1.
В течение нескольких дней потеряли свои посты сразу 4 руководителя российских регионов (которых у нас принято именовать губернаторами, хотя в Конституции никакого упоминания о губерниях нет – такой вот в нынешней России «федерализм»). Один из этих руководителей – Иван Белозерцев – пал жертвой собственной алчности и вороватости. Правоохранители задержали его за получение взятки размером 31 миллион рублей, а при обыске у него дома обнаружили еще около полумиллиарда (!) рублей. Трое других лишились кресла менее брутальным образом: Сергей Морозов из Ульяновской области, Вячеслав Битаров из Северной Осетии и Шалбан Кара-Оол из Тувы ушли «по собственному желанию».
Традиция отправлять в отставку губернаторов, как только начнется весна, сложилась у руководства страны давно. Весной 2018-го подали в отставку глава Башкирии Рустэм Хамитов, глава Забайкальского края Наталья Жданова и глава Курской области Александр Михайлов. В 2019 г. вместе с появлением подснежников оказались не у дел Александр Бердников из Республики Алтай и Алексей Орлов из Калмыкии. И даже коронавирусная весна 2020-го не заставила Кремль изменить своим привычкам – своих постов лишились Игорь Орлов из Архангельска, Сергей Гапликов из Республики Коми, с должности главы Ненецкого округа ушел Александр Цыбульский.
Политологи объясняют такую «весеннюю страду» властей желанием «подготовиться» к выборам, которые каждый год проводятся теперь в начале сентября (в этом году на кону еще больший куш – выборы в Госдуму). «Кремль» подчищает слабых руководителей, дает возможность новым назначенцам обжиться в регионе, попробовать «рычаги власти».
Причем некоторые из этих «слабых», извините за каламбур, «неслабо» насолили своим избирателям. Они натворили таких дел, что во вверенных им регионах население про них слышать не может и радо любому, кого поставят на их место. Фактически, избавляясь от таких токсичных «руководителей», центральная власть расписывается в ошибочности, даже провальности своей кадровой политики. А поскольку это происходит регулярно, то эти ошибки они исправлять не собираются, напротив, они пытаюсь получить с них политические дивиденды. Власти при этом якобы проявляют заботу о населении, у них вдруг «открываются глаза» на деяния предыдущего руководителя и на то, как живет простой народ.
Но, разумеется, реальное положение людей, живущих в регионах, власти предержащие на деле не интересует. Речь идет о расстановке «верных служак», которые обеспечат формальную легитимизацию режиму силовиков и нефтегазовых олигархов, не более.
Впрочем, это отдельный большой разговор. Эта же статья о том, на что усиленно обращают внимание СМИ все последние годы: на места проштрафившихся коллег все чаще приходят выпускники так называемой «школы губернаторов»… Что это такое? Зачем она понадобилась? Каковы ее перспективы? Помогает ли путинским губернаторам «школа»? Обо всем этом я и предлагаю порассуждать.
2.
Кадровая проблема – одна из самых важных проблем, стоящих перед современным российским режимом. Нельзя сказать, что совсем нет желающих возглавить регион или город, не говоря уже о должности члена руководства партии власти или посте в министерстве. Таких желающих хоть отбавляй. У нас в вузах давно уже одна из самых популярных специальностей – ГМУ, то есть «Государственное и муниципальное управление». Ушли в прошлое времена, когда абитуриенты рвались на экономические отделения и факультеты, желая стать бизнесменами, главами фирм, банков, компаний. Нынешние молодые люди хорошо понимают, что бизнесмен – это «дойная корова», с которого чиновники, от местных до рангов повыше, собирают ежемесячную дань. Поэтому они хотят быть не теми, кто заносит в высокие кабинеты сумки с наличностью, а теми, кому заносят. То есть владельцами этих кабинетов, а также должностей и регалий. Но в этом-то и состоит главная проблема властей. Государственный механизм, социально-экономические, культурные инфраструктуры за 30 лет господства в стране «либералов-западников» (сначала откровенных, а затем под масками «патриотов») все больше изнашиваются, дают сбои. Хочешь не хочешь, а стране нужны добросовестные специалисты и работники, как сейчас принято говорить – «технические губернаторы», «технические мэры», «технические главы районов», которые бы умели решить поставленные перед ними задачи – организовать ремонт труб, выплату зарплат бюджетников, могли бы успокоить разъяренных общественников, окоротить зарвавшихся застройщиков, оставляющих людей без жилья и без денег. Короче, нужны люди, которые не только бы наличность по заграничным счетам и по подвалам своих коттеджей рассовывали, а которые еще бы и эффективно выполняли свои должностные обязанности. А где их взять, если во власть в основном стремятся криминальные карьеристы: рвачи и хапуги с завидущими глазами и патологическим отсутствием совести? В госаппарате у нас давно уже действует закон отрицательного отбора. Суть его в том, что если на должность попадет человек честный, любящий свою работу, хороший профессионал, то он будет «белой вороной» для коллег и «головной болью» для начальства. Он не будет брать взяток, а значит будет очень опасен для взяточников, он не будет посылать наверх липовые отчеты, а значит, он испортит показатели. И его постепенно выдавят с должности, а иногда еще и «повесив» на него грехи его сослуживцев. Поэтому постепенно все складывается так, что люди честные, хорошие, принципиальные и профессиональные уклоняются от того, чтобы делать карьеру – себе дороже окажется, а разного рода подлецы и прохвосты уверенно движутся вверх, и страна и управление обществом разваливаются еще больше… Видимо, для того, чтобы остановить такой отрицательный отбор, и была придумана «школа губернаторов»…
3.
Такое название – «школа губернаторов» – получил проект «Программа кадрового резерва», запущенный в 2017 году при Высшей школе госуправления, являющейся частью так называемой «Президентской академии» – РАНХ и ГИС. Стать участником этого проекта непросто. Туда отбирают либо через тестирование, оценку способностей руководителя, либо через конкурс «Лидеры России». Но и в том, и в другом случае кандидаты проходят еще и через «фильтры» администрации президента РФ, за чиновниками которой последнее слово. Эта странная, таинственная, очень закрытая организация, которую политологи именуют «апэшечка», или «аптека», не имеет никаких властных полномочий по Конституции нашей страны. Ее чиновников не выбирает народ и не утверждает парламент и их действия закон регулирует лишь в самой общей, очень абстрактной форме. Тем не менее она сосредоточила у себя огромную власть и один звонок из ее кабинетов заставляет дрожать министров. Она занимается всем – от контроля за работой правительства и Госдумы до, как видим, подборки кадрового резерва.
Отобранные в АП кандидаты проходят девятимесячную учебу, слушают лекции ведущих специалистов, участвуют в мастер-классах, встречаясь с политологами, психологами, крупными федеральными госслужащими. Общественность откровенно повеселилась, когда в СМИ просочились сведения о том, что будущих губернаторов заставляют даже…прыгать с парашютом и ложиться под танк. Зачем будущим руководителям такие умения, непонятно.
В основу их обучения положены наработки еще советской школы «методологов», которую в 1960–1970-е создал Георгий Щедровицкий, один из основателей Московского методологического кружка (ММК), куда входили молодые Зиновьев, Грушин, Мамардашвили. Сам Георгий Петрович был сторонником своеобразного «технократического социализма» и разрабатывал методы моделирования жизненных ситуаций в игровой форме для укрепления советского строя и повышения профессионализма советских управленцев. Но вот его сын Петр Георгиевич Щедровицкий верой и правдой служит антисоветской олигархической власти, был советником госкорпорации «Росатом», с 2012 г. эксперт правительства РФ. По сведениям интернет-блога «Толкователь», именно в среде современных «методологов» была разработана концепция «Русского мира», которая активно стала использоваться президентом и правительством с 2014 г. Причем, судя по всему, в «русский мир» и славянское единство создатели концепции верят ровно столько, сколько они верили в марксизм, когда были членами ВЛКСМ и КПСС. Верить в это – удел простых людей, которым разработки политтехнологов внушают через сеть официозных СМИ. Для самих «инженеров человеческих умов» это просто инструмент реальной политики.
Одним из поклонников и своеобразных учеников (и одновременно покровителей) П.Г. Щедровицкого является Сергей Владиленович Кириенко (теперь вы понимаете, почему Щедровицкий-младший подвизался по линии «Росатома»). А Кириенко, как известно, куратор «школы губернаторов». Какие там методологические тренинги устраивают для будущих «руководителей», трудно представить. Особенно, если вспомнить, что, по утверждению зарубежной прессы и российских изданий, Кириенко еще в то время, когда он руководил нижегородским банком «Гарантия», проходил обучение в отделении американской «Церкви Хаббарда» («Хаббард-колледж»). Учился у сайентологов и тогдашний член штаба Немцова Михаил Тодорович. Мы не настаиваем на том, что эта информация достоверна, но она вызывает беспокойство. Одной из особенностей «Церкви Хаббарда» является то, что они внедряют своих адептов в руководящие структуры многих государств мира… Поэтому сайентологи запрещены в таких странах, как Германия.
А выпускников школы губернаторов много не только среди губернаторов. Многие из них стали министрами, главами госкорпораций, просто влиятельными госслужащими. Однако немалая часть выпускников действительно стали главами регионов. Это Игорь Артамонов (Липецкая обл.), Игорь Бабушкин (Астраханская обл.), Александр Осипов (Забайкальский край), Денис Паслер (Оренбургская обл.), Роман Старовойт (Курская обл.), Алексей Текслер (Челябинская обл.), Бату Хасиков (Республика Калмыкия), Олег Хорохордин (Республика Алтай), Андрей Чибис (Мурманская обл.), Вадим Шумков (Курганская обл.). Среди тех, кто получил бонусы от «весеннего губернаторопада-2021», есть также бывшие учащиеся «школы губернаторов», например, Александр Русских, который заменил Сергея Морозова в Ульяновской области.
4.
А как же с этим обстояло дело в советские времена? В РСФСР специальных «школ губернаторов» не было. Роль «губернаторов», то есть глав регионов РФ (автономных республик и областей РСФСР), выполняли первые секретари обкомов КПСС. Их школой была сама жизнь. Они дорастали до своих должностей, годами работая на производстве, затем в партии. Существовали, конечно, партшколы, университеты-марксизма ленинизма, но их роль преувеличивать не стоит. Они давали теоретическое знание, идеологическую подготовку, а самое важное для руководителя – практические навыки – можно было получить, только уже находясь на каком-либо начальственном посту.
При этом и без всяких «школ» в РСФСР было множество талантливых, крепких, волевых, опытных руководителей, которые хорошо знали ситуацию в своих регионах, были там рачительными хозяевами и заботились о нуждах земляков. Особенно отличались в этом смысле сибирские регионы. Здесь, конечно, нельзя не упомянуть Егора Кузьмича Лигачева, который был первым секретарем Томского обкома КПСС 17 лет – с 1963 по 1980-й г., и лишь потом ушел на повышение в Москву. В Томской области при Лигачеве были построены нефте- и газопроводы, пущен крупнейший нефтехимический комбинат, возведение которого получило статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Пребывание Лигачева в Томске было отмечено также пуском заводов полипропилена, метанола, формалина. Тогда были построены три аэропорта, автовокзал, ветка железной дороги, множество шоссейных дорог, мост через реку Томь. «Советский губернатор» заботился об обеспечении области продуктами, при нем построили сельскохозяйственные комплексы по производству молока, мяса, яиц, овощей, сеть птицефабрик.
И это не единичный пример. Пожилые оренбуржцы хорошо помнят Александра Власовича Коваленко, занимавшего пост первого секретаря местного обкома КПСС в 1964–1980 гг. За время его «губернаторства» в три раза увеличились производственные фонды в сельском хозяйстве, удвоилось производство мяса и молока, введено в эксплуатацию 3 птицефабрики на 200 тысяч кур-несушек каждая, построены Орский завод тракторных прицепов, Оренбургский комбинат шелковых тканей, Оренбургский газоперерабатывающий завод, Орская кондитерская фабрика, Ириклинская ГРЭС, Киембаевский асбестовый комбинат (Ясный), экспортный газопровод «Союз» (Оренбург–Западная граница СССР).
В соседней Башкирии помнят Мидхата Закировича Шакирова – первого секретаря Башкирского обкома с 1969 по 1987 г. Человек он был трудного, крутого характера, его сотрудники отзывались о нем противоречиво, но никто не мог оспорить то, что он был крупнейшим хозяйственником, государственным деятелем значимого масштаба. Сын известного башкирского просветителя, филолога, автора первых учебников башкирского языка Закира Шакирова, он решил посвятить себя индустрии. Прошел путь от самых низов, от простого рабочего, хотя мог бы, наверное, устроиться в институт, защитить диссертацию, пользуясь авторитетом отца, преподавать (в советские времена вузовские преподаватели получали хорошие деньги). С должности главного инженера завода он перешел в Уфимский горком, потом в обком. При нем в республике были построены Благовещенский биохимкомбинат, железная дорога «Чишмы–Белорецк», Благовещенская ТЭЦ, птицефабрики, множество объектов в разных городах. В общей сложности в строй вошли 1050 предприятий! При снятии с должности в 1987-м (после разгромной статьи в горбачевско-яковлевской «Правде») ему в вину вменяли авторитарные методы руководства, давление на подчиненных, необоснованные и скорые увольнения. Видимо, без этого не обходилось. Но было и другое – за 16 лет руководства он вывел республику в лидеры РСФСР и в области промышленности, и в области сельского хозяйства. При этом не воровал, не пристраивал родственников, служил верой и правдой, как умел, родной стране, родной республике и партии. Даже автомобиль не приобрел, пользовался служебным. Его сын – скромный преподаватель института, дочь – не менее скромный театровед, живут не в Швейцарии или Лондоне, а в Уфе, где и родились. Поэтому до сих пор Шакирова в Башкирии вспоминают добрым словом.
Такой же крепкий хозяйственник был и в Татарии, это Фикрят Ахмеджанович Табеев (первый секретарь с 1960 по 1979 г., затем – посол СССР в Афганистане и зампредседателя Совмина РСФСР). При нем был основан город Нефтекамск, построены Камская ГЭС и Заикинская ГРЭС, создан Камский автомобильный завод – знаменитый КамАЗ.
В Челябинске с 1954 г. был вторым секретарем, а с 1957 г. председателем совнархоза Михаил Сергеевич Соломенцев – крупный партийный и государственный деятель. Про него говорят, что он построил два Челябинска («закрытые города» «Челябинск-40» и «Челябинск-70») и поднял Нечерноземье (это уже, когда он работал в Москве, председателем Совмина РСФСР).
Такие они были – «советские губернаторы», которых ставила управлять регионами Коммунистическая партия, ее Центральный комитет и Политбюро. Строители заводов, железных дорог городов, ГЭС, создавшие весь тот материально-технический и социальный потенциал страны, каковым до сих пор пользуются нынешние «руководители». Они передавали свой опыт, свои умения младшим товарищам. И лучшие из глав регионов, промышленных гигантов, городов 1990-х и 2000-х – это ведь их ученики. К сожалению, некоторые из этих младших товарищей «отметились» участием в катастройке, в «реформах», и это их не красит. Но в той мере, в какой они не дали развалить все, сохранили хоть часть того наследия, что было создано при СССР, в качестве крепких хозяйственников противостояли совсем уж безумным экспериментам неолибералов Гайдара и Чубайса, они – наследники своих учителей. Это Кондратенко с Кубани, Шаймиев из Татарии, Рахимов из Башкирии, Стародубцев из Тулы и многие, многие другие…
Путину в заслугу ставят стабильность начала 2000-х. Но, как говорится, короля делает свита. Что, Путин лично, в ручном режиме управлял каждым регионом? До последнего времени оставалось немало губернаторов-тяжеловесов, людей советской выучки. Стабильность 2000-х – это и их заслуга. Когда они ушли (некоторые сами, по старости, а некоторым и путинская «апэшечка» помогла), всё и покатилось под откос. Сегодня при власти вроде тот же самый Путин, а ситуация в стране – и экономическая, и политическая, согласимся, не лучшая… И дело ведь не только в курсе доллара и ценах на нефть, но и в уходе целой генерации старых руководителей, на смену которым как раз и идут пресловутые выпускники «школы губернаторов». Справятся ли они? Вопрос сложный, сегодня ведь не только люди другого калибра, это было бы еще полбеды. Сегодня и руководители регионов поставлены в совсем другие условия. Советский первый секретарь и нынешний губернатор – это ведь фигуры с совершенно различным властным потенциалом (при всех разговорах о том, что в СССР-де все решал центр).
5.
Первый секретарь области или автономной республики РСФСР имел в руках не только политическую власть (а он ее имел, ее ему давало Политбюро, которое лишний раз по мелочам в его работу старалось не вмешиваться). Немаловажным являлось и то, что он располагал влиянием на экономические структуры своего региона. Зачастую он был к тому же и их создателем (вспомним, что все лучшие первые секретари старались поднять на своей территории заводы, комбинаты – Лигачев в Томске, Коваленко в Оренбуржье, Шакиров в Башкирии, Табеев в Татарии). Во-первых, такова была установка центрального руководства. Советский Кремль стремился развивать страну, модернизировать ее, создавать новые производственные мощности. Это было связано с самим характером социализма. Но есть и во-вторых. Первым секретарям было выгодно оснащать свои регионы заводами, птицефабриками, железными дорогами и аэропортами. Ведь если на территории есть крупное предприятие, центр выделяет для него ресурсы, а на них можно строить жилье, детсады, школы, пионерлагеря. В них заселяются, ходят, отдыхают не только работники предприятий, но и просто жители региона и их дети. Да и обеспечение региона продуктами, ширпотребом улучшается. А что нужно хорошему, рачительному хозяину региона? Чтобы люди лучше жили!
Между директорами этих предприятий и первыми секретарями, как правило, были нормальные, деловые отношения. Предприятия ведь не в частной собственности находились, а принадлежали государству, тому самому, что посылало на места руководить регионами партийных назначенцев. Получается, они одно общее дело делали и над ними стояло одно и то же начальство – Политбюро ЦК КПСС.
Конечно, первым секретарям не был подотчетен «силовой блок». Руководители местных КГБ, МВД – все это были назначенцы из центра. Но они тогда не составляли закрытую касту, «государство в государстве», кланы, которые действуют, исходя из своих интересов. Они тоже подчинялись партии, ЦК, Политбюро. Партия их контролировала и не давала им «зарываться». Глава региона мог не бояться, что за излишнюю активность он станет объектом «спецоперации», ради «пиара», ради «звездочек на погонах».
Современный губернатор – человек, который имеет очень ограниченную власть на территории, которая, как считается, отдана «под его руку». Начнем с того, что крупные предприятия, которые размещены в его субъекте, как правило, принадлежат уже не государству, а частным лицам. Нередко их владельцы – олигархи, обладатели миллиардных состояний, имеющие столь обширные связи на самом верху, что любой губернатор по сравнению с ними – все равно, что простой лейтенант по сравнению с генералом. Эти олигархи в том же регионе являют собой куда большую власть, чем тот, кого по закону считают главой региона. От их «взносов» критически зависит региональный бюджет. Значительная часть трудоспособного населения – работники их предприятий. При помощи коррупционных рычагов им подчинены иногда даже местные «силовики» как минимум из среды полицейских. Что же касается территории их собственности – предприятий, аэропортов, целых моногородов, то там вообще российские законы не действуют, там олигарх – царь и бог. Вспомним недавний скандал с экологической катастрофой в Норильске, за которую была ответственна компания олигарха Владимира Потанина. В конце июня 2020 г. вслед за разливом дизельного топлива из хранилища Талнахской обогатительной фабрики (ТОФ), принадлежащей «Норникелю», стали сливать техническую жидкость прямо в тундру. Жидкость попала в реку Норильскую и озеро Пясино. Экологи стали бить тревогу. Туда прибыла машина с представителями прокуратуры. Бульдозер «Норникеля» якобы случайно…наехал на автомобиль. Хорошо, что обошлось без жертв! Многие расценили это как «толстый намек» прокурорским, что будет с ними, если начнут «копать». Так это или не так, неизвестно, фактом остается лишь то, что работники компании не боятся ни полиции, ни прокуратуры. На место аварии приехал депутат Мосгордумы от «Яблока» Сергей Митрохин. Он попытался вывезти в Москву пробы жидкости, так как местные активисты не надеялись на независимую экспертизу в Красноярском крае. В аэропорту Норильска служба безопасности изъяла у депутата пробы, объяснив это тем, что вывозить что-то за пределы края можно только…с разрешения «Норникеля». Когда депутат возразил, что здесь власть принадлежит не олигарху Потанину, а государству Российская Федерация, что есть еще и полиция, ему изящными намеками объяснили, что полиция встанет на сторону «Норникеля». И то правда, в мае, после разлива дизельного топлива, представителей федерального надзорного ведомства (!) не пустила на объект охрана «Норникеля»! Обращение москвичей в полицию ничего не дало! Местная полиция боится охранных молодчиков…
Митрохин сам убедился в том, что ему говорили активисты: Норильск – это город, где нет российской власти. Здесь власть принадлежит хозяевам предприятия. Они назначают мэра, муниципальных чиновников, любой горожанин – от главы СБ аэропорта до директора детсада – враз потеряет работу, стоит ему хоть слово сказать против.
Итак, целый город и его окрестности в Красноярском крае принадлежат олигарху. И такая же ситуация, думаю, в большинстве субъектов Федерации). Но отчитываться за все Путин заставил…губернатора Усса, который даже приехать в Норильск без разрешения Владимира Олеговича не посмел бы. Как в издевку, Путин сказал Уссу на телекамеры: «Вы же губернатор!». «Выжегубернатор» утерся и поехал делать дальше вид, что правит. А настоящий хозяин по крайней мере части края за крупнейшую в Арктике экологическую катастрофу получил по суду штраф 146 миллиардов рублей! Это около 2 миллиардов долларов, при том, что состояние Потанина равно около 24 миллиардов долларов. Не обеднел бы олигарх, потратившись на восстановление северной природы. Но нет, он подал ответный иск и сейчас судится за то, чтоб снизить штраф до 21 миллиарда рублей. И, возможно, добьется своего…
А отношения губернаторов с силовиками! Спору нет, чиновники у нас вороватые, задержание каждого из них вызывает у народа чуть ли не восторг – и на этих циничных и наглых типов нашлась управа! Но ведь бывает и так, что уголовное преследование губернатора или членов его семьи – не что иное как месть за его несговорчивость с властями или за излишнюю популярность. Несколько лет назад «красный губернатор» Иркутской области Левченко был вынужден подать в отставку. В заложника превратили его собственного сына, арестованного силовиками «по экономическим обвинениям», которые и он, и его отец считают надуманными. Половина Дальнего Востока убеждена, что губернатор Фургал также пострадал за то, как говорят, что его рейтинг стал выше, чем рейтинг высшего руководителя Кремля (и об этом ему прозрачно намекнул полпред на заседании, материалы которого были слиты в Сеть). Дело это темное, в 1990-е на Дальнем Востоке творилось всякое, возможно, Фургал и виновен, но показательно, что вспомнили о его вине только сейчас, многие годы спустя.
Любой губернатор, ведущий независимую политику, проявляющий инициативу, рискует враз оказаться в местах не столь отдаленных за мнимые или действительные нарушения закона. Власть теперь принадлежит силовикам, и они могут предопределять, кто будет следующей жертвой, призванной время от времени доказывать народу, что «нацлидер» борется с коррупцией (причем самые махровые коррупционеры, сидящие тихо, конечно, не страдают). Фактически ему рекомендуют не вмешиваться ни во что, что делают в регионе олигархи и силовики; его задача – поддерживать порядок, чтоб не было громких скандалов, и организовывать бюджетников, чтоб на выборах голосовали за того, кого укажут…
В таких условиях никакая «школа губернаторов» с самыми наикрутейшими преподавателями не поможет! Кремль ставит перед своими назначенцами невыполнимую задачу: с одной стороны, требует, чтобы они навели порядок в регионах, с другой – отказывается давать им для этого властный ресурс. Потому что, как говорится, и хочется, и колется: нынешняя центральная власть боится и возмущения народного в регионах, и усиления региональных властей… Ведь самые важные думы олигархбюро не о стране, не о ее регионах, не о ее народе, а о том, как бы еще удержаться несколько лет и как бы еще один-два триллиона долларов вывести в офшоры для семейств в Лондонграде…
Не пойму только, почему народ продолжает терпеть этих олигархических «мыслителей»…