46 из 117 миллиардеров России – граждане других государств.
Сооснователь Яндекса ILMT Аркадий Волож (состояние $1,1 млрд) оказался очередным миллиардером, который отрекся от Родины. После вывода активов и ради снятия санкций он решил предстать на Западе «своим, буржуинским». Для чего прошелся по СВО, назвав ее «варварским вторжением».
«Я в ужасе от того, что каждый день в дома украинцев летят бомбы. Несмотря на то, что с 2014 г. я не живу в РФ, я понимаю, что и на мне есть доля ответственности за действия страны», – выдал Волож. На Донбассе у него «личных друзей» и «родственников», жаль, не оказалось.
«Израильский технологический предприниматель казахстанского происхождения», как он теперь представляется, родился в 1964 г. в СССР в г. Гурьеве, где отец работал ученым-геологом. Сам Волож окончил в 1981 г. физмат-школу, а затем и Институт нефти и газа. Получив бесплатно хорошее образование, он устроился в Институт проблем управления АН СССР, где занялся исследованиями больших данных.
В 1989 г. вместе со своим учителем английского языка американцем Робертом Стабблбайном он учредил компанию CompTek, которая занялась перепродажей иностранного IT-оборудования, в т.ч. госструктурам. К концу 1990-х она была крупнейшим дистрибьютором корпорации Cisco Systems в РФ с оборотом в десятки миллионов долларов.
Яндекс же придумал в 1993 г. одноклассник Воложа Илья Сегалович, который также присоединился к компании. В 1997 г. Волож закупил три сервера, на которых проиндексировали все содержимое Рунета, и Яндекс вышел в топ сайтов. Впрочем, еще несколько лет он будет убыточным отделом CompTek.
Рост Яндекса шел не без помощи государства. Помимо госзаказов, помогали и неформальные связи с чиновниками. Волож был знаком с бывшим главой президентской администрации Александром Волошиным, который стал консультантом компании. Государство вошло в капитал и через «золотую акцию» получило влияние. Не раз Волож встречался и с Владимиром Путиным. В 2017 г. в офисе Яндекса они обсуждали будущее искусственного интеллекта. В обмен на благорасположение государства компания помогала формировать нужную повестку – так посчитал ЕС, введя против бизнесмена санкции.
Но особенно разбаловали миллиардеров налоговые привилегии. Подоходные 15% вместо 40–50%, как на Западе, – разница существенная. Волож, как и большинство, использовал офшорные схемы и выводил капиталы за рубеж. За типичные для РФ фокусы в США бы давали хорошие срока.