Битва за Байкал

9 декабря Государственная Дума сразу в двух чтениях одобрила поправки в федеральный закон «Об охране озера Байкал».

Изменения в законе допускают сплошные рубки леса и перевод земель лесного фонда в земли «иных категорий» под предлогом защиты экосистемы природного объекта.

Фракция КПРФ, которая провела по теме парламентских слушания, два круглых стола, в том числе с участием представителей правительства, не поддержала предложенный проект закона.

В 2023 г. в Государственную Думу был внесен и принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Документ более известен как «Проект закона о сплошных рубках на Байкале». В его первоначальной редакции разрешалось проведение сплошных рубок в целях строительства, реконструкции и эксплуатации автодорог, объектов коммунальной инфраструктуры, общепита и бытового обслуживания, для организации и осуществления передвижения посетителей экономической зоны «Ворота Байкала» и т.д.

Спустя два года партия власти стала спешить с принятием данного законопроекта – будто опасаясь, что широкая общественность до конца поймет смысл юридических загогулин и будет противостоять. И проект после многочисленных споров и обсуждений был все-таки переработан. На минувшем пленарном заседании законопроект был рассмотрен сразу в двух чтениях. Согласно финальной версии законопроекта, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещаются сплошные рубки лесных насаждений. Разрешаются лишь «сплошные рубки погибших лесных насаждений». Перечень земель лесного фонда и (или) лесных участков, на которых допускаются сплошные рубки погибших лесных насаждений, определяется Правительством Российской Федерации.

Кроме того, законопроект допускает перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли иных категорий для строительства и (или) реконструкции сооружений для защиты от негативного воздействия вод, опасных геологических и других природных процессов на уникальную экологическую систему озера Байкал, создания и (или) расширения мест погребений, а также для «обеспечения социально-экономического развития Байкальской природной территории» (для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения или функционирования особых экономических зон).

Лица, в интересах которых осуществляется вывод земель лесного фонда, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение в границах центральной экологической зоны или в буферной экологической зоне на площади, в пять раз превышающей площадь выводимых из фонда лесных земель.

С докладом по данному вопросу выступил председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, член фракции «Единая Россия» Д.Н. Кобылкин. Он признал, что «законопроект непростой». При этом отметил: «На основании поправок депутатов было принято решение отказаться от механизма сплошных рубок лесных насаждений. Законопроектом предусмотрен перевод земельных участков для создания таких объектов, но только после прохождения государственной экологической экспертизы, которая проводится на федеральном уровне».

Д.Н. Кобылкин, комментируя выступления депутатов фракции КПРФ О.А. Михайлова и В.М. Мархаева, посетовал, что ФЗ «Об охране озера Байкал» содержит слишком много запретов. «Это закон о запретах… Запреты, которые включены в этом законе, привели к тому, что мы с вами сегодня фиксируем по факту – ситуация ухудшается», – сказал докладчик. Он пожаловался на отсутствие туристической инфраструктуры и нехватку автодорог. Сказал, что необходимо принимать, как он выразился, «иногда горькие» законы, нужно «перешагивать и делать эти шаги».

Позицию фракции КПРФ по предложенному законопроекту озвучил С.Г. ЛЕВЧЕНКО:

– Представители всех фракций понимают, что у жителей, живущих на берегах Байкала, есть большие проблемы из-за запретов на ведение строительных дел и так далее. Но давайте подумаем, какую же новизну мы с вами предполагаем в этом законопроекте. Во-первых, в поправках к законопроекту говорится о главной экологической экспертизе. Но в ФЗ «Об охране озера Байкал» главэкспертиза или госэкспертиза также упоминается в двух статьях. Поэтому ничего нового в данном случае мы с вами не внесли. Во-вторых, федеральный закон запрещает сплошные рубки. То есть мы с вами опять же ничего нового не вносим. Третье. Вносится интересный пункт – лесовосстановление. При отсутствии возможности по каким-то причинам высадить деревья в Центральной экологической зоне, а это 200 километров от озера Байкал, лесовосстановление допускается за ее границами. Но вы приезжайте и посмотрите: возможно ли там провести лесовосстановление? У меня такое ощущение, что там никто не был. Мы где, в Калининграде теперь будем делать лесовосстановление, или еще где-нибудь?

Дальше. Что касается «для осуществления хозяйственной деятельности». В ст. 16 ФЗ «Об охране озера Байкал», который был принят 26 лет назад, есть норма, которая предусматривает разработку комплексной схемы охраны и использования природных ресурсов. Но ничего не сделано. Вместо этого предлагают сплошные рубки. Разве это улучшит экологическую ситуацию?

Мы предлагали сделать схему развития прибрежной территорий озера Байкал. Нет. Ушли от этого дела. Пришли к сплошным рубкам, как будто они гарантируют социально-экономическое развитие. Дальше. Нам многие говорили о том, что… (Микрофон отключен).

Представитель КПРФ не успел закончить свое выступление. Председатель Госдумы В.В. Володин сослался на регламент. Далее спикер поставил законопроект на голосование. Большинство депутатов голосовало «за». Фракция КПРФ голосовала «против».

kprf.ru

Другие материалы номера