БРИКС планирует создать единую платежную платформу Brics Pay

Зарубежное досье

Страны БРИКС задались целью создать общую платежную систему для торговли и туризма Brics Pay, пишет Berliner Zeitung. Это не означает введения собственной валюты и отказа от доллара. Но финансовые потоки внутри БРИКС не будут завязаны на западные системы, что ограничит санкционные рычаги США и Европы.

Страны БРИКС продолжают развивать альтернативную финансовую инфраструктуру. Резервный банк Индии (RBI) предложил увязать национальные цифровые валюты центральных банков государств БРИКС между собой, чтобы упростить трансграничные расчеты в торговле и туризме. По сообщениям СМИ, инициативу планируют включить в повестку саммита БРИКС 2026 года, который пройдет в Индии.

Как утверждают источники в финансовых кругах Нью-Дели, RBI рекомендовал правительству Нарендры Моди официально внести это предложение в повестку встречи. Если его поддержат, это станет первой формальной попыткой стран БРИКС связать свои цифровые национальные валюты в рамках общей системы.

Обсуждения того, как снизить зависимость от доллара США, в БРИКС идут не первый год. Как уже писала Berliner Zeitung, в последние годы акцент смещается в сторону конкретной платежной инфраструктуры. Вместо давно обсуждавшейся общей валюты БРИКС сейчас в центре внимания – создание общего транзакционного механизма. Речь идет о системе Brics Pay.

Brics Pay должен связать национальные платежные системы и в перспективе интегрировать в них цифровые валюты центральных банков. Тогда операции можно будет проводить без обходных маршрутов через долларовые клиринговые центры или системы, где доминирует Запад, такие как SWIFT.

RBI при этом подчеркивает: речь не идет о целенаправленном отказе от доллара. Международное использование цифровой рупии подается как технический проект, планируемый ради повышения эффективности, снижения издержек и модернизации платежей. Однако рабочая связанная сеть цифровых валют центральных банков неизбежно означала бы, что платежные потоки внутри БРИКС в меньшей степени зависели бы от каналов, завязанных на доллар.

Но есть и другая сторона: проект пока в самом начале развития. Ни одна из крупнейших стран БРИКС еще не ввела цифровую валюту центрального банка в полноценный оборот, все остаются на стадии пилотных программ. Открытыми остаются и вопросы технической совместимости, и регуляторные темы.

Опыт последних лет показывает, какие риски несут подобные схемы. В торговле между Индией и Россией при расчетах в национальных валютах возникали заметные перекосы: в Москве накапливались крупные рублевые или рупийные остатки, которые было трудно использовать в дальнейшем. Чтобы избежать похожих эффектов, RBI рассматривает дополнительные инструменты, например валютные свопы или регулярные системы взаимозачета.

Сохраняются и политические сомнения. Уровень стратегического доверия внутри БРИКС различается. Даже в этой «незападной» группе есть сторонники жесткой линии, например Иран или Россия, и более умеренные игроки, такие как Индия, Бразилия или Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, геополитическое соперничество Китая и Индии усиливает напряжение внутри БРИКС. На Индийском субконтиненте опасаются, что структурное преобладание юаня может стать тормозящим фактором.

Западные страны внимательно следят за этими процессами. Даже если платежная система БРИКС заработает, это не означает немедленный конец глобальной роли доллара. Но в долгосрочной перспективе она способна ограничить санкционные рычаги США и их европейских союзников. В каком виде будет реализован Brics Pay, пока неясно. Однако план связать цифровые валюты центральных банков придает проекту первые конкретные институциональные очертания.

Николас БУТЫЛИН

(Berliner Zeitung, Германия)

Другие материалы номера