Писатель морской закалки

Заметки к 125-летию со дня рождения В.В. Вишневского

«На диво миру развернутся такие новые пятилетки, построим такого размаха дороги, каналы, порты, вокзалы, заводы, фермы, города, дворцы и парки – что станет страна наша местом паломничества», – говорил Всеволод Витальевич Вишневский, писатель-коммунист, агитатор и мечтатель, боевой моряк, прошедший все войны XX века, приветствуя в Берлине выстрелами в воздух из револьвера, словно личным салютом, Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Победе отдал он столько ратных и творческих сил!

Вглядываясь вдумчиво и внимательно, как с каждым послевоенным годом обустраивается и хорошеет его родной город на Неве, любимый его Ленинград, он с воодушевлением, большой гордостью помечал: «Так будет и впредь. Верь этому, товарищ, друг, брат. Ты сын великого, самого великого, поразительного народа, чья мощь и гений необъятны. Все залечим, все отстроим!»

А вот чему Вишневский наверняка никогда бы не поверил, что будет развален Советский Союз, ликвидирована предателями Советская власть, за которую он страстно и самоотверженно боролся. Ныне живущие еще предатели и их потомки упрекают писателя в «сталинизме», в неприятии творчества Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Михаила Булгакова, кто имел белогвардейские убеждения и действовал в согласии с ними, и лишь заступничество вождя позволило ему спокойно работать в МХАТе и за письменным столом.

Где-то даже встретилась фраза: «…в журнале «Знамя» (главный редактор В. Вишневский. – Э.Ш.) был напечатан ряд стихов А. Ахматовой, что послужило поводом для травли поэтессы». Получается, что печатать не надо было? И вроде забыли, что именно по приказу И.В. Сталина большинство людей из художественной интеллигенции вывезли в эвакуацию в республики Средней Азии, тогда как Всеволод Витальевич оставался в блокадном голодающем Ленинграде, работал на радио.

Будучи специальным корреспондентом «Правды», выезжал на фронт, выступал перед бойцами, делился своим пайком с другими, сам же дошел до дистрофии и чудом остался жив. В дневнике, который он изо дня в день вел, например, записано: «Присядь, товарищ, гражданин, гражданка, к столу, напиши письмо бойцам… беззаветно бьются командиры, бойцы – в окопах, на море, в воздухе. Обласкай их добрым словом, навести в госпиталях, одари скромным подарком, согрей. Напиши, скажи бойцу о том, что город наш мы бережем, лелеем».

Всеволод Вишневский прошел со своей страной всеми ее трудными, извилистыми дорогами. Об этом убедительно свидетельствует каждая строчка его биографии. Происходил он из потомственных дворян; родился 21 (8) декабря 1900 года, отец Виталий Петрович Вишневский работал землемером, мать Анна Александровна Головачевская – медицинской сестрой; окончил первую Санкт-Петербургскую гимназию, а во время Первой мировой войны сбежал на фронт, ранен, награжден Георгиевским крестом и двумя медалями.

Сразу приняв сторону большевиков, активно участвовал в Октябрьской революции и гражданской войне; в 1918 году был бойцом морского берегового отряда, затем пулеметчиком кораблей Волжской военной флотилии «Ваня-коммунист» №5, пулеметчиком бронепоездов «Грозный» и «Коммунар» №56, воевал в Первой конной армии под командованием С.М. Буденного. Когда Вишневский выпустит в 1930 году в издательстве «Федерация» пятитысячным тиражом свою первую пьесу об этой армии, Семен Михайлович напишет предисловие к ней, где подчеркнет: «Первая конная – наша конармейская пьеса. Она создана теми бойцами, которые сражались против Деникина, Колчака и Врангеля. Бойцу, пулеметчику Вишневскому выпала на долю большая заслуга претворить в художественные образы и слова товарищей по великим походам».

Боевая и литературная работа Всеволода Витальевича не раздельны. Он воевал и писал, писал и воевал, писал не только горячую публицистику – это само собой – но и вещи художественные: рассказы, повести, драмы. В 1924 году вышел сборник рассказов «За власть Советов», дальше последовали «Первая конная», публицистическая трагедия «На Западе бой», «Последний решительный» и, наконец, «Оптимистическая трагедия», наиболее известная его пьеса, ставящуюся на разных сценах и поныне.

Говоря о ней, Вишневский особо отмечал: «Крайне важно поставить проблему: возможна ли трагедия в условиях бесклассового общества? Думаю, что можно сказать: да, они будут! Беспримерные образцы греческой, германской и английской трагедии будут перекрыты беспримерными образцами нового искусства – оптимистическими трагедиями!.. Я думаю, что даже и в бесклассовом обществе жизнь будет построена отнюдь не на одних улыбках, – жизнь остается жизнью, страсти не будут сняты…»

В «Оптимистической трагедии» отчетливо прослеживается тема партии; конфликт  женщины-Комиссара, олицетворяющей эту тему, с анархистами, что представлены Вожаком, развертывается на корабле динамично, в ярких диалогах, разноплановых образах, выявляя справедливость партии в поступках прежде всего главной героини. Ее в спектакле Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр), что поставил Г.А. Товстоногов (Ленинская премия Георгию Александровичу и Юрию Владимировичу Толубееву за роль Вожака), играет Ольга Лебзак, в мосфильмовской картине, поставленной С.И. Самсоновым, – Маргарита Володина.

Комиссар, как показано, находится не над людьми, а рядом с ними, вместе, стремясь из отряда анархиствующего создать боеспособный революционный отряд, и это ей удается ценой неимоверных усилий и в итоге – смерти. Однако оптимизм пьесы преобладает над трагическими событиями, и мы верим в такой оптимизм, настраиваемся на ноту воодушевляющую, ибо жизненная достоверность происходящего на сцене и на экране сопряжено с уверенностью, что под руководством нашей партии будущее станет лучше, честнее, богаче материально и духовно, справедливее и потому счастливее.

Признанной удачей Вишневского будет снятый по его сценарию фильм «Мы из Кронштадта», о котором С.М. Эйзенштейн скажет: «Картина отличается масштабностью в обрисовке образов и событий и яркой разработкой индивидуальных характеров». Оценка та особенно важна, потому что тут писатель сумел достичь органического единства в отображении героя и массы, а заглавный герой Артем Балашов в исполнении артиста Григория Бушуева создает  многомерный образ командира, организующего отряд моряков, который в 1919 году дал отпор войскам Юденича под Петроградом, и храбрость моряков, их преданность революции побеждает.

Это тоже «оптимистическая трагедия» – и тема, и жанр, к ним Всеволод Витальевич возвратится еще не раз и не два, сделав их предметом своих драматургических и публицистических исследований. Недаром, думается, через год после выхода фильма, в 1937 году, Вишневский вступит в ВКП(б). А мы, мальчишки военных лет, помню, по многу раз смотрели «Мы из Кронштадта», мысленно переносясь на фронты Великой Отечественной войны, где сражались с фашистами наши отцы.

В том году Вишневский напишет роман «Мы, русский народ», превратив его потом в сценарий, а режиссер В.П. Строева поставит на «Мосфильме» в 1965 году картину, писатель же, комментируя роман и сценарий, подчеркнет: «Мне хотелось написать сценарий о сути русского народа: что это за народ, как он борется, его реальные возможности, его черты, его суть». Этим возможностям, этим чертам, этой сути – их изучению и воплощению в творчестве – писатель посвятит всю свою жизнь. являясь сам достойным сыном русского народа.

В блокадном Ленинграде он с Александром Кроном и Всеволодом Азаровым создадут к XXV годовщине Октября героическую оперетту «Раскинулось море широко», которую поставят с музыкой Виктора Витлина, Льва Круца, Николая Минха на сцене Театра музыкальной комедии, работающего тогда наряду с только что открытым Театром имени В.Ф. Комиссаржевской, а премьера состоится 7 ноября 1942 года. В спектакле мужественно и задорно представлена жизнь в блокаду, с призывом не отчаиваться, бороться и побеждать. Спектакль помогал людям жить, воодушевлял, звал к преодолению блокадных ужасов, к вере в Победу, чье 80-летие мы теперь отмечаем.

И вот война закончилась. Начались мирные будни, оказавшиеся не такими уж мирными. Пришла «холодная война» с ее новыми заботами и тяготами. У Всеволода Витальевича вовсю развернулся талант редактора, смелого, взыскательного, твердого. В журнале «Знамя», которым он руководил, была напечатана повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» – ее Вишневский продвигал на Сталинскую премию – и добился своего.

«До чего мне повезло все-таки, что попал я именно к Вам, в «Знамя», – писал Вишневскому Виктор Некрасов. Опубликовал Вишневский и повесть Э. Казакевича «Двое в степи», что привело к увольнению Всеволода Витальевича и многих сотрудников. Это на заметку тем, кто критикует писателя и редактора за некий его «ярый его «сталинизм», игнорируя реальные факты и исторический контекст времени.

Ну, а когда Вишневский напишет «Незабываемый 1919-й», где режиссер фильма М.Э. Чиаурели покажет образ Сталина (М. Геловани) человеком подлинно великим, либеральных наскоков на авторов будет несть числа. Но, как говорил, по свидетельству маршала А.Е. Голованова и В.М. Молотова, Иосиф Виссарионович, «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее». Так и вышло.

Последние годы жизни Вишневский работал над романом «Война», однако не успел закончить. Перенеся два инсульта, он скончался 21 февраля 1951 года, на 52-м году жизни. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. В память о нем названы улицы в Ленинграде и Кронштадте. В Ленинграде на улице профессора Попова, 10, будет установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1942 по 1944 год жил и работал писатель Всеволод Витальевич Вишневский». В Кронштадте на улице Вишневского, 7, надпись более развернутая: «Вишневский Всеволод Витальевич – 1900–1951 – советский писатель, коммунист, лауреат Государственной премии (Сталинской, за «Незабываемый 1919-й». – Э.Ш.), капитан 1 ранга, балтиец. Участник Великой Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. В годы блокады Ленинграда – пламенный агитатор, военный корреспондент газеты «Правда».

Книги и пьесы Всеволода Витальевича Вишневского и поныне в литературном и политическом обиходе. Они свидетельствуют о героическом пути нашей Коммунистической партии, учат мужеству, стойкости, отваге в борьбе за социализм, справедливость, добрым отношениям между людьми.

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург – Ленинград

На фото: Кадр из фильма «Оптимистическая трагедия», 1963 г., реж. С. Самсонов

Другие статьи автора

Другие материалы номера