Планы правительства отказаться от многомиллиардных субсидий нефтяным компаниям из бюджета взорвали российский рынок бензина. С начала года цена марки «Регуляр-92» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже взлетела на 76% и на торгах в четверг обновила исторический максимум – 58 711 рублей за тонну.
Бензин «Премиум-95», который в начале января стоил около 38 тысяч рублей за тонну, подорожал почти до 66 тысяч рублей. За три недели июня его цена подскочила на 10%, а рост с начала года достиг 73%. На торгах в четверг сделки заключались по 65 787 рублей за тонну, при этом на внебиржевом рынке цена поднималась до 66 314 рублей. Оба значения – рекордные в истории российского рынка.
Бензин дорожает по мере того, как нефтяные компании сокращают продажи на бирже и стремятся вывезти топливо за рубеж, ожидая снижения выплат из федерального бюджета, которые в прошлом году составили рекордные 2,2 трлн рублей.
Речь идет о так называемом демпферном механизме, который власти запустили в ответ на бензиновый кризис 2018 года: если внутренние цены на бензин ниже экспортных, правительство доплачивает нефтяникам разницу из казны, и наоборот – если внутренние продажи выгоднее, компании платят повышенный «налог».
Только за один май 2023 года нефтяники получили 103,5 млрд рублей демпферных выплат из бюджета. Но резкое падение доходов вынудило Минфин задуматься о сокращении расходов. По плану ведомства, с 1 сентября субсидии нефтяникам уменьшатся на 30 млрд рублей в месяц. Это, наряду с падением курса рубля к доллару, и стало главной причиной взрывного роста оптовых цен на бензин, считает аналитик «Финама» Сергей Кауфман.
Рост котировок на бирже уже начал отражаться на рознице, указывает аналитик ПСБ Екатерина Крылова: с начала года, согласно Росстату, ценники на АЗС выросли на 2% и, по прогнозу ПСБ, могут прибавить еще около 5%. Это сулит разгон инфляции во всей экономике. «В долгосрочной перспективе рост цен на бензин неизбежно приведет к удорожанию всех товаров», – предупреждает профессор ВШЭ Евгений Коган.
В росте цен сыграло роль решение компаний переориентировать поставки на экспорт, каникулы и ремонты нефтеперерабатывающих заводов, указывает он. По данным Федеральной антимонопольной службы, за январь–май продажи бензина на бирже упали на 8%. 14 июня ведомство потребовало от нефтяников отправлять больше топлива на биржу, пригрозив возбудить антимонопольные дела. «В случае отсутствия принятия мер служба может рассматривать такие действия как признаки нарушения закона о защите конкуренции», – предупредили в ФАС.