Память не стынет

Ко дню памяти В.И. Ленина

День 21 января 1924 года навсегда вошел в историю России и всего человечества как неизбывно скорбный день. Когда пересматриваешь хроникальные кадры похорон Владимира Ильича Ленина, вновь и вновь задумываешься о роли, что играет этот подлинно героический гений в нашей жизни. «Героизм его совершенно лишен внешнего блеска, – пишет А.М. Горький в очерке «В.И. Ленин», – его героизм – это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, непоколебимо убежденного в возможности на земле социальной справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей». С Горьким перекликается Владимир Маяковский:

А если

           за всех смог

                                 направлять

                                                                     потоки явлений,

мы говорим –

   «пророк»,

                               мы говорим –

                                                        «гений».

Родившись в Симбирске, на Волге, Владимир Ульянов (Ленин) учился в Казанском университете, исключенный за участие в студенческой забастовке оттуда, приехал в Санкт-Петербург и, сдав экстерном весь университетский курс, целиком отдался революционной работе, объединил разрозненные дотоле марксистские кружки воедино и создал партию нового типа, совершившую в октябре 1917 года переворот, позже по праву названный Великой Октябрьской социалистической революцией. Эти факты известны и неопровержимы, сколь бы ни старались исказить их нынешние клеветники, сооружая всяческие «мумии» и «хроники», зарабатывая «тридцать сребреников» на великом имени, у них ничего не получится. Создание художественной Ленинианы – благодарная память потомков во славу великого своего вождя.

А.Н. Толстой «Хождение по мукам»: « – Где Ленин? – спросила Катя, вглядываясь с высоты пятого яруса (Большого театра. – Э.Ш.). Рощин, державший, не отпуская, ее худенькую руку, ответил также шепотом: – Тот, в черном пальто, видишь, он быстро пишет, поднял голову, бросает через стол записку… Это он… А с краю, худощавый, с черными усами – Сталин, тот, кто разгромил Деникина…»

Всеволод Иванов «Пархоменко»: «Ленин… спросил: – А кого вы любите из писателей? – Мамина-Сибиряка, сказал Пархоменко. – Ленин оглядел его еще раз и сказал: – Хороший писатель, Он посмотрел опять на дымку, застилавшую Замоскворечье, и медленно сказал: – Но Толстой лучше. Рекомендую перечесть».

Расул Гамзатов. «Горцы у Ленина»:

Незаметно и быстро часы пронеслись,

И послы Дагестана так счастливы были,

Что когда уж совсем уходить собрались,

То чуть-чуть про подарки свои не забыли.

 

И с улыбкой Ильич посмотрел на гостей,

Взял и бурку и шашку с насечкой горящей,

Взял и трубку

И, чтоб не расстроить друзей,

Им тогда не признался,

Что он некурящий…

 

С этих пор протекло много дней,

Много лет,

Но такое не может поблекнуть с годами.

И в музее хранится все тот же портрет,

Даже в зимнее время обвитый цветами.

А. Кононов «Рассказы о Ленине»: «Раньше кашинские крестьяне жгли у себя маленькие лампочки-коптилки; они горели еле-еле, тускло, зеленоватым светом. А теперь кто-то сказал, глядя на яркий электрический свет: – Вот и загорелась у нас лампочка Ильича… Стал Ленин прощаться с крестьянами. Попрощался, пошел к машине. Было совсем темно, холодный ноябрьский ветер дул в лицо. Когда отъехали уже далеко, Владимир Ильич оглянулся. Позади, среди темных полей, ярко светились окна кашинских изб».

Александр Твардовский «Ленин и печник»:

По морозцу мастер вышел

Оглянулся не спеша:

Дым столбом стоит над крышей –

То-то тяга хороша.

 

Счастлив, доверху доволен,

Как идет – не чует сам.

Старым садом, белым полем

На деревню зачесал…

 

Не спала жена, встречает:

– Где ты, как? – душа горит…

– Да у Ленина за чаем

Засиделся, – говорит…

Память человечества не стынет. Она, эта память, накапливается, превращаясь в незыблемые строки истории. Вот и сегодня, когда на планете снова крайне неспокойно, когда капиталисты во главе с американскими глобалистами принялись за очередной передел мира, вспоминается ленинский вывод: «Мировое господство есть, говоря кратко, содержание империалистической политики, продолжение которой является империалистическая война». Народы мира, руководимые коммунистами и им сочувствующими, самоотверженно борются против войны, склоняя головы перед великим Лениным, отдавшем жизнь за мир, справедливость и счастье людей.

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург – Ленинград

На фото: Ленин и печник. Рисунок советского периода. Из открытых источников

Другие статьи автора

Другие материалы номера