Проблемы воспитания любви к Родине у молодого поколения.
Депутат фракции «Справедливой России» Елена Драпеко порадовалась минувшему празднику – Дню России, а на следующий день поделилась с коллегами в Госдуме своими раздумьями.
На днях «Ведомости» опубликовали результаты исследования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022», где была затронута тема «Воспитание патриотизма». В исследовании приняли участие 150 тыс. учащихся в возрасте от 14 лет и 100 тыс. родителей и педагогов. Результат: только 59% юных патриотов поддерживают действия России по отношению к Украине, 36% говорят о каком-то нейтральном отношении, 3% не одобряют, а еще 2% затрудняются с ответом. В общем, радоваться нечему.
Если верить исследованию, то понятие патриотизма у нового поколения настолько размыто, что оно спокойно укладывается в один ряд с эмиграцией и нейтралитетом в отношении специальной военной операции и, видимо, не является для молодых людей чем-то значимым для их будущего.
Это повод крепко задуматься: почему, находясь вполне в сознательном возрасте, подростки настолько плавают в своем отношении к операции, которую российские вооруженные силы проводят на Украине?
И ответ есть.
Молодые слишком мало знают правды о специальной военной операции, о страданиях Донбасса. Им не понять, почему Россия вступилась за Донбасс.
Основными источниками информации у молодых, как вы знаете, являются социальные сети. Ну и нетрудно догадаться какие – YouTube и TikTok. Формат информации, который лучше всего воспринимает эта среда, – короткие видео.
Молодому поколению телевидение наше не предлагает ничего, что могло бы их увлечь. Из полусотни опрошенных подростков от 14 до 18 лет ни один не назвал свой любимый российский телеканал или любимую информационную передачу.
Засилье западных ценностей и культурных образцов, фактически полный демонтаж прежних практик работы с молодежью, до сих пор полноценно не заполненный идеологический вакуум, привели к тому, что у многих молодых людей исчезли ценностные ориентиры. Важность многих вещей начала измеряться не общественным благом, а их стоимостью.
Не имея жизненного опыта, они становятся жертвами намеренно запускаемых фейков. Ситуация усугубляется и тем, что официальная информация о ходе боевых действий от Министерства обороны банально запаздывает и о многом умалчивает.
Вопрос извечный: что будем делать?
И вот сейчас скажу неприятную вещь: мы боремся за историческую память с противником. Мы американцам или немцам рассказываем, кто победил в Великой Отечественной войне. А им наплевать на это. Их задача лишь в одном: чтобы народ забыл историю и сменил свой культурный код, размыл его, утратил связность.
Не чехам надо рассказывать, кто освободил Прагу, а нашим школьникам говорить, сколько на заводах Skoda было выпущено танков во время войны.
А что европейцы? Они наши памятники сносят, стирают историческую память. Чех или литовец, сносящий памятник, убивает оскорбительное для него напоминание о том, кто помешал ему присоединиться к европейской семье народов-сверхчеловеков.
Мы просто обязаны ответить нашим детям на трудные вопросы: почему мы не такие, как другие европейцы, почему мы для них загадочная русская душа, за что они нас не любят, и когда разошлись наши пути, и почему они выдают свои ценности за общечеловеческие, чем наш культурный код отличается от европейского культурного кода.
Да и самим неплохо бы это помнить. Культурный код – это не пляски под гармошку в смазных сапогах. А что тогда? Это иерархия, система ценностей, исповедуемая народом.
Что мы об этом знаем? Компартия Российской Федерации ссылается на коммунистический опыт. Историки говорят, что все гораздо сложнее и глубже. Самые первые источники, которые нам доступны, о нашем культурном коде – это народный эпос, былины.
Нам важны былины, поскольку, как пишут специалисты, русский эпос хронологически совпадает со временем записи «Беовульфа» в Англии, «Песни о Роланде» во Франции, «Песни о Нибелунгах» в Германии, «Песни о Сиде» в Испании, что позволяет сравнить русский и западноевропейский эпос и выявить их отличия.
Вот несколько слов об эпосе наших европейских соседей. Выдающийся памятник средневековой эпической поэзии Франции «Песнь о Роланде» – это песнь о крестовых походах, о завоеваниях, о сражениях христиан с иноверцами. Вот отрывок: «Карл заходит в завоеванную Сарагосу и повелевает: пусть синагоги жгут, мечети валят. Берут они и ломы, и кувалды, бьют идолов, кумиры сокрушают, чтоб колдовства и духу не осталось. Ревнует Карл, велит он воду освятить прелатам и мавров окрестить в купелях наспех. И если кто на это не согласен, тех вешать, жечь и убивать нещадно. Насильно крещены сто тысяч мавров». Это «Песнь о Роланде», эпос.
Испанская «Песнь о Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах», англосаксонская поэма «Беовульф» воспевают обогащение грабежом или борьбу за драгоценный клад. «Сид»: «Нападайте дерзко, грабьте проворно». «Беовульф»: «В обмен на богатства жизнь положил я».
У Нибелунгов вообще страшная история: там и предательство родных, и месть, и обман, и коварство. И все это из-за чего? Да из-за великого клада Нибелунгов.
В русском эпосе мотив обогащения отсутствует. Понятие мести как таковой вообще отсутствует в русском фольклоре. Давайте вспомним наших основных героев. Илья Муромец – непобедимый крестьянский сын, и первый его подвиг – тяжелая крестьянская работа, а потом уже подвиги богатырские. Потом он идет служить за веру христианскую, за землю русскую, за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей.
Добрыня Никитич и Алеша Попович рядом с ним. Потом идет хоробрая княжеская дружина, но, по словам Микулы Селяниновича, «могут только хлеба ясти».
И, наконец, князь Владимир, личной силой не отмеченный, но отмеченный силой власти. И поскольку он в центре былинной родины, то он и является Красным Солнышком.
Богатыри – народные заступники, а не наемники и вассалы. Часто критически относятся к властям и дружат с голью кабацкой.
Кто-то мне скажет: это все сказки, в реальности была борьба за власть, и холуи у власти были, и рабы, и завоевания, и убийства, и грабежи. Но это осуждалось…
А чего стоит былинный эпос? Эпос – это отобранная в течение веков система национальных ценностей и их иерархия. Поэтому поступки Нибелунгов воспеваются немцами до сих пор, а поступки Ильи Муромца отвечают душе русского человека.
Наши предки передают нам через века идеалы Святой Руси – любовь к Родине, труд, действенную жалость к униженным и обиженным, желание побратимства, товарищества. И эти идеалы прошли через все русское и советское искусство, они в лучших образцах современного искусства. Именно они…
И мы все сегодня, наша молодежь, наши дети, обязаны продолжить эту нашу вселенскую миссию.
Елена ДРАПЕКО