Педагогического образования не оказалось у каждого шестого учителя.
Ситуация с кадрами в учебных заведениях стремительно ухудшается. В 2021/22 учебном году каждый шестой школьный учитель (172 300 человек, или 15,9%) преподавал без высшего педагогического образования, следует из статистического сборника НИУ «Образование в цифрах». Также 2,75%, или 29 800, педагогов окончили вузы, но по другим специальностям. Среднее специальное образование было у 12,41% учителей (134 500 человек). При этом информация об образовании отсутствует у 0,74% педагогов (8 тыс. человек).
Согласно данным Росстата, всего на конец 2022 года в стране насчитывалось почти 1,08 млн учителей – столько же, сколько годом ранее.
В то же время опрос группы «Актион образование», проведенный среди 625 учителей в августе этого года, показал, что 19% российских педагогов имеют лишь среднее профессиональное образование. Среди тех, кто получил педагогическое образование, только 64% окончили вузы. Одновременно с этим у каждого пятого педагога в России (20%) есть коллеги, которые работают вообще без профессионального образования, а 23% учителей не обладают квалификационной категорией.
Чтобы справиться с дефицитом кадров в школах, глава Минпросвещения Сергей Кравцов ранее выступил с инициативой начать готовить педагогов средней школы (с 5-го по 9-й класс) в системе среднего профессионального образования. На текущий момент это допускается при подготовке специалистов для детских садов и начальных школ. Однако, как напоминает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, согласно действующему профстандарту педагога, учителями могут работать люди исключительно с профильным высшим образованием, с образованием по профильному предмету, а также студенты педвузов старше третьего курса.
Минпросвещения старается решить кадровую проблему с учителями в ситуации, когда «выпускники педвузов не остаются в школах работать», поскольку для этого «нужны нормальные зарплаты», говорит оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. При этом она признает, что для педагогов необходимо высшее образование, «по крайней мере бакалавриат».
«Эта инициатива Кравцова чрезвычайно вредная и чрезвычайно опасная. <…> Преподавать в школе – это не просто учить детей математике или географии, это в первую очередь педагогика, это сложное искусство», – считает учитель в физико-математическом лицее «Вторая школа» Леонид Перлов. По его словам, человек со средним профессиональным образованием слишком молод для преподавания в средней школе и не обладает достаточным жизненным опытом, что негативно скажется на общении с учениками и родителями.