В первом квартале на фоне рекордного за 6 лет роста цен на продукты потребители с двузначной скоростью сократили покупки наиболее подорожавших продовольственных товаров, следует из подсчетов аналитиков ведущих банков России.
Расходы на овощи и фрукты рухнули на 30-60%, на мясо – на 25%. Хлебобулчных изделий люди купили на 40% меньше, чем годом ранее.
При том общая инфляция в России оценивается в 5,8%, темпы роста цен на продовольствие уже к началу марта превысили 8,4%, а на отдельные продукты оказались в разы выше.
Так, например, к началу марта, овощи и фрукты стоили на 16,6% дороже, чем год назад, куриное мясо – на 13%, подсолнечное масло – на 26,6%, куриные яйца – на 28,2%, сахар-песок – на 64%.
При этом реальные зарплаты, согласно тому же Росстату, выросли лишь на 1,6% (за январь-февраль), реальные пенсии начали сокращаться впервые с 2016 года – на 0,1% за февраль.
Данные о реальных располагаемых доходах населения за первый квартал Росстат не опубликовал: в докладе «О социально-экономическом положении» страны, представленном за день до Послания президенту Федеральному собранию, цифры оказались изъяты.
Одновременно взлетел спрос на ультрадешевую одежду. У сети «Семья» выручка по итогам первого квартала 2021 года прибавила 30%, а число покупателей выросло на 15%.
На фоне снижения трат на продукты и одежду у россиян увеличились расходы на государственные сборы, включая налоги, пошлины и штрафы. В первом квартале 2021 года они выросли на 10%.