В Москве 3 августа 1959 года под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!» открылся второй Первый Международный кинофестиваль. Но историческая справедливость требует признать, что в 1959 году состоялось открытие не первого, а уже второго кинофестиваля в Москве. Свою историю Московский кинофестиваль ведет аж с 1935 года, но тогда он еще не носил регулярного характера.
В 1935 году показом фильма «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых в кинотеатре «Ударник» открылся первый международный Московский кинофестиваль.
Московский кинофестиваль стал вторым старейшим киноконкурсом мира после Венецианского фестиваля, впервые проведенного в 1932 году. В 1934 году организаторы Венецианского кинофестиваля включили в свою конкурсную программу сразу несколько советских фильмов: «Веселые ребята», «Гроза», «Иван», «Окраина», «Три песни о Ленине», которые получили различные награды фестиваля.
Главный приз фестиваля в тот период носил название «Кубок Муссолини». Из-за идеологического неприятия двух разных политических систем возникла двусмысленная ситуация. В Москве появился план проведения собственного кинофестиваля. Свободная демонстрация в СССР последних киноновинок могла стать хорошим аргументом в идеологическом противостоянии.
Фестиваль в Москве был логическим продолжением празднования 15-летия советской кинематографии, которое вся страна отметила с 10 по 18 января 1935 года. В эти дни, согласно специальному Постановлению ЦК ВКП(б), во всех трудовых коллективах провели собрания, на которых были «отмечены значительные достижения советской кинематографии и подчеркнута необходимость дальнейшей борьбы за создание высокохудожественных, понятных и любимых массами кинопроизведений, воспитывающих в духе социализма, за лучшую технику кинематографии и за широкое продвижение кинокартин во все города и села Советского Союза».
Распоряжение об организации такого кинофорума дал сам Сталин.
В первом международном Московском кинофестивале участвовали девять стран: СССР, США, Великобритания, Франция, Италия, Чехословакия, Венгрия, Китай, Польша. Тогда кинофорум носил название «Советский кинофестиваль в Москве».
В состав жюри вошли такие мэтры отечественной киноиндустрии, как Серей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, от зарубежных коллег – представитель французской семьи изобретателей и изготовителей киноаппаратуры Анри Дебри. Председателем жюри был Борис Шумяцкий – участник Гражданской войны в Сибири и дипломат, руководивший по заданию партии советским кинематографом с 1931 по 1938 год.
Из советских фильмов, помимо «Чапаева», были показаны «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, «Летчики» режиссера Юрия Райзмана, «Любовь и ненависть» Альберта Гендельштейна, «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мачерета и короткометражный фильм «Авиамарш» Михаила Кауфмана.
Также были представлены кинокомедия «Горячие денечки» Александра Зархи и Иосифа Хейфица и объемный мультипликационный фильм «Новый Гулливер» Александра Птушко, в котором использовалась новая для того времени техника комбинированных съемок.
Международная программа включала «Лавку древностей» (США) режиссера Томаса Бентли, «Клеопатру» (США) Сесиля де Милля с Клодетт Кольбер в главной роли, комедию-ревю «Эвер Грин» (Великобритания) Виктора Севилла, популярную комедию Генри Костерлица «Петер» (Венгрия, США, Австрия) с известной венгерской актрисой Франческой Гааль в главной роли, «Маленькие женщины» (США) Джорджа Кьюкора, «Частную жизнь Генриха VIII» (Великобритания) Александра Корды. В программе участвовали такие фильмы, как «Хлеб наш насущный» (США) Кинга Видора, «Мария Шапделен» (Франция) Жюльена Дювивье с участием Мадлен Рено и Жана Габена, «Последний миллиардер» (Франция) Рене Клера, «1860 год» (Италия) Алессандро Блазетти, «Молодой лес» (Польша) Йозефа Лейтеса, «Эй, ухнем!» (Чехословакия) Мартина Фрича.
Фильм «Да здравствует Вилья!» (США) Джека Конуэя был показан вне конкурса. Жюри отметило его исключительные художественные качества и мастерство актера Уоллеса Бири.
«1860 год» был отмечен на фестивале как попытка «отобразить на экране великие эпизоды истории итальянского народа».
Фильм «Петер» получил грамоту фестиваля как «соединяющий занимательный сюжет четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством».
По итогам киносмотра главный приз – Большой серебряный кубок был вручен киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне», как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссерского мастерства, актерской игры и операторской работы». Вторую премию – Малый серебряный кубок получил французский режиссер Рене Клер за фильм «Последний миллиардер». Третьей премией (также Малый серебряный кубок) была удостоена компания Уолта Диснея «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства».
А дальше… назревала Вторая мировая, было не до кино. Но, по общему признанию, первый фестиваль в московском кинотеатре «Ударник» более чем удался.
Московский международный кинофестиваль возобновил свою работу в 1959 году и стал проводиться каждые два года, с 1999 года проводится ежегодно.