Украинская армия призраков

Около 2 миллионов украинцев призывного возраста находятся в розыске за уклонение от мобилизации, пишет Wirtualna Polska. Множество военных дезертировали. Власти реагируют репрессиями, что вызывает все более сильное сопротивление.

В течение длительного времени на Украине мужчин в возрасте до 27 лет, если у них не было боевого опыта и они не шли воевать добровольно, не призывали. В апреле 2024 года власти снизили нижний порог призыва до 25 лет, а верхний подняли до 60 лет. Наконец, в феврале 2025 года были введены годовые контракты для добровольцев в возрасте 18-24 лет.

В начале 2026 года Министерство обороны Украины сообщило, что в розыске за уклонение от мобилизации числятся около 2 миллионов мужчин призывного возраста. К этому нужно добавить еще около 200 тысяч военнослужащих, которые формально числятся в своих подразделениях, но на самом деле дезертировали.

Люди прячутся не в лесах или в каких-то схронах подальше от людских глаз. Чаще всего они живут в крупных городах, таких как Киев, Днепропетровск, Одесса или Харьков.

Многие скрывающиеся от военкомов мужчины сводят к минимуму выходы из дома, избегают общественного транспорта, торговых центров и любых мест, где могут появиться патрули ТЦК. Они работают удаленно или эпизодически, часто без заключения договоров, живут за счет сбережений или помощи семьи.

В городах создана неформальная система взаимного предупреждения. В мессенджерах и социальных сетях действуют местные группы, в которых люди информируют друг друга о проверке документов, о появлении жандармерии в метро, на вокзалах или в конкретных районах. Но это жизнь вполсилы, в серой зоне, без нормальной работы, без планов на будущее, без чувства безопасности.

Большую роль во всем этом процессе играет коррупция. Цены на такие «услуги» начинаются от нескольких тысяч долларов, а в более сложных случаях достигают десятков тысяч. Для многих жителей провинции это космические суммы. А для части среднего класса из крупных городов такая цена вполне приемлема. На фронт гораздо чаще попадают люди бедные, без нужных связей и денег. У них возможности обмануть систему нет.

Некоторые мужчины решаются на самый рискованный шаг и пытаются бежать из страны. Риск задержания или даже смерти высок, но для многих перспектива оказаться в окопе выглядит еще страшнее.

Государство реагирует в основном репрессиями и наказаниями. Увеличены штрафы, расширены полномочия сотрудников ТЦК, усилен контроль в общественных местах. Для большей части общества военные действия все чаще ассоциируется с неравномерно распределенным военным бременем. Уклонение от призыва стало элементом повседневной жизни.

Ничего уже невозможно изменить репрессиями, и власти оказались прижатыми к стене. Введение новых ограничений и наказаний встретит лишь сильное социальное сопротивление. Зеленский боялся реакции общества и падения своих рейтингов. Сейчас же падение поддержки власти в любом случае практически неизбежно.

Славек ЗАГУРСКИЙ,

Wirtualna Polska (Польша)

Другие материалы номера