:

«Тесней, рабочие всех стран,

В один Союз объединяйтесь!»

Гимном рабочих называли эти стихи. Они и сейчас звучат не менее современно, чем тогда.

Итак, вперед, без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург – Ленинград

На фото: Портрет поэта А. Н. Плещеева. Литограф Пётр Федорович Борель. 1859 г.

Другие статьи автора

Другие материалы номера